На новом месте: как самостоятельно организовать квартирный переезд
Как подготовиться к переезду
По словам Зои Бережновой, специалиста по организации пространства, занимающегося в том числе переездами «под ключ», в среднем на подготовку к физическому переезду уходит от недели до месяца. Быстрее всего со сборами справятся те, у кого небольшое количество вещей и есть дополнительные помощники: «Например, семье из двух человек, при условии, что им помогают еще два-три друга, достаточно пяти-шести часов, чтобы быстро все собрать. Месяц же потребуется тем, кто планирует собирать все и перебирать каждую категорию вещей на предмет нужности самостоятельно».
При переезде в съемную квартиру стоит заранее изучить ее оснащение бытовыми предметами. Например, если в новой квартире, помимо стиральной машины, есть сушильная, то брать раскладную сушилку нет нужды. По такому же принципу Бережнова советует изучить каждую зону дома и составить специальный чек-лист того, что нужно в новую квартиру. Достаточно ли посуды на кухне или надо забрать свою? Вписываются ли старые предметы интерьера в новый? Достаточно ли шкафов и других мест хранения? Есть ли все необходимое для уборки?
Как перевозить крупные вещи
Стоит оценить и количество крупногабаритной мебели и бытовой техники, которая будет перевозиться, и заранее оставить заявку в специальном мувинг-сервисе. Бригада грузчиков поможет разобрать, упаковать, вынести и аккуратно перевезти вещи по новому адресу. Другой вариант — аренда или каршеринг на сутки или несколько дней легкового автомобиля, газели или грузовика на специальных сервисах или, например, в «Яндекс.Драйве».
При самостоятельной перевозке специалисты сервиса «Чердак» советуют заранее узнать о графике работы парковок и всех возможных ограничениях в доме, куда вы переезжаете. Например, часто в новых жилых комплексах нельзя заносить вещи через главный подъезд, а на подземной парковке есть ограничения по высоте машины.
Какие вещи не стоит брать с собой
В начале сборов стоит определиться, какие вещи точно стоит перевезти, а от каких можно отказаться. Зоя Бережнова считает, что переезд — отличная возможность «расхламиться». Для этого можно разделить квартиру на несколько зон и перебирать их на предмет нужности по одной за подход.
Лучше всего сначала избавляться от «дубликатов» — повторяющихся вещей: «Прежде чем упаковать десятую сковородку, спросите себя, точно ли вы хотите платить за перевоз каждой из них?» Далее стоит оценить финансовые возможности сразу после переезда и решить, оставлять ли некоторые старые вещи (потертый стул, стол со сколом или старый чайник) на первое время в новом доме или сразу же купить новые. Подобной логики стоит придерживаться и в отношении бытовой химии: средства из полупустых баночек можно как оставить в квартире, так и взять с собой, перелив в емкости поменьше. Позже переберите гардероб и грамотно отберите одежду, которая не носилась несколько сезонов, мала, порвана или сломана. Сломанные детские игрушки же, старые тряпки, швабры, посуду со сколами и другие вещи, которые уже нельзя использовать или починить, лучше утилизировать или отдать на переработку перед тем, как переехать в другую квартиру.
Ненужные вещи необязательно выбрасывать или оставлять в старой квартире. Одежду в хорошем состоянии можно передать на благотворительность в пользу фондов, которые помогают бездомным людям или малоимущим семья, или отдать в секонд-хенд, получив символическое вознаграждение. Например, можно отдать вещи в фонд «Второе дыхание», проект «Ночлежка», магазин «Свалка» и другие. Передача старых вещей на благотворительность — это отличная возможность помочь нуждающимся и обеспечить вторичное использование. К тому же многие благотворительные или экоорганизации размещают по городу специальные контейнеры для сбора или предлагают самостоятельно вывезти ненужные вещи. Другие предметы можно продать на благотворительном маркете, онлайн-площадках вроде «Авито» или «Юлы» или устроить гаражную распродажу среди знакомых.
Как упаковать вещи
Определив точное количество вещей для переезда, можно начать закупку упаковочных материалов — коробок, скотча, упаковочной и пузырьковой пленки. Как правило, их лучше всего заказать онлайн с доставкой. По словам Бережновой, важно взять как маленькие (например, 170 х 120 х 90 см), так и большие коробки (например, 600 x 300 x 300 см): «Большие коробки отлично подходят для объемных, легких и крупногабаритных вещей (одежды, текстиля, техники), а маленькие удобны для тяжелых предметов (кухонной утвари, книг, папок с документами). Например, большая коробка, набитая доверху посудой, становится практически неподъемной и может порваться при транспортировке, так как не рассчитана на такой вес».
По словам Зои Бережновой, минимизировать количество пластика во время переезда можно, заменив упаковочную и пупырчатую пленку крафтовой бумагой. Ее можно найти в любом строительном супермаркете, там же, где и картонные коробки. А после переезда бумажную упаковку можно сдать на переработку в специальный пункт приема, убрав с нее заранее скотч.
Начать сборы женщина советует с категорий, которые не понадобятся в ближайшие 1-3 месяца. Например, несезонного гардероба, книг, документов не первой необходимости, посуды, без которой можно пока обойтись, картин, предметов интерьера. «В таком случае на период сборов вы не будете испытывать дискомфорт в быту, а в день переезда останется собрать только самое необходимое», — поясняет Бережнова. Также организатор пространства предлагает несколько советов при переезде по упаковке, которые облегчат процесс:
- в одной коробке должна находиться одна категория вещей: одежда, книги, посуда и другие; по возможности можно разбивать категории на подкатегории и также упаковывать их отдельно: летняя одежда отдельно от зимней, посуда для еды отдельно от посуды для готовки, и так далее;
- для каждого члена семьи стоит выделить отдельные коробки;
- детскую одежду следует разделить для удобства на текущую и на вырост;
- все коробки можно пронумеровать, а в заметках телефона создать список с подробным описанием, что внутри; это также поможет проследить при переезде, все ли коробки погрузили и разгрузили;
- подписывать коробку нужно со всех пяти сторон; тогда, где бы она ни стояла, можно понять, что внутри, не открывая;
- коробки для каждой жилой зоны можно также пометить специальным цветным стикером, например, кухню — зеленым, гардероб — желтым, и так далее; так при разгрузке легко понять, что и куда нести;
- чтобы упростить первые дни в новой квартире, можно собрать в отдельную коробку вещи, которые понадобятся в первые три-четыре дня: одежду для сна и похода в офис, средства гигиены, лекарства, посуду, важные документы;
- при транспортировке особо ценные крупногабаритные вещи необходимо закрепить к полу кузова специальными ремнями.
Как распаковать вещи и обустроить пространство
Перед тем, как заносить вещи в новую квартиру, важно защитить углы, откосы, полы упаковочной или пузырьковой пленкой, чтобы не повредить, занося мебель и технику. В первый день в новой квартире Бережнова советует распаковать только самое необходимое и не кидаться открывать все коробки сразу. Лучше сначала составить график распаковки по зонам и по окончании провести генеральную уборку.
Обустройство же новой квартиры декоратор и интерьер-стилист Валерия Сергеева советует разделить на два этапа: покупку недостающих предметов первой необходимости и украшение пространства. Для каждого можно составить подробный список со сроками реализации. То есть начать стоит с определения ключевых предметов, которые нужно приобрести в первую очередь, например, кровати, обеденного стола со стульями или дивана. А позже можно заняться декором — выбрать вазы, ковры, тумбы, кресла, журнальный столик, текстиль.
Особое внимание Сергеева советует уделить освещению. Важно, чтобы в каждой комнате было несколько источников света. «Помимо верхнего точечного света или люстры, купите торшеры или настольные лампы. В зоне отдыха свет должен быть теплым и рассеянным — около 2400–2700 кельвинов, а в рабочей может быть более яркое и резкое освещение», — рассказывает декоратор. Украсить стены стилист предлагает картинами молодых современных художников, постерами, винтажными тарелками или рисунками детей в рамках.
Какие документы нужны при переезде
Официальная дата переезда, когда старая квартира должна быть освобождена, а все вещи перевезены в новую, заранее оговаривается и фиксируется в договоре. В согласованный день продавец и покупатель подписывают акт передачи жилья. «Участники сделки встречаются в квартире, покупатель ее осматривает, подписывается передаточный акт, в котором фиксируются показания счетчиков водоснабжения и электроэнергии, происходит передача комплектов ключей и документов по оплате коммунальных услуг за квартиру. Часто в акт включается еще обязательство погасить любые задолженности по квартире, возникшие в период его владения ею», — поясняет Светлана Краснова, руководитель юридической службы «ИНКОМ-Недвижимость». После этого можно начинать процесс регистрации на новом месте жительства и оформлять страховку жилья.
Специалист советует составлять передаточный акт и в случае переезда в съемную квартиру. Этот документ может обезопасить одновременно и съемщика, и арендодателя. В нем будет подробно зафиксирован перечень мебели и бытовой техники, за которую съемщик теперь будет нести ответственность, и описано состояние квартиры на момент заезда.