Женщины в тревоге, мужчины в меланхолии: итоги кинофестиваля «Сандэнс»-2022
«Сандэнс»-2022, несмотря на изначальные намерения директора фестиваля Табиты Джексон, все же пришлось провести в онлайн-формате. Хотя организаторы всячески старались воссоздать эффект присутствия в Парк-Сити, ограничив количество виртуальных билетов на сеанс (на премьеру самых ожидаемых фильмов было не попасть) и заменив томительное, но социально активное стояние в очередях на комнаты ожидания перед началом показа (в них можно было пообщаться с другими зрителями). Фестиваль, прежде считавшийся сложнодоступным из-за своего расположения, таким образом стал более демократичным. Причем на всех уровнях. Набившая оскомину, но оттого не менее важная идея инклюзивности проявилась в составе как жюри — в этом году, как никогда прежде, расово и гендерно разнообразном — так и участников фестиваля, среди которых около половины составили женщины-режиссеры.
Главным жанром «Сандэнса» стал (даже если не считать специальную программу «страшного кино» Midnight) хоррор с самой разной субжанровой оболочкой — от социально-сатирической (Speak No Evil Кристиана Тафдрупа) и этномистической («Няня» Никиату Джусу, «Наблюдатель» Хлои Окуно) до ювенальной (Hatching Ханны Бергхольм) и метафорически-абьюзивной («Воскрешение» Эндрю Семанса). В центре истории почти неизменно оказывался женский персонаж, которого преследуют призраки прошлого или маньяки из настоящего («Свежее» Мими Кейв). Впрочем, далеко не все героини соглашались с позицией жертвы и не стеснялись давать злодеям сдачи, как Тэнди Ньютон в напряженном триллере «Божья страна», Обри Плаза в Emily The Criminal или Карен Гиллан в «Дублированной». Из всей этой разнообразной и пестрой массы наградой была отмечена только «Няня», о которой мы поговорим отдельно.
Однако женщины на нынешнем «Сандэнсе» не только активно страдали и боролись с социальным и внутренним злом, но и находили или переоткрывали себя. Нашлось место нескольким симпатичным историям взросления, случившимся с героинями разных возрастов. В «Портрете девушки» финского режиссера Алли Хаапасало рассказывается история трех девушек-подростков, разбирающихся со своей сексуальностью и ищущих каждая по-своему счастье. Нечто подобное происходит и с персонажем Дакоты Джонсон в драмеди Am I Ok?. Ее героиня, немного за тридцать, наконец признается себе, что испытывает к своей подруге нечто менее платоническое, чем следует. А в очаровательной комедии «Удачи тебе, Лео Гранде» Софи Хайд персонаж Эммы Томпсон, вышедшая на пенсию учительница, находясь уже в зрелом возрасте, ищет своего рода чашу Грааля — просто хороший секс.
Другая история взросления рассказывается в драме Джейми Дек Palm Trees and Power Lines об отношениях юной Леи (Лили МакИнерни) и Тома (Джонатан Такер), мужчины вдвое старше ее. К слову, сама Дек была отмечена призом за лучшую режиссуру в секции американского кино. А вот самый ожидаемый фильм смотра Sharp Stick Лины Данэм надежд не оправдал и стал, пожалуй, главным разочарованием нынешнего «Сандэнса».
Еще одной темой смотра этого года стала пантеистическая идея первоначальной гармонии человека с природой, разрушенной стремительным прогрессом цивилизации. Большинство фильмов этой «категории» были отмечены жюри. Таковы документальные All That Breathes Шунака Сена (победитель в секции иностранного дока), рассказывающий историю двух братьев из Нью-Дели, ухаживающих за больными коршунами; «Территория» Алекса Притца, отмеченная призом зрительских симпатий, которая посвящена вырубке лесов в Амазонии и, как следствие, уничтожению культуры коренного племени Уру-эу-вау-вау; а также художественный фильм «Утама» боливийского режиссера Алехандро Лояза Гриси, ставший лауреатом в категории «Лучшая иностранная драма». «Утама» рассказывает о двух глубоких стариках, одиноко обитающих в оставленной всеми отдаленной деревушке с высохшим ручьем, которым предстоит сделать выбор — переехать вслед за остальными в город или остаться.
Не обошел фестиваль и политическую повестку. На «Сандэнсе» показали документалку «Навальный» Дэниэла Роэра, также отмеченную призом зрительских симпатий (которая не расскажет, пожалуй, ничего нового российскому зрителю), и художественный фильм «Клондайк» Марины Эр. Горбах, получившей приз за лучшую режиссуру в категории «Иностранная драма». Картина посвящена семье, оказавшейся в зоне боевых действий на территории восточной Украины. Интересно, что еще один фильм родом с Украины — документалка «Дом, сделанный из щепок» Симона Леренга Вилмонта, также был удостоен приза за лучшую режиссуру, но в категории иностранного дока. Лучшим же документальным фильмом, сделанным в США, жюри признало «Изгнанников» (Exiles) Бена Кляйна и Вайолет Коламбус, который рассказывает о жизни китайской документалистки Кристин Чой и ее вынужденном изгнании.
Forbes Life рассказывает о семи самых интересных фильмах фестиваля.