К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От Болтански до Морозовых: выставки-блокбастеры Москвы и Санкт-Петербурга в 2022 году

Кристиан Болтански / ADAGP, Paris, 2021/ © Французский павильон, 54-я Венецианская биеннале, фото Дидье Плови, coproduction CNAP & IF
Кристиан Болтански / ADAGP, Paris, 2021/ © Французский павильон, 54-я Венецианская биеннале, фото Дидье Плови, coproduction CNAP & IF
Forbes Life выбрал 10 главных выставок 2022 года: посмертный проект Кристиана Болтански, панорама современного индийского искусства, и коллекция братьев Морозовых, — кажется, музеям не страшна пандемия, и для искусства нет границ
«Виктор Цой. Путь героя»
Виктор Цой «Охота» (Фото ЦВЗ «Манеж»)

«Виктор Цой. Путь героя»

Центральный выставочный зал «Манеж», Москва, 15 января — 15 апреля

В 2022 году Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. Одно десятилетие сменяет другое, но Цой по-прежнему остается героем-символом.

Огромный проект в Манеже расскажет о личности рок-музыканта через призму музыки, кино и поэзии. Отдельный зал посвящен рисункам, живописи и авторским полароидам Виктора Цоя, который был членом ленинградского художественного объединения «Новые художники». Энди Уорхол, увидев у Джоанны Стингрей художественные работы Цоя, отправил ему в подарок банку супа Campbell — теперь она на почетном месте в составе экспозиции.

«Авангард. На телеге в XXI век»
Ольга Розанова "Трефовый король"

«Авангард. На телеге в XXI век»

Музей русского импрессионизма, Москва, 3 февраля — 22 мая

В октябре 1921 года в Главмузее города Советска в Вятской губернии (сейчас – Кировская область) открылась большая передвижная выставка из 322 работ; среди авторов значились Кандинский, Машков, Родченко, Степанова, Удальцова, Фешин, Штеренберг. Картины планировали отправить в тур по семи городам губернии: из Советска в Яранск, Царево-Санчурск, Малмыж, Уржум, Нолинск, Вятку. Через месяц после открытия выставки, шедевры на телегах по разбитым дорогам привезли из Советска в Яранск. Тут они и остались на сто лет: сыграли свою роль финансовые проблемы и бездорожье. Обнаруженные сокровища уже показали в екатеринбургском Ельцин- центре, а в феврале очередь дойдет и до Москвы.

Кристиан Болтански. «Призраки»
Moved (В движении), 2013, вид выставки «Память данных», Пауэр-Стейшн-оф-Арт, Шанхай, Китай, 2018 © Кристиан Болтански ADAGP, Paris, 2021 © Пауэр-Стейшн-оф-Арт, Шанхай, фото Цзян Вэньи

Кристиан Болтански. «Призраки»

Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург, 15 марта — 15 мая

«Призраки» (Esprits) — первая выставка в России и последняя выставка, над которой французский художник Кристиан Болтански работал лично (он скончался летом 2021 года). Специально для этого проекта Болтански отобрал свои инсталляции, арт-объекты и видеоработы за последние 10-15 лет и специально создал одно произведение. «Призраки» — это размышление Болтански на тему судьбы, памяти, скоротечности человеческой жизни и утраты через ключевые события российской истории. Чьи не упокоенные души и призраки будут блуждать по пространству петербургского Манежа, — станет ясно в марте.


«Аксели Галлен-Каллела. Северная сага»

«Аксели Галлен-Каллела. Северная сага»

Третьяковская галерея, Москва, 14 апреля – 14 августа 2022

Аксели Галлен-Каллела (1865–1931) — вероятно, самый известный финский художник. И это его первая ретроспектива в России. Начинавший как реалист, в 1890-е годы художник переключился на модерн и героические образы карело-финского эпоса «Калевала». Много лет Галлена-Каллелу воспринимали как «декадента», однако его влияние на развитие русской школы живописи очевидно. Экспозиция займет два этажа Инженерного корпуса и будет выстроена в диалоге с произведениями русских художников. Всего покажут 200 произведений живописи и графики из 14-ти музеев Финляндии и России, а также финских частных собраний.

«По примеру богов. Генрих Семирадский».
Г.И. Семирадский. Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870 Национальный художественный музей республики Беларусь, Минск

«По примеру богов. Генрих Семирадский».

Третьяковская галерея, Москва, 28 апреля – 21 августа

Сложно отнести Генриха Семирадского к какой-то определенной национальной школе. Родившийся в Польше, художник учился в Харькове и Петербурге, а жить и работать предпочитал в солнечной Италии. Все его картины — о днях великой Римской империи, созданные в стиле европейского неоклассицизма. Главенствовавший во второй половине XIX века реализм его совершенно не интересовал.

Античность Семирадского — осязаемая, чувственная и красочная, —вдохновляла писателей (например, роман Генриха Сенкевича «Камо грядеши»), его работы цитировал кинематограф. Графику, живопись и скульптуру второй половины XIX века дополнят работы современных художников, — проектом группы AES+F «Пир Трималхиона», серией фотографий Тимофея Парщикова с говорящим названием «Times New Roman».

«Индия! New Art»
Налини Малани Нарушения III, 2015 Трехканальное цифровое видео, воспроизведение теней, звук 7 минут, четыре акварели и эмаль, обратная роспись, майларовый цилиндр, вращение 4 об·мин Коллекция Музея искусств Киран Надар, Нью-Дели

«Индия! New Art»

Третьяковская галерея,  Москва, 27 мая — 18 сентября

Выставка в России — первый мировой показ масштабной панорамы актуального индийского искусства. В Москву привезут работы самых значимых авторов: Мриналини Мукерджи, Субодхы Гупты, Амара Канвара, Шилпы Гупты, Аниты Дюбе и Аниша Капура. Заявлено более 80 работ мастеров из зарубежных музейных и частных собраний, в том числе из крупнейшей в мире коллекции современного индийского искусства — частного Музея Киран Надар (Нью-Дели).

«Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых»

«Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых»

ГМИИ им. Пушкина, Москва, 27 июня – 30 октября

Морозовская коллекция, вслед за первой ласточкой,  коллекцией Щукина, по традиции сначала была представлена в парижском Foundation Louis Vuitton, где за два месяца работы ее посетило более 450 000 человек.

В ГМИИ им. Пушкина реконструируют собрание французской и русской живописи, составленные на рубеже столетий братьями Иваном и Михаилом Морозовыми, богатейшими потомственными заводчиками.

Коллекция безвременно скончавшегося в 1903 году в Париже Михаила Морозова, неоднородная и эклектичная, подробно отражает экстравагантный характер владельца. Михаил Морозов был прозорлив не только в бизнесе: он первым в России стал приобретать Гогена, ван Гога и Мунка. Его собрание стало неким прологом к «идеальному музею» его младшего брата.

Другим, основательным подходом отличался Иван Морозов, который тщательно и последовательно отбирал для своего собрания произведения импрессионистов (Моне, Сислея, Ренуара и других) и постимпрессионистов (ван Гога, Сезанна и Гогена). Он не жалел денег и заказывал росписи для своего особняка Морису Дени, Пьеру Боннару и Анри Матиссу. Нравилась ему и живопись определенных русских художников, которая стоила, кстати, значительно дешевле. Ему принадлежали произведения Серова, Левитана и Врубеля, Ларионова, Гончаровой, Машкова. После революции уникальная коллекция была национализирована и распределена между Эрмитажем и ГМИИ им А.С. Пушкина.

«Сокровища музеев Генуи»
Караваджо. «Се человек». 1605. Фрагмент (Фото Strada Nuova Museums)

«Сокровища музеев Генуи»

Государственный исторический музей, Москва, 13 сентября 2022 — 16 января 2023

ГИМ активно сотрудничает с итальянскими музеями. Знаковые картины на выставку в Москве предоставят несколько музеев Генуи:  базилика Святого Лаврентия, музей Святого Августина, музей Страда Нуова, в который входят собрания трех исторических палаццо, Бьянко, Росси и Дориа Турси.

Главный экспонат — картина «Се Человек» (1605 год, Палаццо Росси) Микеланджело да Караваджо, которую в Москве покажут впервые. Так же заявлены полотна Антониса Ван Дейка, Алессандро Маньяско и «Тайная Вечеря» конца XV века работы художника Карло Брачческо, написанная под влиянием знаменитой миланской фрески Леонардо да Винчи. Проект «Сокровища музеев Италии в Историческом музее» рассчитан на несколько лет и, по словам директора музея Алексея Левыкина, сейчас идут переговоры с музеем Уффици.

«Рембрандт. Еврейский взгляд»

«Рембрандт. Еврейский взгляд»

Еврейский музей и Центр толерантности, Москва,  19 октября 2022 — 15 января 2023

Для Еврейского музея 2022 год станет особенным — десятилетний юбилей, открытие нового выставочного пространства, где разместятся лекторий и библиотека Шнеерсона. Центральным проектом года станет выставка произведений Рембрандта, исследующая связи между еврейской культурой и творчеством знаменитого голландского художника.

Переехав в 1631 году в Амстердам, Рембрандт Харменс ван Рейн получил возможность наблюдать за обычаями и укладом жизни евреев, которые существовали в столице Соединенных Провинций Нидерландов в обстановке определенной толерантности и автономии — редкий случай для Европы тех лет.

Кураторами проекта выступили один из самых крупных специалистов по творчеству Рембрандта Гэри Шварц и главный куратор Еврейского музея Амстердама Мирьям Кноттер.

«Век Арчимбольдо»

«Век Арчимбольдо»

ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва, 21 ноября 2022 — 19 февраля 2023

Итальянец Джузеппе Арчимбольдо считается одним из самых загадочных мастеров маньеризма. Картины Арчимбольдо всегда безошибочно узнаваемы: он создавал запоминающиеся ребусы или образы-обманки – стихии, аллегории или портреты из элементов живой природы (цветов, плодов, животных, морских обитателей). Не случайно, что именно сюрреалисты в XX веке обратились к почти забытому после смерти мастеру.

В российских музеях произведения Джузеппе  Арчимбольдо отсутствуют, не так их много и в музеях других стран, так что собрать их в Москве будет работой кропотливой и непростой.  Кроме работ Арчимбольдо кураторы хотят исследовать новый тип собирательства — интерес к редким и странным предметам, характерный для придворной среды художника, а также произведения прикладного искусства, с которыми напрямую связаны рисунки самого мастера.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+