«Веселиться негоже»: выживут ли концертные агентства без иностранных артистов
Тьма и балалайка
«Друзья, группа «Нервы» останавливает свою деятельность на территории России на неопределенный срок», — такое сообщение появилось 9 марта на официальной странице «ВКонтакте» рок-группы «Нервы». В июне музыкальный коллектив должен был выступать на ежегодном фестивале «Дикая мята», но за два дня до заявления в соцсети солист группы Женя Мильковский сообщил продюсеру мероприятия Андрею Клюкину, что отказывается выступать. «Мы с ним переписывались об этом всю ночь. И его можно понять, ведь «Нервы» — украинская группа, ему было очень тяжело выступать в таких условиях. Через несколько дней он покинул Россию», — вспоминает Клюкин события начала марта в разговоре с Forbes.
«Нервы» — не единственная группа, которая отменила свое выступление в России после начала «спецоперации»* России на Украине. Приезжать отказались Green Day, Тилль Линдеманн (солист Rammstein), Imagine Dragons, Bring Me the Horizon, Twenty One Pilots, The Neighbourhood, Franz Ferdinand и многие другие. Организаторы крупных музыкальных фестивалей объявили об их отмене или переносе на 2023 год.
По словам Клюкина, всего в России около 10 крупных фестивалей, которые суммарно продают около 200 000 билетов в течение года. Наиболее популярный из них, «Нашествие», продает 45 000 билетов, отметил он. Источник, близкий к организаторам фестиваля, рассказал Forbes, что решение о том, состоится ли «Нашествие» в 2022 году, будет принято после 7 апреля.
Соорганизатор еще одного крупного фестиваля «Боль» (до 20 000 зрителей) — концертное агентство Pop Farm — объявило о его отмене 1 марта. «Мы не знаем, когда, в каких условиях и в каком формате сможем вернуться к работе, и надеемся лишь на то, что происходящий ужас как можно скорее закончится», — написали организаторы на странице «ВКонтакте». Представитель Pop Farm отказался от комментариев. Сотрудница крупной музыкальной компании рассказала Forbes, что Pop Farm «собиралась набрать обороты после коронавируса», но смогла провести только концерт Земфиры 26 февраля. Сооснователь Pop Farm Андрей Саморуков 25 февраля написал на своей странице в Facebook (признана экстремистской и запрещена в России), что «завтра будет последний великий концерт, а потом — тьма и балалайка».
Об отмене ежегодного фестиваля Park Live стало известно 28 марта. Ранее агентство «Мельница», которое организует фестиваль, рассказывало, что свои выступления отменили хедлайнеры Limp Bizkit, Gorillaz, Placebo и My Chemical Romance.
«Не все музыканты отказались от концертов в России. Более того, при благоприятном стечении обстоятельств несколько артистов намерены выступить на фестивале уже в следующем году», — говорится в сообщении Park Live. В «Мельнице» отказались от комментариев.
«Концерты проводить можно, но большинство артистов считают неприемлемым делать это в такие времена», — говорит сотрудница крупной музыкальной компании. С ней согласен бывший директор «Афиши» по артистам и репертуару Семен Гальперин. «Подавляющее большинство международных артистов не будут иметь ни моральной, ни репутационной, ни финансовой возможности приезжать в Россию еще долгое время», — считает он. Гальперин рассказал, что event-отдел «Афиши» закрыли из-за оптимизации расходов, поскольку после 24 февраля в нем больше не было необходимости: проводить мероприятия невозможно, поэтому заниматься команде нечем.
До начала событий на Украине «Пикник «Афиши» планировалось провести в два дня, причем как в Москве, так и в Петербурге, поэтому организаторы ориентировались на бюджет фестиваля в два-три раза выше, чем обычно, отметил Гальперин. По его словам, хедлайнерами должны были стать австралийская Tame Impala и американская Kings of Leon. Близкий к организаторам «Пикника» источник рассказал, что сборы от продажи билетов и инвестиции спонсоров составляли около 100 млн рублей за день, а в 2022 году планировалось, что они достигнут 400-500 млн рублей (за два дня в двух городах). Большая часть этих средств шла на гонорары артистов, добавил собеседник Forbes.
Концерт за рубль
Однако часть мероприятий в России все же состоится, например организаторы проведут «Дикую мяту», но уже не заработают на ней, говорит Клюкин. По его словам, нынешний фестиваль — возможность встретиться со зрителями и закрыть долги перед ними, так как в 2020-2021 годах концерты массово отменялись из-за коронавирусных ограничений.
В 2021 году «Дикую мяту» отменили за несколько часов до начала фестиваля, а организаторы потеряли из-за этого 96 млн рублей, отмечает Клюкин. Около 50 млн рублей из них — это выручка от проданных билетов, из которых зрители попросили вернуть 4 млн рублей, отметил он.
«Билеты у нас уже проданы, артисты единодушно поддержали фестиваль, предложив выступить в 2022 году за один символический рубль, затрат на маркетинг не будет, поскольку после отмены фестиваля многие СМИ пообещали бесплатную информационную поддержку», — воодушевлен Клюкин. В итоге затраты в этом году сократятся примерно в два раза, до 65-67 млн рублей, добавил он. Зарубежные артисты (Aurora из Норвегии, Ren и The Big Push из Великобритании) должны были быть дополнением к отечественному лайн-апу, но их потеря для фестиваля не будет критичной, сказал Клюкин.
Коммерческий сектор зрелищных мероприятий в пандемийном 2020 году рухнул на 70-75%, в некоторые месяцы — на 95%, говорит главный редактор информационного агентства Intermedia (занимается исследованиями в сфере культуры и развлечений) Евгений Сафронов. Если в 2019 году общий оборот рынка концертов, спектаклей, шоу с участием исполнителей (открытых или по билетам) достигал 212,4 млрд, то в 2020-м он снизился до 145,9 млрд рублей. Несмотря на связанные с коронавирусом запреты, в 2021 году отрасль начала восстанавливаться, однако потеря значительной части топовых артистов и сокращение платежеспособного спроса в 2022-м отрицательно повлияют на индустрию, считают в Intermedia.
По оценкам компании, в 2019 году доля коммерческих выступлений (без использования госбюджета) достигала 100,1 млрд рублей, а в 2020 году — всего 27,6 млрд рублей. Если в этом году больше ничего не случится, она составит 40-50 млрд рублей, что на 30-40% больше показателей 2021-го, но вдвое меньше допандемийного 2019 года, отметили в компании.
Концертный бизнес не успел восстановиться после пандемии, когда два года назад в России запретили все мероприятия свыше 50 человек, рассказала директор по проектам концертного агентства T.C.I. Юлия Дорошина. За это время люди отвыкли заранее покупать билеты и потеряли доверие к организаторам, считает она. «Организаторы выдохлись в поисках решения проблем: нужно было возвращать деньги за отмененные концерты, но они ушли на предоплату артистам, на бронь площадок, а что-то потрачено на рекламу, содержание офисов», — рассказала она.
После двух лет запретов концертов российские агентства находились в тяжелом финансовом состоянии, но была надежда, что ситуация наладится с окончанием пандемии и активным возвращением артистов к гастрольной деятельности в 2022 году, говорит Гальперин. «Из-за [«спецоперации» — изменено Forbes] в Украине и отказа артистов приезжать в Россию этого не произойдет, а деньги за билеты на перенесенные концерты большинству организаторов будет сложно отдать в полном объеме», — считает он.
Большинство концертных агентств брали аванс у билетных операторов, платили гонорар артисту, а потом с продажи билетов возвращали аванс, говорит руководитель Delta Mekong Concerts Владимир Доронин. «Сейчас деньги зависли в «недружественных» странах, получить их назад нет возможности, но возвраты за билеты делать надо», — отметил он.
Если зрители начнут требовать возврата средств через суд, это приведет ко множеству банкротств и уничтожению индустрии, считает продюсер «Дикой мяты». Однако он полагает, что отрасль сможет возродиться.
Например, концертное агентство Line Up перестроило свою бизнес-модель еще в 2014 году после падения курса рубля: уменьшило долю иностранных артистов с 60-70% до 5-10%, говорит владелец и управляющий Line Up Никита Новицкий. «Фактически мы отказались от концертов зарубежных артистов из-за валютных рисков», — отметил он. По словам Новицкого, агентство стало развивать в том числе смежные направления: прокат оборудования, управление концертными площадками, а также инвестиции в собственный музыкальный EdTech-проект. «Мы однозначно потеряем в рентабельности, но должны выстоять, сохранить бизнес и обойтись без сокращения персонала», — надеется он.
«Люди никуда не делись, в сложном эмоциональном состоянии они c еще большей охотой прибегают к культуре, желают перезагрузки вне зависимости от политических убеждений», — считает управляющий директор и промоутер клуба «16 тонн» Павел Камакин.
Однако, по мнению Доронина из Delta Mekong Concerts, тот, кто «умеет в этой жизни что-то еще, кроме организации концертов», скорее всего, уйдет из бизнеса. «Не стоит забывать, что деньги у людей начали заканчиваться, они лишаются рабочих мест, соответственно, их платежеспособность упадет в разы. Да и веселиться на фоне [«спецоперации» — изменено Forbes] для нормального человека негоже», — считает Доронин.
«И все же есть ощущение, что людям нужны положительные эмоции», — возражает сотрудница крупной музыкальной компании. «Я была в «Рихтере» в выходные, где [музыкант] Паша Артемьев перебирал на рояле: был полный зал и кафе, которое до этого много дней пустовало. На небольшие камерные события аудитория будет слетаться как мотыльки, чтобы поддержать артиста, любимое место и себя самих, потому что в такое время важно держаться вместе», — заключила собеседница Forbes.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.