К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Женщины в тревоге, мужчины в меланхолии: итоги кинофестиваля «Сандэнс»-2022

Кадр из фильма «Когда закончишь спасать этот мир», режиссер Джесси Айзенберг (Фото DR)
Кадр из фильма «Когда закончишь спасать этот мир», режиссер Джесси Айзенберг (Фото DR)
Закончился самый популярный фестиваль независимого кино «Сандэнс» в солнечной и морозной Юте. Победители — по большей части незаметные — объявлены, награды (пусть и виртуальные) розданы. Forbes Life рассказывает о главных фильмах смотра

«Сандэнс»-2022, несмотря на изначальные намерения директора фестиваля Табиты Джексон, все же пришлось провести в онлайн-формате. Хотя организаторы всячески старались воссоздать эффект присутствия в Парк-Сити, ограничив количество виртуальных билетов на сеанс (на премьеру самых ожидаемых фильмов было не попасть) и заменив томительное, но социально активное стояние в очередях на комнаты ожидания перед началом показа (в них можно было пообщаться с другими зрителями). Фестиваль, прежде считавшийся сложнодоступным из-за своего расположения, таким образом стал более демократичным. Причем на всех уровнях. Набившая оскомину, но оттого не менее важная идея инклюзивности проявилась в составе как жюри — в этом году, как никогда прежде, расово и гендерно разнообразном — так и участников фестиваля, среди которых около половины составили женщины-режиссеры.

Главным жанром «Сандэнса» стал хоррор. В центре истории почти неизменно оказывался женский персонаж

Главным жанром «Сандэнса» стал (даже если не считать специальную программу «страшного кино» Midnight) хоррор с самой разной субжанровой оболочкой — от социально-сатирической (Speak No Evil Кристиана Тафдрупа) и этномистической («Няня» Никиату Джусу, «Наблюдатель» Хлои Окуно) до ювенальной (Hatching Ханны Бергхольм) и метафорически-абьюзивной («Воскрешение» Эндрю Семанса). В центре истории почти неизменно оказывался  женский персонаж, которого преследуют призраки прошлого или маньяки из настоящего («Свежее» Мими Кейв). Впрочем, далеко не все героини соглашались с позицией жертвы и не стеснялись давать злодеям сдачи, как Тэнди Ньютон в напряженном триллере «Божья страна», Обри Плаза в Emily The Criminal или Карен Гиллан в «Дублированной». Из всей этой разнообразной и пестрой массы наградой была отмечена только «Няня», о которой мы поговорим отдельно.

Однако женщины на нынешнем «Сандэнсе» не только активно страдали и боролись с социальным и внутренним злом, но и находили или переоткрывали себя. Нашлось место нескольким симпатичным историям взросления, случившимся с героинями разных возрастов. В «Портрете девушки» финского режиссера Алли Хаапасало рассказывается история трех девушек-подростков, разбирающихся со своей сексуальностью и ищущих каждая по-своему счастье. Нечто подобное происходит и с персонажем Дакоты Джонсон в драмеди Am I Ok?. Ее героиня, немного за тридцать, наконец признается себе, что испытывает к своей подруге нечто менее платоническое, чем следует. А в очаровательной комедии «Удачи тебе, Лео Гранде» Софи Хайд персонаж Эммы Томпсон, вышедшая на пенсию учительница, находясь уже в зрелом возрасте, ищет своего рода чашу Грааля — просто хороший секс.

 
Sharp Stick Лины Данэм надежд не оправдал и стал, пожалуй, главным разочарованием

Другая история взросления рассказывается в драме Джейми Дек Palm Trees and Power Lines об отношениях юной Леи (Лили МакИнерни) и Тома (Джонатан Такер), мужчины вдвое старше ее. К слову, сама Дек была отмечена призом за лучшую режиссуру в секции американского кино. А вот самый ожидаемый фильм смотра Sharp Stick Лины Данэм надежд не оправдал и стал, пожалуй, главным разочарованием нынешнего «Сандэнса».

Еще одной темой смотра этого года стала пантеистическая идея первоначальной гармонии человека с природой, разрушенной стремительным прогрессом цивилизации. Большинство фильмов этой «категории» были отмечены жюри. Таковы документальные All That Breathes Шунака Сена (победитель в секции иностранного дока), рассказывающий историю двух братьев из Нью-Дели, ухаживающих за больными коршунами; «Территория» Алекса Притца, отмеченная призом зрительских симпатий, которая посвящена вырубке лесов в Амазонии и, как следствие, уничтожению культуры коренного племени Уру-эу-вау-вау; а также художественный фильм «Утама» боливийского режиссера Алехандро Лояза Гриси, ставший лауреатом в категории «Лучшая иностранная драма». «Утама» рассказывает о двух глубоких стариках, одиноко обитающих в оставленной всеми отдаленной деревушке с высохшим ручьем, которым предстоит сделать выбор — переехать вслед за остальными в город или остаться.

 

Не обошел фестиваль и политическую повестку. На «Сандэнсе» показали документалку «Навальный» Дэниэла Роэра, также отмеченную призом зрительских симпатий (которая не расскажет, пожалуй, ничего нового российскому зрителю), и художественный фильм «Клондайк» Марины Эр. Горбах, получившей приз за лучшую режиссуру в категории «Иностранная драма». Картина посвящена семье, оказавшейся в зоне боевых действий на территории восточной Украины. Интересно, что еще один фильм родом с Украины — документалка «Дом, сделанный из щепок» Симона Леренга Вилмонта, также был удостоен приза за лучшую режиссуру, но в категории иностранного дока. Лучшим же документальным фильмом, сделанным в США, жюри признало «Изгнанников» (Exiles) Бена Кляйна и Вайолет Коламбус, который рассказывает о жизни китайской документалистки Кристин Чой и ее вынужденном изгнании.

Forbes Life рассказывает о семи самых интересных фильмах фестиваля.

«Няня», режиссер Никиату Джусу
DR

«Няня», режиссер Никиату Джусу

Победитель в категории «Лучшая американская драма». Один из многих хорроров на нынешнем фестивале, выгодно отличающийся от большинства из них размеренным, плавным, почти сомнамбулическим ритмом и вдумчивой постановкой Никиату Джусу. Фильм рассказывает об Аише (Анна Диоп) — няне, приехавшей из Сенегала и работающей в Нью-Йорке в доме «богатых, белых» людей, в то время как дома у нее остался маленький сын.

«Когда закончишь спасать этот мир», режиссер Джесси Айзенберг
DR

«Когда закончишь спасать этот мир», режиссер Джесси Айзенберг

Режиссерский дебют актера Джесси Айзенберга, поставленный по им же написанной аудиокниге, появившейся на свет несколько лет назад. В центре сюжета подросток Зигги (Финн Вулфхард), сочиняющий слащавые фолк-песни под гитару и достигший в этом некоторого успеха, и его мама Эвелин (Джулианна Мур), работающая в приюте для подростков. Зигги влюблен в политически активную одноклассницу Лилу и пытается впечатлить ее, а Эвелин, разочарованная в сыне, компенсирует сложности в отношениях с сыном общением с одним из своих питомцев — Кайлом.

Легкая сатира на приметы времени (онлайн-популярность, политический максимализм юношей, желание спасти весь мир, но не собственную семью) у Айзенберга сочетается с будничной семейной драмой — отсутствием связи между детьми и родителями. Очень «сандэнсовский» по настроению фильм, напоминающий к тому же об одной из первых ролей самого Айзенберга в кино в «Кальмаре и ките» Ноа Баумбаха.

Cha Сha Real Smooth, режиссер Купер Рэфф
DR

Cha Сha Real Smooth, режиссер Купер Рэфф

«Сандэнс» много лет слыл меккой «мамблкорщиков» — кинематографистов, снимающих фильмы про уверенных в необходимости собственного существования белых парней из среднего класса. Купер Рэфф, дебютировавший на «Сандэнсе» пару лет назад с тихой комедией «Вписка», в этом отношении выглядит последним из могикан. В новом фильме со сложно переводимым названием, отсылающим к треку DJ Casper, Рэфф во многом продолжает историю своего первого фильма, герой которого маялся от неопределенности в колледже — теперь он, чуть повзрослев, занимается примерно тем же и от нечего делать проводит бар-мицвы у себя в округе.

На одной из них он встречает Домино (Дакота Джонсон), которая старше его на десять лет и уже обзавелась дочкой Лолой. Обаятельно непритязательная история взросления двух уже взрослых людей, отмеченная еще одним призом зрительских симпатий, на которые «Сандэнс» очень щедр. Фильм уже купили для показа Apple TV+.

Emily the Criminal, режиссер Джон Паттон Форд
DR

Emily the Criminal, режиссер Джон Паттон Форд

Один из редких «почти боевиков» в программе фестиваля. Завораживающая Обри Плазой играет Эмили, надежду на карьеру которой перечеркнула ранняя судимость. Эмили прозябает на социальном чердаке, трудится в кейтеринге, пока однажды ей не подворачивается непыльная работа — обналичивать краденные кредитки, — которая познакомит ее с Юсефом (Тео Росси) и откроет невиданные прежде таланты.

«Люси и Деси», режиссер Эми Полер
DR

«Люси и Деси», режиссер Эми Полер

Обаятельный док от Эми Полер, известной по своей роли в сериале «Парки и зоны отдыха». О главных героях фильма — звездах американского телевидения 50-х Люсиль Болл и ее муже на протяжении многих лет Деcи Арнасе — Полер рассказывает с нескрываемой любовью.

«Любовная песнь», режиссер Макс Уокер-Сильверман
DR

«Любовная песнь», режиссер Макс Уокер-Сильверман

Атмосферный кантри-муви, отдаленно напоминающий по стилю «Землю кочевников» Хлои Джао и рифмующийся сразу с двумя картинами нынешнего «Сандэнса» — боливийским «Утама» и документальной картиной Fire of Love, посвященной супружеской паре французских вулканологов Кати и Морису Крафтам.

В «Любовной песне» действие разворачивается на фоне буколических пейзажей Колорадо, родины режиссера. Фэй (Дэйл Дики) живет в ожидании Лито (Уэс Стьюди), любви всей своей жизни, с которым она не виделась много лет и с которым надеется встретить ее закат. Самый поэтичный фильм «Сандэнса», волшебство которого складывается из обыденности и искусно вкрапленных в нее сюрреалистических чудаков.

«Что-то в грязи», режиссеры Аарон Мурхед и Джастин Бенсон
DR

«Что-то в грязи», режиссеры Аарон Мурхед и Джастин Бенсон

Чудаковатый фильм о дружбе, снятый друзьями Аароном Мурхедом и Джастином Бенсоном, рассказывает о Леви и Джоне, которые становятся свидетелями необъяснимого — и вместе берутся объяснить себе, а заодно и миру, что же это было, сочиняя при этом сложные теории и вовлекая в них других.

Мурхед и Бенсон широко известны в узких кругах как одни из самых оригинальных авторов, работающих в жанре сай-фай. Начав с независимых фильмов («Весна», «Паранормальное»), парочка и их бессменный партнер Дэвид Лоусон перешли к более масштабным проектам, сняв эпизоды к новой «Сумеречной зоне», «Архиву-81» и марвеловскому «Лунному рыцарю».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+