«Даже в Zoom возможен флирт»: как компании могут регулировать отношения сотрудников
На прошлой неделе интернет потрясла новость об отставке президента CNN Джеффа Цукера, одного из самых влиятельных людей в сфере телевидения — в официальном заявлении он сообщил, что не раскрыл должным образом информацию о добровольных отношениях с коллегой.
Для юристов, специализирующихся на трудовом праве, эта ситуация стала напоминанием о том, как важна четко прописанная корпоративная политика о романтических отношениях на рабочем месте, особенно когда сотрудники стали возвращаться в офисы и теперь все чаще общаются вживую.
По мнению Эми Бесс, партнера вашингтонской фирмы Vedder Price, за последние два года такие «запреты о братании», как их иногда называют, в некоторых компаниях уже почти забылись. Она говорит, что эти нормативы по-прежнему важны, и не считает, что о них стоит забывать. Однако полагает, что компаниям нужно будет их пересмотреть при планировании возвращения сотрудников в офис.
«На прошлой неделе клиент попросил подготовить для него проект подобной политики, – говорит она. Такое произошло впервые за пару лет. — Это может свидетельствовать о том, что подобные документы, которые важны с точки зрения возвращения к работе в офисе, будут поднимать из архивов и пересматривать».
По словам Джонатана Сегала, партнера филадельфийской фирмы Duane Morris, из-за движения #metoo компании доработали свои нормативы и уставы, касающиеся романтических отношений на рабочем месте. Но, как говорит Сегал, во время пандемии, когда большинство специалистов работали из дома и не общались с коллегами в баре после работы или в командировках, ему не часто поступали вопросы на эту тему от департаментов управления персоналом.
«Коронавирус добавил отделам кадров работы, – говорит он. – Я вижу, что в 2022 году работодатели планируют, помимо прочего, пересмотреть корпоративную политику о домогательствах и о романтических отношениях на рабочем месте». Он отмечает также, что, планируя возвращение сотрудников в офисы, некоторые его клиенты хотят добавить в список требование о раскрытии информации по поводу отношений между сотрудниками.
Бесс рекомендует компаниям запрещать даже «добровольные» (предполагающие полное согласие обоих участников без давления со стороны руководителя) отношения между начальниками и подчиненными или хотя бы требовать раскрытия информации. Но, по ее словам, такую политику «было бы невозможно исполнять» применительно к отношениям между равными сотрудниками. «Вы превратились бы в полицию отношений, которая лезет в чужие дела… В действительности вопрос заключается в том, могут ли эти отношения негативно отразиться на карьере сотрудника».
В WarnerMedia, материнской компании CNN, «Стандарты делового поведения» включают раздел под названием «Личные отношения на работе». Там говорится, что «для того, чтобы избежать конфликта интересов, сотрудники не должны нанимать людей, с которыми они состоят в личных отношениях, или руководить ими (прямо или опосредованно. А также что «если ваше положение позволяет влиять на трудоустройство, продвижение или найм кого-то, с кем вы состоите в личных отношениях… вам следует уведомить департамент управления, персоналом прежде чем предпринимать какие-либо действия».
Многочисленные публикации в СМИ независимо друг от друга сообщают, что коллега, с которой Цукер состоял в отношениях, — это исполнительный вице-президент и директор по маркетингу CNN Эллисон Голлуст. Представительница CNN отказалась предоставить дополнительные комментарии по поводу отставки, но сообщила в письме Forbes USA, что политика компании действует уже «много лет» и что «все сотрудники подтверждают, что ознакомились со «Стандартами делового поведения», которые включают в себя эту политику, и принимают их».
Уход Цукера случился в критический момент для материнской компании WarnerMedia: ожидается, что в середине года она проведет слияние с Discovery. Компания также столкнулась с последствиями увольнения бывшего ведущего CNN Криса Куомо — из-за помощи, которую он оказал своему брату, бывшему губернатору Нью-Йорка Эндрю Куомо во время расследования выдвинутых ему обвинений в домогательстве. В пояснительной записке Цукера, которую опубликовал в Twitter главный корреспондент CNN Брайан Стелтер, говорится, что его спросили об отношениях с Голлуст «в рамках расследования деятельности Криса Куомо».
Как президент CNN Цукер почти наверняка мог влиять на продвижение или трудоустройство любого сотрудника. Как считают юристы, именно поэтому генеральные директора и топ-менеджеры должны особенно тщательно соблюдать такие правила. «Человек во главе организации всегда может так или иначе повлиять на чьи-то условия труда, прямо или косвенно», – говорит Бесс. Речь может идти и о «возможном неравенстве или несправедливости: другой сотрудник может посчитать, что несмотря на все меры, принятые для обеспечения справедливости, его коллега получает какие-то преимущества».
Джули Мур, юрист, чья фирма Employment Practices Group расследует нарушения на рабочем месте, говорит, что всегда расспрашивает компании об их нормативах, касающихся неуставных отношений, когда расследует случаи домогательств — поскольку эти две темы могут пересекаться, особенно если отношения оказались испорчены. По ее словам, даже подлинно добровольные отношения могут быть осложнены, «если ваш партнер выше по должности и может влиять на ваше вознаграждение, ваш карьерный путь и продвижение».
Мур говорит, что новость об уходе Цукера — это еще и напоминание для директоров по персоналу, что как только работодателю «становится известно» о поведении, которое может противоречить внутренним правилам, он «обязан разобраться в ситуации и провести расследование: будь то анонимный отзыв о компании на сайте с вакансиями или письмо от десяти сотрудников».
Даже в компаниях, которые постоянно работают удаленно, такие нормативы все еще важны. Мур говорит, что, когда люди впервые покинули офисы из-за пандемии, она беспокоилась, что ее бизнес заглохнет, потому что коллеги больше не флиртуют по вечерам и не засиживаются на работе допоздна.
Но, по ее словам, она «не меньше прежнего загружена расследованиями обвинений в ненадлежащем поведении», будь то домогательства или нарушения корпоративной политики об отношениях на рабочем месте. «Люди есть люди», — говорит она. Даже в Zoom «возможен флирт, возможно влечение и возможны ошибки».
Перевод Натальи Балабанцевой.