К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Художники и кураторы против культурной изоляции России: новости арт-рынка

Выставка «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж» в Новой Третьяковке (Фото Софьи Сандурской / Агентство «Москва»)
Выставка «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж» в Новой Третьяковке (Фото Софьи Сандурской / Агентство «Москва»)
Пока мировые аукционные дома решают, закрывать ли российские отделения и проводить ли весенние русские торги, музеи отменяют выставки, а арт-дилеры подсчитывают, насколько подорожают произведения искусства

Российский павильон не откроется  на Биеннале в Венеции

Венецианскую биеннале часто сравнивают с Олимпийскими играми. Это один из самых представительных смотров современного искусства в мире. И хотя продажи на выставке запрещены с конца 1960-х годов, именно выставки, показанные на биеннале, определяют тренды арт-рынка. 

Российский павильон не откроется на Венецианской биеннале современного искусства, которая стартует 23 апреля. 27 февраля на странице павильона в Instagram появилось сообщение: «Команда павильона РФ считает, что последнее слово в работе над проектом принадлежит художникам и куратору. Только что Кирилл Савченков, Александра Сухарева и Раймундас Малашаускас объявили о том, что не смогут участвовать в проекте павильона РФ на 59-й Биеннале современного искусства. Павильон РФ не примет участия в Венецианской биеннале современного искусства 2022 года». 

Павильон России на биеннале в Венеции (Фото DR)

Министерство культуры не ответило на вопрос Forbes Life, как было принято это решение. Пресс-секретарь Минкульта переадресовала его Анастасии Карнеевой, комиссару павильона. Комиссар павильона отказалась от комментариев. Искусствовед, куратор, основатель ГЦСИ Леонид Бажанов, занимавшийся павильоном России с 1993 по 2002 год, считает, что отказаться от участия в выставке — это «единственно возможное решение» в нынешней ситуации. По мнению Бажанова, последствия произошедшего будут сказываться на международной арене еще много лет. На сайте Венецианской биеннале размещен комментарий организаторов, в котором говорится, что биеннале выражает солидарность с таким решением. 

 

Культурная изоляция России vs культурный диалог

Родившиеся в Днепропетровске, много лет живущие в США, художники Илья и Эмилия Кабаковы заявили, что не верят в культурные санкции. «Культурные связи — это то, что может объединить людей в момент, когда политики терпят неудачу. Диалог важен. Мы можем его вести с помощью культурных обменов».

Андрей Молодкин, российский художник, участник проекта в павильоне РФ на Венецианской биеннале в 2009 году, руководитель центра современного левого искусства The Foundry под Тулузой, сказал Artnet, что культурный бойкот России будет «на руку власти». В том же тексте приводятся цитаты художницы Ольги Киселевой, которая считает, что культурный бойкот лишает общество поддержки, которую ему могло бы дать искусство. Бельгиец Давид Кларбаут, чья ретроспектива год назад прошла в музее «Гараж», придерживается той же точки зрения и замечает, что «художники, вовлеченные в политические проекты, часто становятся разменной монетой». 

 

В Москве закрыли выставочные проекты частный музей «Гараж», принадлежащий миллиардеру Роману Абрамовичу и Дарье Жуковой, и «Дом культуры «ГЭС-2» владельца «Новатэка» Леонида Михельсона. Наследники художника Кристиана Болтански направили в петербургский «Манеж» заявление о том,  что не считают возможным проводить выставку в нынешней ситуации. Большая ретроспектива Кристиана Болтански, французского художника с еврейскими корнями, скончавшегося в 2021 году, должна была стать его первой посмертной выставкой. Все работы к выставке успели пересечь границу и пройти таможню. Намеченное на 12 марта открытие в Петербурге отменили.

Дом культуры «ГЭС-2» (Фото Александра Авилова·Агентство «Москва»)

Третьяковская галерея, где идет выставка современного европейского искусства «Многообразие/Единство» с участием 90 художников из 34 стран, сообщила, что получила письмо от организатора, председателя Фонда искусства и культуры Вальтера Смерлинга с требованием о досрочном закрытии выставки. Выставка в Москве планировалась до 9 марта 2022 года. Как быстро удастся закрыть выставку, галерея не ответила. В понедельник немецкое агенство DPA cообщило, что президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, один из патронов выставки, отказался от поддержки проекта, поэтому третья часть проекта, которая должна была открыться в Париже вслед за Берлином и Москвой, отменяется. Один из участников «Многообразия/Единства», голландский художник Констант Дюлларт, опубликовал пост в Twitter, призывая других художников забрать свои работы из российских музеев. 

В Париже в пространстве Фонда Louis Vuitton c сентября 2021 года до 3 апреля 2022 года идет выставка коллекции братьев Морозовых. В здании фонда в Булонском лесу показывают работы Ван Гога, Гогена, Пикассо, Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Третьяковской галереи, музеев Минска и Днепропетровска. Также в выставке участвуют работы из собраний попавшего под санкции бизнесмена Петра Авена, девелоперов Екатерины и Владимира Семенихиных и миллиардера Вячеслава Кантора. Несмотря на призывы закрыть выставку и конфисковать коллекцию, как объяснил Le Figaro адвокат Оливье де Беке, специалист по правовым вопросам в области искусства, по закону от 10 августа 1994 года французское государство не может брать в залог и арестовывать произведения искусств, принадлежащие иностранным государствам. То есть коллекция неприкосновенна до 6 апреля включительно до истечения страхового контракта, заключенного на период выставки, делает вывод Le Figaro.

 

Организаторы ярмарки Art Moscow, намеченной на 13–17 апреля в Гостином Дворе, сообщили Forbes Life, что полны уверенности провести мероприятие в срок. В числе голубых фишек заявлена работа Лукаса Кранаха Младшего «Распятие».

Организаторы ярмарки Cosmoscow, которая по традиции проходит в начале сентября, в ответ на вопрос Forbes Life о том, состоится ли ярмарка в этом году, ответили, что пока не готовы делать прогнозов.

Аукционные дома и ярмарки: искусство дорожает

Представители аукционных домов Christie’s, Sotheby’s и Phillips заявили Artnet о том, что они избегают деловых отношений с лицами и компаниями, находящимися под санкциями. При этом офисы российских отделений аукционов работают в обычном режиме. Как сообщили источники Forbes Life, в настоящий момент мировые аукционные дома обсуждают, проводить ли им весенние русские торги. На сайте аукционного дома Christie’s вывешен анонс торгов и названа дата, 13 июня. На 15 июня намечен живой аукцион  Bonhams в Лондоне, топ-лотами торгов заявлены две картины Василия Поленова из евангельского цикла художника с эстимейтом в £400 000–600 000 и £500 000–700 000. Sotheby’s пока не назвал дату русских торгов. Представители российских отделений аукционных домов отказались от комментариев. 

Евангельский цикл В.Д. Поленова

Особенная ситуация у аукционного дома Phillips, которым владеют российские бизнесмены Леонид Струнин и Леонид Фридлянд, основатели группы Mercury (№136 в рейтинге Forbes лучших частных компаний России в 2021 году). «Владельцы аукционного дома не попадают под санкции и не имеют связей с какими-либо лицами и организациями, которые могут быть включены в какой-либо санкционный список», — заявил представитель Phillips Artnet. Однако, по мнению некоторых экспертов, опрошенных изданием, тот факт, что аукционный дом принадлежит гражданам России, «может заставить клиентов задуматься».

В любом случае текущая международная ситуация изменит стоимость доставки произведений искусства. Artnet цитирует Фрица Дитля, основателя крупнейшего в мире фрипорта Delawere: «Прежде перевозчики использовали российское воздушное пространство для быстрого доступа к азиатским рынкам. Теперь время полета, расход топлива увеличиваются, а следовательно, растет цена». 

 

.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+