К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

К чему приведет объединение Мариинского и Большого театров под руководством Гергиева

Валерий Гергиев (Фото Brill / ullstein bild via Getty Images)
Валерий Гергиев (Фото Brill / ullstein bild via Getty Images)
25 марта Владимир Путин предложил дирижеру Валерию Гергиеву подумать о создании общей дирекции Большого и Мариинского театров. В своей колонке для Forbes Life музыкальный критик Марина Гайкович рассказывает, почему Гергиева уже давно интересует судьба Большого и что увидят зрители, если такой план будет реализован

Предложение президента

В День работника культуры Владимир Путин в режиме видеоконференции провел встречу с лауреатами премий Президента для молодых деятелей культуры 2021 года и премий Президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества 2021 года. В ходе этой встречи президент предложил Валерию Гергиеву, главному дирижеру, художественному руководителю и генеральному директору Мариинки, подумать о воссоздании общей дирекции Большого и Мариинского театров.

«Конечно, главный конкурент [Мариинского театра] внутри страны — это Большой театр. Это и понятно, и хорошо, что у нас есть такая возможность — сравнивать наши ведущие, лучшие, мирового класса коллективы. Тем не менее вы наверняка знаете, что в свое время у нас была Дирекция Императорских театров, которая позволяла заботиться о самых лучших коллективах соответствующим образом и развивать, если не в одном ключе, то оказывая им поддержку таким образом, чтобы они наилучшим образом друг друга дополняли», — сказал Путин и подчеркнул, что это лишь вопрос для размышления, а не решение об объединении.

Тем не менее, по словам Гергиева, которого цитирует ТАСС, в последние две недели он уже трижды встречался с министром культуры Ольгой Любимовой и, очевидно, обсуждал в том числе озвученный президентом вопрос. «Как раз думали о том, чтобы молодые таланты еще быстрее, стремительнее сейчас получали возможность петь на прославленных сценах. Речь идет о десятках изумительных певцов, кое-кто из них сегодня потерял какие-то контракты», — сказал Гергиев. «Я прежде всего думаю о молодых артистах, музыкантах, артистах оркестров и хоров и, конечно, солистах — им нужна поддержка», — подчеркнул маэстро, приводя аргументы в пользу объединения Большого и Мариинского театра в единую структуру. 

 

Объединение театров 

Этот вопрос Гергиева беспокоит последние четверть века. Как-то он упомянул о разговоре, который состоялся у него в 1995 году с Виктором Черномырдиным, тогда премьер-министром страны. Снова вопрос возник в информационном поле в 2002-м, когда был подписан договор о сотрудничестве между театрами. Правда, тогда Гергиев отрицал свои виды на Большой. «Мне надоели эти слухи и домыслы», — говорил он в интервью «Известиям». Эта тема возникла снова в 2011-м накануне открытия Исторической сцены Большого, но с тех пор не поднималась.

Гергиев сосредоточил внимание на строительстве здания новой сцены Мариинского театра (это был действительно сложный и долгий процесс). К тому же, чувствуя, что в самых высоких кругах идея слияния двух главных театров страны не находит поддержки, маэстро, вероятно, решил отложить этот вопрос и пойти другим путем. В 2013 году он выступил с инициативой объединить Мариинский театр, Академию Русского балета, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и Российский институт истории искусств и на их основе создать Национальный центр академического театрального и хореографического искусства при президенте РФ. Эта идея не прошла экспертизу профессионального сообщества, которую организовал тогдашний министр культуры Владимир Мединский. Как писали «Известия», Гергиев напрямую обращался с этой инициативой к президенту, но тогда, очевидно, тот не поддерживал такую кардинальную перестройку системы, да и министр был против. 

 

Но Валерий Гергиев — слишком уважаемая фигура, чтобы ему постоянно отказывать. Поэтому был найден компромисс — Гергиев «пошел в регионы». В 2016 году Приморский театр оперы и балета во Владивостоке (созданный в 2013 году) официально стал «третьей сценой» Мариинского театра. В 2017-м в состав Мариинки вошли Национальный государственный театр оперы и балета и филармония Республики Северная Осетия — Алания во Владикавказе. Так Валерий Гергиев создал собственную музыкально-театральную империю, где не хватало только одного города — Москвы. 

В какой-то момент шла речь о том, что концертный зал «Зарядье» у Кремля строят для Гергиева. В сентябре 2018 года «Ведомости» так писали о концерте-открытии площадки: «Гергиев выступал на правах хозяина: зал «Зарядье» мыслится как его московская вотчина. Он стоял у истоков замысла, он патронировал его в верхах, теперь он возглавляет наблюдательный совет зала, от него ждут и его собственных концертов, и протекций по части приглашения других мировых светил. С подачи Гергиева акустику проектировал Ясухиса Тоета, известный многими прекрасными залами по всему миру, в том числе концертным залом «Мариинский-3» в Санкт-Петербурге». Но очень быстро эта тема сошла на «нет» — оркестр Мариинского театра выступает в «Зарядье» довольно часто, но на репертуарную и административную политику зала влияния не имеет, они самостоятельны. 

Гергиев, к слову, не единственный, кто поддерживает идею создания Дирекции Императорских театров или создания новых театральных конгломераций. «Я все делаю как Теляковский (последний директор Императорских театров. — Forbes Life). У меня даже кличка такая в театральных кругах. Я за эффективность творческого процесса, за государственный подход. Объединение выгодно для государства», — говорил в ноябре 2021 года Владимир Кехман, директор Михайловского театра в Санкт-Петербурге и МХАТа им. Горького в Москве. 

 

В 2019-м Министерство культуры объявило об объединении петербургского Александринского и ярославского Волковского театров в Театрально-культурный комплекс «Первый Национальный Российский театр», который возглавит худрук Александринки Валерий Фокин. Волковскому театру при поддержке общественности удалось тогда сохранить самостоятельность. А вот Псковский театр драмы им. Пушкина согласился потерять ее в обмен на статус федерального театра (и, разумеется, бюджет) и вместе с Александринским объединился в Национальный драматический театр России.

Директор Большого театра Владимир Урин, как и его предшественник Анатолий Иксанов, идеи гигантомании не разделяет, но в публичную полемику предпочитает не вступать. Осенью 2020 года Урин говорил Forbes Life о том, что расширение площадок гибельно для Большого театра: «Мы точно расширяться не будем. По крайней мере при моем руководстве. У меня контракт до 2022 года. Говорю это абсолютно точно, потому что попытки дать Большому еще филиалы не нашли нашей поддержки». В январе 2022-го контракт с директором был продлен еще на пять лет.

Имперские театральные амбиции

В 2013 году Forbes цитировал одного из знакомых дирижера: «Гергиеву всегда было мало Мариинки — он хочет быть главным культурным деятелем страны». Одна из идей, которые, по словам того же знакомого, в последнее время часто предлагает руководитель Мариинки, — объединить Большой и Мариинку в Императорские театры России, как это было до революции. Но близкий знакомый Гергиева уверен, что, если маэстро поставил цель, он ее добьется: «Гергиев — стратег. Он умеет ждать и появляться в нужный момент у нужных людей».

Нужный момент настал. Валерий Гергиев сегодня — персона нон грата за Западе. Его, как человека, близкого к Владимиру Путину и поддерживающего политику президента, лишили всех международных контрактов. Гергиев проигнорировал ультиматум, выдвинутый Западом, — осудить действия России в Украине. При этом генеральный директор Большого театра Владимир Урин подписал письмо деятелей культуры, осуждающее проведение специальной военной операции в Украине. 

«Два главных театра страны — и такие разные истории. Один на творческом подъеме, другой в хозяйственных заботах. Возможно, менеджерская модель Большого в отдаленной перспективе окажется более уместной, чем несколько хаотическое администрирование Мариинки», — писал «Коммерсант» в 2002 году. Предположение это оказалось пророческим: Большой театр — стабильная институция с четким репертуарным планированием, в то время как «некоторая хаотичность» управленческого стиля Валерия Гергиева многократно приумножилась за прошедшие годы. Источники, близкие к театру, утверждают, что ни одно решение — а в Мариинке пять крупных сцен и десяток камерных — не принимается без визы маэстро. Кроме того, судя по статистике, количество номинаций Мариинского театра на национальную театральную премию «Золотая маска», в ранние годы возглавлявшего шорт-листы, свелось к единицам. 

 

Если решение о создании единой дирекции будет принято, то к «владениям» Мариинки присоединятся три сцены Большого (Историческая, Новая и Камерная им. Б. Покровского), а также Калининградский филиал. Плюс президент намекнул, что отдельного разговора требуют культурные кластеры в Кемерове, Севастополе, Калининграде и Владивостоке, так что не исключено, что и их будет курировать Валерий Гергиев. 

Выиграет ли российская культура от этого — вопрос будущего, но сегодня кажется, что перспективы туманны. Касательно тезиса о поддержке молодых талантов — Большой театр имеет два направления, поддерживающих и воспитывающих начинающих оперных артистов: Молодежную оперную программу и стажерскую группу, с декабря 2020 года действует Молодежная балетная программа. За последние годы оперная Москва дала миру не меньше блистательных солистов, чем Санкт-Петербург, а балет Большого развивается успешнее, чем Мариинского. 

Преимущество развития театрального искусства после 1917 года — после того, как формально прекратила свое существование Дирекция Императорских театров, — заключается в разнообразии. Каждая из институций пошла своим путем, нашла свое художественное лицо. Мариинский и Большой — два разных театра, с разными стратегиями. В XXI веке, после творческого и материального кризисов 1980–1990-х годов, один театр пошел по пути директорского управления, а другой сделал ставку (а Валерия Гергиева именно выбрал коллектив) на яркого, харизматичного и наделенного беспрецедентным талантом лидера. В случае объединения огромный театральный кластер будет подчиняться одной художественной стратегии, что значительно ударит по творческому разнообразию. Владимир Урин, к слову, это понимает: когда он говорит о Калининградском филиале, то подчеркивает, что его задача — запустить рабочие процессы, чтобы театр в дальнейшем существовал самостоятельно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+