К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Красота требует денег: как санкции влияют на индустрию косметологии

Фото Getty Images
Фото Getty Images
По оценкам экспертов, Россия занимает около 15% мирового рынка эстетических процедур. Российский рынок эстетической медицины уже давно в значительной степени интегрирован в глобальную эстетическую индустрию — и не только в объемах потребления. Специально для Forbes Life основатель сети клиник Seline Clinic Евгений Птушкин рассказывает, что происходит в индустрии косметологии сейчас и что ждет ее в ближайшем будущем

Место России на мировом рынке эстетических процедур

Рынок эстетической медицины включает четыре сегмента: инъекционную косметологию, уходовые процедуры, аппаратную косметологию и пластическую хирургию. 

Во многих клиниках премиум- и бизнес-формата доля импортных препаратов для инъекционной косметологии и уходовых процедур в среднем составляет около 80-90%. Основные страны-поставщики — это Европа: Франция, Великобритания, Италия, Швейцария, Германия, а также США и Южная Корея. Основные поставщики брендов косметологических аппаратов — США, Европа, Израиль и Южная Корея.

Россия занимает весьма значительную долю мирового рынка эстетических процедур — примерно 15%. 2021 год показал значительный прирост в оборотах — до 30%. В его основе лежит в том числе реализация отложенного спроса из-за пандемии 2020-го.

 

В отношении отделений косметологии, по разным оценкам, суммарный оборот инъекционных и аппаратных процедур составляет от 60% до 90%. В нашей сети клиник Seline эта доля составила 83% в 2021 году. Динамика спроса на аппаратную косметологию последние 3-5 лет превалирует над инъекционной. Во многом на спрос повлияла доступность целого ряда прогрессивных аппаратных методик для импорта, профессиональной подготовки докторов, активной маркетинговой политикой и, самое главное, более эффективных и долгосрочных результатов у пациентов. Также активно развиваются методики, в которых комбинируются аппаратные и инъекционные процедуры. 

Стоит учитывать, что в целом рынок вырос на 20-30%, а следовательно, и объемы поставок инъекционных препаратов растут, а также закупки оборудования и расходных материалов к ним.

 

В пластической хирургии в топ-5 входят операции по маммопластике, липосакции, ринопластике, подтяжке лица и блефаропластике. В первых двух видах операций не обойтись без имплантов и специального оборудования. Наиболее критична ситуация с имплантами для маммопластики. Российские хирурги примерно на 2/3 в своей практике используют импланты американского производства. С началом роста курса их стоимость у дистрибьюторов выросла минимум на 30%, при этом уже сейчас отсутствуют многие позиции. Также на рынке популярны бренды бразильского и немецкого производства, еще меньше доля у французских и британских брендов, но и по ним уже есть дефектура.

Липосакция и липомоделирование проводятся с помощью специального оборудования, которое поставляется, как правило, под заказчика, и большой парк аппаратов на складах никто не держит. Здесь также превалируют американские и европейские производители, а проблемы те же, что и у косметологических аппаратов, — расходные материалы и запасные части. 

Влияние санкций на индустрию косметологии 

Ситуация на рынке меняется ежедневно. Реакция мгновенная: многие дистрибьюторы повышали цены вслед за ростом курса валют, и, вероятно, продажи последних двух недель перекрыли объемы квартала. Клиники сделали запасы на ближайшие несколько месяцев, но были вынуждены делать закупки уже по новым ценам. 

 

Впрочем, главный вопрос сейчас касается не цены на препараты и расходные материалы, а наличия их на складе. Помимо цен и доставки, есть еще одна важная проблема — хранение. Склады клиник не рассчитаны на такое количество, а по некоторым препаратам критичны и температурные режимы, и уровень влажности, и многое другое. Отклонения от нормативов в этом вопросе значительно снижают эффективность процедуры и качество воздействия препарата. Например, мы смогли договориться с нашим партнером-дистрибьютором и часть своих препаратов оставили на их специально оборудованных складах. 

Что касается косметологических аппаратов, расходных материалов и запасных частей к ним, то практически 90% — это бренды западноевропейских, американских и южнокорейских компаний. Представители производителей оборудования поделились информацией, что выкуплены не только складские позиции, но и оборудование, представленное в шоурумах.

Основное влияние санкций на рынок — это приостановка отгрузок в Россию. Но потеря российского рынка для мирового рынка может обернуться серьезными издержками, остановкой инвестиций в новые разработки, значительным снижением текущих производственных мощностей, а также ростом издержек. С учетом надвигающегося энергокризиса последствия отказа от нашего рынка для некоторых производителей будут катастрофичными. 

Российский рынок эстетической медицины давно в значительной степени интегрирован в глобальную эстетическую индустрию — и не только в объемах потребления. Российские доктора-косметологи и пластические хирурги задают тренды на международных симпозиумах, количество зарубежных пациентов с каждым годом увеличивается — для них это возможность получения качественных услуг мирового уровня по ценам ниже европейских клиник в среднем на 20-30%.

Другая серьезная потенциальная проблема — это вероятность увеличения доли серого рынка в индустрии косметологии, то есть появление клиник и салонов без медицинских лицензий, мастеров, работающих на дому, псевдокосметологов без образования, и все это с распространенной практикой подмены этикеток, сокрытия составов препаратов и использования незарегистрированных марок. Кроме того, последствия санкций приведут к ввозу на территорию России контрафактных незадекларированных препаратов и расходных материалов. Это опасность не только для клиентов, которые могут получить некачественную услугу, но и для клиник. Для них это означает отток пациентов, который тяжело будет вернуть. Многие бизнесы могут и вовсе не пережить подобный кризис. Для международных фармкомпаний и компаний-производителей медтехники это очевидная потеря контроля в ценообразовании. Серый импорт очень быстро закроет текущие потребности рынка по ценам ниже уровня официальных дистрибьюторов и представительств. На возврат своих позиций после стабилизации отношений международным компаниям потребуются годы.

 

Как российский рынок отвечает на санкции 

Сезонный рост спроса на рынке эстетических услуг приходится как раз на период с середины февраля и до конца апреля. Поверх текущего спроса лег ажиотаж со стороны пациентов, которые уже запланировали свои процедуры с конкретными препаратами и аппаратами, и тех, кто хочет инвестировать в себя свои сбережения. Многие даже авансируют запланированные процедуры и контрактуют определенные препараты, несмотря на увеличение цен. Загрузка популярных косметологических аппаратов сейчас на уровне 80-90%, такая же ситуация и в операционных для проведения пластической хирургии. 

Что касается российских аналогов, то наиболее «защищены» инъекционные препараты для ботулинотерапии и биоревитализации. Также есть несколько отечественных препаратов для контурной пластики (филлеры) и коллагенотерапии, однако они только на старте активного внедрения. Для рынка эстетической медицины мало зарегистрировать препарат — необходимо проделать ресурсозатратную работу по обучению докторов, проведению практических курсов и прочее. Как и многие клиники, Seline уже определили ряд препаратов-аналогов и забронировали тренеров для обучения наших докторов. 

Для российских производителей это хороший шанс показать рынку свои возможности и доказать конкурентоспособность препаратов, преодолев скепсис многих косметологов в отношении отечественных медизделий. Однако стоит приложить значительные усилия для того, чтобы завоевать и закрепить свою долю рынка. 

Безусловно, бизнес постарается сделать все возможное, чтобы поддержать индустрию косметологии на хорошем уровне и удовлетворить спрос. Для уверенного развития нужна стабильность, а не паника — для индустрии это серьезный сигнал и возможность сделать акцент на импортозамещение. 

 

Косметологический туризм — маловероятный сценарий. Эстетический рынок уже прошел через кризисы 2008-2009, 2014, 2018 годов и период адаптации под новые требования Минздрава (ФЗ №298н), пандемию 2020 года. У нас богатый опыт оперативного реагирования на внешние вызовы, при этом отрасль показывает неизменный рост. Незначительная доля пациентов, которые имеют возможность делать косметологические и пластические процедуры в Европе и США, была всегда. Что касается Ближнего Востока и Азии, то это специфические направления, которые имеют риски для клиентов. Велика вероятность, что российский рынок постепенно адаптируется под новые условия и уровень цен, приведет поставки в норму, научится прогнозировать условия. В осенний сезон мы уже, скорее всего, сможем войти со стабильным предложением. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+