Найти время на чашку чая и тишину: руководство по обретению радости
В Японии чай — это нечто гораздо большее, чем просто горячий напиток. Чаепитие — священный ритуал безмятежности, душевного спокойствия и полного и абсолютного присутствия в текущем моменте. Традиционно это коллективная церемония, каждый элемент которой, от приготовления напитка и его разливания до наслаждения им, тщательнейшим образом продуман. Каждый этап требует немалого времени, ведь это практика осознанности и абсолютного внимания. Торопиться в чаепитии непозволительно.
Таким образом, всегда, когда готовите чай, рассматривайте каждую чашку как собственный маленький священный ритуал. Найдите время, чтобы сбросить темп и наслаждаться опытом чаепития во всей его красе.
Пять лепестков: чайная медитация
Далее описана чайная медитация, которую вы можете попробовать дома. Это практика пяти чувств, которой я часто посвящаю время за утренним чаем.
Первый лепесток, зрение: момент начала
Начинайте ритуал чаепития с сервировки стола. Не спеша и осознанно расставляйте посуду и все, что вам понадобится. Поставьте чашку и чайник на стол перед собой, соберите остальную необходимую утварь — возможно, чайную ложку или салфетку. Затем выберите чай (рассыпной или в пакетиках) и тоже аккуратно положите перед собой.
Как только все будет разложено по местам, сделайте шаг назад и посмотрите, что у вас получилось. Полностью присутствуйте в этом моменте и цените каждую минуту, уделяемую ритуалу. Разглядите тонкость и красоту каждого предмета. Обратите внимание на их текстуру и детали. Не торопитесь действовать; почувствуйте благодарность за то, что каждая из вещей предлагает вам определенный опыт. Позвольте себе увидеть эту картину во всей ее красоте, насладитесь этим моментом самим по себе.
Второй лепесток, слух: приготовление чая
Начав готовить чай, позвольте звуку каждого предмета по-своему сфокусировать на себе ваше внимание. Отметьте шорох зачерпываемого чая или шуршание пакетика, брошенного в чашку. Послушайте журчанье наливаемой воды, звон танцующих в тандеме чашки и ложки. У каждого из этих предметов свой момент, в который вы должны оценить их звучание. Часто эти звуки по отдельности успокаивают и притягивают, а вместе сливаются в настоящую симфонию, услаждающую ваш слух.
Третий лепесток, осязание: заваривание чая
В процессе заваривания позвольте себе сосредоточиться на физическом прикосновении к чаю. Можно обхватить ладонями чашку, чтобы почувствовать ее тепло. Будьте максимально деликатны, чтобы не потревожить заварку. Можете также наклониться над чашкой и позволить поднимающемуся над ней пару целовать ваши щеки. Пусть чай коснется кожи — так он коснется и вашей души.
Теперь, когда напиток заваривается, вам остается только ждать, пока чайные листья и кипяток просто сделают свое дело. Нет ничего лучше, чем позволить чаю пробудиться и раскрыться, и потому мы должны набраться терпения и дать ему необходимое время. Часто это занимает несколько минут, и если вам не терпится получить результат, ожидание может показаться вечностью. Так что лучше не просто ждать, а использовать этот момент, чтобы выразить судьбе благодарность за момент блаженства.
Четвертый лепесток, обоняние: ощущение чая
Как только чай начнет отдавать свой аромат, позвольте себе прочувствовать напиток через прекрасные запахи. Воспринимайте каждую чашку как нечто уникальное и особенное, как неповторимую смесь ароматов для смягчения чувств. Знайте, что этот миг больше никогда не повторится. Освободите место для того, чтобы целиком и полностью присутствовать в каждом моменте. Не спешите сделать глоток — сначала вдохните аромат. Обоняние связано с качеством нашего дыхания, поэтому полностью вдыхайте каждый аромат и выдыхайте его в пространство, наполненное спокойствием и тишиной.
Пятый лепесток, вкус: наслаждение чаем
Дойдя до пятого лепестка чайной медитации, не считайте этот этап кульминацией. Иначе говоря, не думайте, что он важнее других, предыдущих, — это просто последнее ощущение ритуала, которым вы наслаждаетесь и которое переживаете наравне со всеми остальными четырьмя. Делая первый глоток, обратите внимание, какие чувства он у вас вызывает. Сосредоточьтесь на том, что пьете. Потягивайте напиток медленно, позвольте ароматам развернуться во всей полноте. Только так вы сможете по достоинству оценить время, проведенное в полном внимании к текущему моменту.
Со временем все замолкает
Я никогда не был особенно разговорчив. Я вообще по возможности стараюсь высказываться, только если ко мне обращаются. Даже ведя обучение в группе, пытаюсь свести беседы к минимуму. А еще я не из тех, кто любит большие компании или светскую болтовню. Возможно, кстати, именно поэтому меня так привлекает медитация. Дело не в том, что я не люблю содержательных разговоров, а в том, что, по-моему, в жизни существует множество моментов, когда слова просто не нужны, хоть их обычно и ожидают. А некоторые люди, наоборот, совершенно не выносят тишины. Для них она хуже оглушительного грохота, и потому они вечно заполняют пустоту пустыми словами.
Я провел немало времени, наблюдая за людьми в подобных ситуациях и желая понять, почему так происходит, и пришел к выводу, что у непереносимости тишины есть несколько причин.
Во-первых, люди хотят, чтобы окружающие любили и ценили их. А если они будут молчать, их с большей вероятностью могут понять неправильно или исказить их мысли, что может привести к разрыву важных социальных связей. Потому мы и используем слова — чтобы возвысить свое видение мира и то, как нас видят окружающие. Мы, люди, по своей природе на редкость хвастливы: любим делиться своими достижениями и изо всех сил стараемся доказать свою ценность окружающим. Чем больше мы говорим, тем больше формируем свою идентичность, подгоняя ее под одобряемые обществом реалии.
Вторая причина заключается в страхе одиночества. Многим людям совершенно невыносима мысль о том, чтобы побыть наедине с собой, без компании. Тишина порождает у них неприятное ощущение одиночества, в то время как слова и энергичный обмен мнениями позволяют чувствовать, будто их связывает с другими что-то важное и значимое. Я убежден, что некоторые люди затягивают разговоры намного дольше необходимого именно затем, чтобы поддерживать эти связи и ослабить давление одиночества.
И наконец, третья причина в том, что недеяние вызывает у нас дискомфорт. Мы стали жертвами неспособности ценить моменты, когда нам не нужно стимулировать себя собственными словами или общением с окружающими. Говоря с кем-то, мы постоянно обмениваемся раздражителями, а сохраняя молчание и не обмениваясь словами, пребываем в том, что остается, — в блаженстве.