Оправданные ожидания и фильм-перевертыш по Фассбиндеру: как прошло открытие Берлинале
Берлинский фестиваль 2022 года, запомнится, наверное, как самый тихий по количеству аудитории, но один из самых громких»в плане представленных авторов. Сейчас в Берлине бушует омикрон и город выглядит непривычно пустым: Германия вышла на «антирекорд» — в стране впервые зарегистрировали более 250 000 случаев заболевания коронавирусом. В минувшем году из-за пандемии Берлинале проходил онлайн, в этом же году дирекция фестиваля решила не отставать от своих конкурентов — Каннского и Венецианского кинофестивалей, которые с успехом провели летом. Но из-за волны омикрона пришлось ввести строгие санитарные нормы, так называемый 2G+, когда все участники фестиваля должны быть дважды привиты, носить специальный респиратор FFP2 и ежедневно сдавать антиген-тест на коронавирус. К счастью, организовать бесплатное тестирование на Берлинале удалось успешно. На Постдамер-плац, на которой сосредоточены основные фестивальные площадки, стоят специальные автобусы и палатки, где можно сделать тест — его результаты приходят на почту через пятнадцать минут (в Каннах нужно было ждать шесть часов). Очередей в этих центрах тестирования не наблюдается. Впрочем, понятно почему — в этом году аккредитовано почти втрое меньше представителей прессы, чем обычно. Залы на пресс-показах заполнены наполовину, даже несмотря на 50%-ную рассадку.
Все немного опасались перед началом фестиваля по поводу организации онлайн-бронирования, которую Берлинале практикует впервые. В Венеции, например, билетов было не достать, приходилось вставать в 6.30 утра, чтобы забронировать все необходимое. Кинокритики уже приготовились вставать в 7.30 по берлинскому времени — к моменту открытия доступа к билетам через службу онлайн-бронирования. Оказалось, что все не так плачевно. Для прессы билеты доступны в течения дня, а «солд-аут» — редкое исключение, которое коснулось почему-то в первый день фильма французского режиссера Алена Гироди «Ничей герой», автора не столь известного и популярного, как тот же Франсуа Озон, фильм которого открывал фестиваль.
А вот обычным неаккредитованным зрителям приходится пострадать — говорят, что билеты сметают моментально. Это обидно, потому что Берлинале обычно считался самым зрительским киносмотром из тройки крупнейших.
Несмотря на эти небольшие неудобства, Берлинале под руководством нового директора Карла Шатриана демонстрирует небывало высокий уровень качества и насыщенности программы. При Дитере Кослике в основном конкурсе не было столько известных имен, как наблюдается сейчас. Тут и французская самобытная режиссерка Клэр Дени, и корейский графоман Хон Сан Су, и завсегдатай Берлинале канадец Дени Коте. Фильмом открытия стал «Петер фон Кант» Франсуа Озона, вольный ремейк фильма немецкого классика Райнера Вернера Фассбиндера «Горькие слезы Петры фон Кант». «Петер фон Кант» — фильм-перевертыш. В оригинале любовная история разворачивалась между дизайнером Петрой и ее протеже Карин. В фильме Озона главный герой — мужчина, режиссер Петер фон Кант влюбляется в юного актера Амира, дает ему шанс продвинуться в карьере, но затем роман рушится под напором истеричной страсти героев. Петера играет актер Дени Меноше, внешне очень похожий на Фассбиндера, — не секрет, что Франсуа Озон посвятил свой фильм одному из реальных любовных романов прославленного режиссера, тем самым немного развенчав его культ.
Сюжет картины разворачивается в 1972 году, в год выпуска «Горьких слез Петры фон Кант». Как сказал сам Озон на пресс-конференции, идея создания возникла у него в период самоизоляции – действие в фильме развивается в одной замкнутой локации – квартире Петера. Этим, похоже, объясняется символизм выбора картины Озона на роль фильма-открытия. Как можно мастерски сделать работу в ограниченных пандемийных условиях? Не выходя из дома. В фильме сыграли также Изабель Аджани и Ханна Шигулла — последняя как раз исполняла роль Карин в оригинальной картине. Здесь она играет роль матери Петера. В целом комичная водевильность, характерная Озону (вспомним «8 женщин»), перевешивает драматизм содержания. В фильме красивая, хотя и любительская хореография — почти в самом начале Петер танцует со своим помощником Карлом, субтильным молчаливым юношей, которому в фильме отведена роль морального катализатора. Присутствует и танец с обнаженным Амиром. В конце же разбитый горем Петер танцует в одиночестве.
Если у Фассбиндера Петра вызывала сострадание, персонаж Дени Меноше настолько отвратителен, что в эпоху культуры отмены может оставить вопрос – возможно ли было бы творчество такого художника, как Фассбиндер, в наши дни? Ведь режиссер был известен своим скверным характером, беспорядочными связями, пристрастием к наркотикам и алкоголю. Впрочем, Озон утверждает, что отдает дань уважения классику, но не лукавит ли он?