К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Противостоять хамству: громкое молчание, острые углы и другие психологические трюки

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В издательстве «Бомбора» выходит книга «Психотрюки : 69 приемов в общении, которым не учат в школе» эксперта по переговорам Игоря Рызова. С помощью этих приемов можно защитить личные границы, выиграть в споре, договориться о выгодных условиях сделки или убедить себя не сдаваться. Forbes Life публикует главу о способах противостояния хамству

Есть два способа дать отпор хаму: либо интеллектуально, либо физически. Я пишу только об интеллектуальном отпоре. Если вдруг вы предпочитаете использовать физическую силу, то прежде чем бить, подумайте, умеете ли вы это делать, и не прячет ли ваш оппонент за пазухой то, чему вы не сможете противостоять? И не забывайте о существовании Уголовного кодекса. 

Озвучу также две самые частые ошибки при ответе на оскорбления. Первая возникает из-за слабости: мы опускаем взгляд, не знаем, что ответить, берем паузу или просто уходим. А вторую ошибку можно сравнить с игрой в пинг-понг, когда на обидные слова мы начинаем отвечать в стиле «сам такой!», виной чему является отсутствие контроля над своими эмоциями. Многие блогеры в комментариях под своими роликами устраивают с оскорбителями как раз такую перепалку, и это неминуемо ведет провокаторов к победе. 

Данная тема крайне актуальна сегодня: ситуация вокруг напряженная, многим становится сложнее себя контролировать, и все это выливается в стычки и конфликты. Люди оскорбляют друг друга в Интернете, в социальных сетях, каждый день встречаются с троллингом, буллингом, газлайтингом . Именно поэтому важно знать, как правильно реагировать на подобное поведение. Последствия неправильной реакции бывают крайне негативными: это и злость, и гнев, и обида, и физическая агрессия, и испорченное настроение, и — как следствие — конфликты.

 

Я не случайно ранее упомянул Уголовный кодекс: оскорбления вызывают в нас сильные эмоции, ими легко увлечься и намять друг другу бока, а то и сделать что-нибудь похуже. Есть примеры, когда в результате взаимных нападок людей в чатах или в сетевых играх реакция была крайне агрессивной, и случались не только избиения, но даже убийства. 

Почему так происходит? Человек, который нападает и оскорбляет, умышленно или нет раскачивает наш маятник эмоций — от прямых оскорблений он буквально «улетает вверх», и вы перестаете себя контролировать. 

 

Такой маятник есть в душе у каждого. Чтобы лучше его понять, представьте шкалу эмоций от единицы до девяти. Теперь вспомните и опишите реальную ситуацию, когда вы чувствовали себя хорошо и спокойно, ничего не отвлекало и не раздражало. Это единица. На другом конце — крайняя степень гнева, когда уже трясет, и хочется смести все на своем пути, разорвать обидчика в клочья. Вспомните, когда и при каких обстоятельствах вы чувствовали что-то подобное. Это девятка. 

Теперь вы представляете размах вашего маятника. Так вот, негативные последствия оскорблений начинаются, когда эмоции поднимаются по шкале выше шести пунктов. Старайтесь следить за этим и не допускать чрезмерного накала страстей. 

В этой главе мы разберемся, когда человек оскорбляет осознанно, а когда просто не может с собой совладать. Нужно обязательно различать эти ситуации, и я объясню, для чего. 

 

В своем курсе «Жесткие переговоры» и в книге «Кремлевская школа переговоров»1 я описал тип поведения, называющийся «подростковым». Его можно охарактеризовать как «закрытые глаза» и «открытый рот». Человек немотивированно хамит, грубит, просто так, без цели, хоть бы и из-за плохого настроения. Другими словами, за него говорят эмоции. Так, к примеру, ребенок может накричать на родителя, сказать «я тебя ненавижу» — и через секунду уже сожалеть о своих словах. Недавно мой щенок прогрыз шнур от велостанка. Я разозлился: «Ух, сейчас ты у меня получишь...» А потом подумал: «Ну, я же сам его оставил». Первая реакция — совершенно подростковая, и можно из этого состояния «врезать» не только щенку, но и любому, кто первый попадется под руку. 

В таких ситуациях не надо действовать сразу. Когда ктото оскорбляет вас неумышленно — а это распознать очень просто, ведь у него трясутся руки, бегают глаза, его колотит от злости, — не надо реагировать, потому что тем самым вы войдете в конфликт и окажетесь в тупике, ничего хорошего не выйдет. 

Можно дать человеку время подумать, перезвонить ему позже. Хорошо, если подобное произошло в смс-общении, в мессенджерах. «Ну все, я не хочу с тобой разговаривать», — когда получаете такие сообщения, не отвечайте на них сразу. Позвольте вашему собеседнику успокоиться. Скорее всего, он остынет и вернется к диалогу. 

Об умышленных оскорблениях тоже поговорим — когда обижают и цепляют намеренно. Все мы реагируем на оскорбления, и сказать, что они нас совсем не цепляют — значит, врать самому себе. Неприятно, когда называют олухом, бездарью и другими обидными словами. Часто с этим сталкиваются в школах. Родители в таких случаях говорят детям, что нужно относиться к ситуации спокойней. А как быть спокойным, когда тебя называют очкозавром, жирным, тощим, и так далее. Любые оскорбления задевают наши эмоциональные струны. 

Громкое молчание

Две компании — заказчик и поставщик — вели переговоры о возможном сотрудничестве. Директор фирмы-заказчика то и дело провоцировал поставщика резкими, даже хамскими высказываниями, заставляя его защищаться. А затем оборвал фразой: «А вы все время ведете переговоры в столь агрессивной манере?» 

 

Первая реакция — начать оправдываться или напасть в ответ. Можно только посочувствовать поставщику, который запнулся, стал просить прощения и уверять, что он уважает собеседника, — и тем самым принял игру оппонента, отдав в итоге скидки и бонусы. Подобная провокация нередка и в личных отношениях, и особенно часто встречается в сети Интернет. Под моими видео и постами регулярно вижу подобные реплики: 

  • А ты вообще сам себя провозгласил экспертом?
  • Какой наивный, где вы его взяли?
  • Я осилил весь ролик. Теперь я знаю, почему над ним издеваются в компании.
  • Думаешь, ты эксперт по разговорам, но это не так.

И это только самые цензурные высказывания. 

Конечно, меня они задевают, хочется ответить троллю. Но... Подумайте сами, к чему это приведет? Вы только накормите его, и тролль будет с еще большей силой и энергией травить свою жертву — то есть вас. В главе 9, посвященной газлайтингу, мы разберем совсем садистские манипуляции. 

С подобным поведением сталкиваются школьники, общаясь со сверстниками, и у взрослых людей в личной жизни подобных случаев хватает. 

 

Разберемся, как реагировать правильно — а реагировать надо. 

Рекомендую громко промолчать, то есть пристально посмотреть человеку в глаза и мысленно (!) произнести: «Я понимаю, что ты имеешь в виду». Вслух ничего не произносите. Ни лично, ни в сети. Сразу отвечу тем, кто возразит, что такое поведение сочтут за слабость. «Громко промолчать» — не значит ретироваться, потупившись. Мы держим взгляд и спокойно уходим. А в сети просто не отвечаем на провокационные комментарии — и не слушайте специалистов, предлагающих для повышения охватов ввязаться в диалог. Нет. Так делать нельзя. И детям объясните, что любой ответ в данном случае — это победа атакующего. Нет реакции — нет пищи для дальнейшего троллинга. Я еще рекомендую блокировать подобных комментаторов, если они доставляют неудобства. 

Запомните, прав не тот, за кем последнее слово, а тот, кто реагирует правильно и не втягивается в бессмысленный пинг-понг. Применяя этот трюк, вы даже без слов покажете человеку, что видите его насквозь и знаете, зачем он это делает. Если же манипулятор попытается атаковать еще раз, можно использовать второй способ — сказать прямо в лоб, кто он такой. Вы объясняете, что с первого раза поняли его стратегию — задеть вас и вывести на уровень эмоций. Это хороший прием, и обычно он работает в паре с первым. 

Приведу пример. Однажды я вел переговоры на стороне банка, вопрос касался взыскания задолженностей. Со стороны нашего оппонента пришел властный и взрослый человек, занимающий большую должность. Он постоянно пытался меня зацепить, бросая фразы: «Ты кто вообще такой? Ты что, книжки умные пишешь?» Когда это произошло в первый раз — я посмотрел на него и промолчал. Но когда он сделал это снова, я спросил: «Вы зачем второй раз повторили эту фразу? Я и так понял, что вы пытаетесь мною манипулировать, поэтому, будьте добры, придерживайтесь делового тона общения». Благодаря тому, что я поставил человека на место, переговоры прошли как надо. Два способа лучше всего использовать в паре, как единую технику. 

 

И поставщику, на которого в примере выше напирал заказчик, я бы тоже рекомендовал вначале громко промолчать, а на повторный укол ответить одной из этих фраз. 

Фразы, которые вам помогут

{ "id": "bx7ewgZejq", "type": "checklist", "data": { "items": [ { "text": "Вы зачем второй раз повторили эту фразу", "checked": false } ] }, "index": 36 }

{ "id": "OCiDxwFnK9", "type": "checklist", "data": { "items": [ { "text": "Вы специально меня сбиваете?", "checked": false } ] }, "index": 37 }

{ "id": "sjiJhPSzOJ", "type": "checklist", "data": { "items": [ { "text": "Вы в течение всего разговора меня перебиваете и пытаетесь поддеть, это специально, или просто не хотите общаться?", "checked": false } ] }, "index": 38 }

{ "id": "i17owdO8sU", "type": "checklist", "data": { "items": [ { "text": "Давайте не отвлекаться на взаимные уколы", "checked": false } ] }, "index": 39 }

И обязательно следует сразу же постелить «ковровую дорожку» (подробно об этом приеме я пишу в книге «Кремлевская школа переговоров»), а затем направить разговор в нужное русло связкой «предлагаю перейти к...» 

Без острых углов

Зачастую грубиян старается задать очень неудобный, щепетильный вопрос при всех. При этом закладывает в него тайный смысл, и, как бы мы ни ответили, все равно оказываемся в ловушке. 

Тринадцатилетняя девочка Даша поведала историю, как в школе ее довели до слез и сделали на некоторое время объектом насмешек. Девочка решила коротко подстричься и, придя в школу, столкнулась с язвительной «шуткой» сверстницы: «Что, под мальчика косишь?» Даша возразила, что это просто такой стиль. Но ее ответ вызвал еще больше нападок и издевок. 

 

С подобным сарказмом сталкиваются люди и на работе, и в общественных местах. 

Артур — руководитель направления в компании, внедряющей инновационные инженерные решения. Долгое время он лично вел переговоры с представителями заказчика, некоторые договоренности уже были достигнуты. И вот, после долгих согласований Артур впервые приехал к их генеральному директору. Его заставили долго ждать в приемной, а затем, уже в кабинете, директор высокомерно-презрительно изрек: 

«Ну, показывай свои „инновашки“. Только времени у меня немного, давай побыстрее». 

Конечно, ситуация очень непростая. Во-первых, заставили ждать, тем самым уже включив эмоциональную составляющую. Во-вторых, обесценили, обратившись на «ты» и произнеся пренебрежительное «инновашки». Как рассказал Артур, сначала ему захотелось развернуться и уйти, но, выдохнув, он ответил: «Вы знаете, сейчас инновации в моде, и наш президент, в том числе, особенно подчеркивает их роль. Вы же не против движения вперед?» Подошел к столу, занял место и продолжил разговор. 

 

Разберем детально этот прием. 

Главная идея — указать на важность темы, лишь слегка ее затронув, и увести разговор в сторону, обойдя острый угол. Даше стоило бы ответить сверстнице: «Ой, ты знаешь, здорово, что сейчас каждый может стричься, как хочет — тебе бы пошли розовые пряди. Кстати, могу порекомендовать классного мастера...» Так она бы «разбила» шутку нападающей и заодно перенаправила бы энергию класса уже на ее прическу. 

Фразы, которые вам помогут

{ "id": "HXuN4-Mrtn", "type": "checklist", "data": { "items": [ { "text": "Да, действительно", "checked": false } ] }, "index": 54 }

{ "id": "C4KEDYAYyn", "type": "checklist", "data": { "items": [ { "text": "Отлично, что обратили внимание", "checked": false } ] }, "index": 55 }

{ "id": "1Ukh2yW7JL", "type": "checklist", "data": { "items": [ { "text": "Это очень важный вопрос, которые требует пристального внимания...", "checked": false } ] }, "index": 56 }

Цепляться за слова

Третий способ, по моему мнению, гениальный — цепляться за слова. Подходит в том случае, когда оскорбитель использует полуцензурные или вовсе нецензурные высказывания. Например, «Твоя машина д..мо» или «Ты вечно принимаешь хреновые решения». Атакующий часто усиливает свои оценки словами: бред, чушь, ахинея, мерзость, хрень и так далее. 

Помню один интересный случай, когда я впервые приобрел автомобиль — старый, около 30 лет, с несколько «уставшим» видом. Но это была первая машина, на которую я заработал сам. Меня переполняло чувство гордости. Приехав во двор, я сразу же услышал от соседа: «Что за д..мо зеленое — на большее денег, видно, не хватило». Ух, как меня это разозлило, я хотел ему вцепиться в глотку, просто мечтал его растоптать. Естественно, и я что-то нахамил в ответ. Конечно, сейчас бы отреагировал совершенно иначе. 

 

В таких случаях хорошо работает обращенная к манипулятору просьба пояснить свои слова. Мы цепляемся за их значение и просим человека объяснить, какой смысл он вложил в конкретное выражение. Тот начинает теряться, у него не получается обосновать свои же высказывания и аргументировать собственную точку зрения. 

{ "id": "aLWK60o0WW", "type": "checklist", "data": { "items": [ { "text": "Какой смысл ты вкладываешь в понятие  «д...мо»?", "checked": false } ] }, "index": 62 }

{ "id": "QvJvC43mqw", "type": "checklist", "data": { "items": [ { "text": "Поясни слово «бред».", "checked": false } ] }, "index": 63 }

{ "id": "jhbatGjhS5", "type": "checklist", "data": { "items": [ { "text": "Что ты имеешь в виду под словом «ахинея»? ", "checked": false } ] }, "index": 64 }

{ "id": "d7Gq8FKtmY", "type": "checklist", "data": { "items": [ { "text": "Что в твоем понимании «чушь»? ", "checked": false } ] }, "index": 65 }

И да, будьте готовы продолжить и прицепиться к его словам снова, чтобы ему самому захотелось сменить тему. 

Мой клиент приехал на переговоры к высокопоставленному чиновнику. Предложение было подготовлено заранее, и с замами уже обсудили все нюансы. И вот финальная, казалось бы, встреча. Чиновнику дали документы, он взглянул на них и почти сразу отбросил: «Полная чушь, какой м... это написал». 

Хорошо, что мы подготовились к таким выпадам, и визитер спокойно уточнил: 

 

— Поясните, пожалуйста, что вы понимаете под словом «чушь». 

Чиновник немного напрягся и с наездом произнес:
— А что, сами не понимаете?
— Мне важна именно ваша обратная связь. Поэтому и уточняю.
— Вы не согласовали со мной многие позиции! 

Видите, как прекрасно разговор перевели в рациональное русло, причем аккуратно. Аккуратность и мягкость еще связана с тем, что чиновник выше по статусу. В ситуации же с моим соседом, который высказался о машине, можно было бы и пожестче. 

Генри Киссинджер часто провоцировал своих подчиненных подобной манипуляцией. Ему приносили доклад или отчет, он, не глядя на него и на того, кто принес, говорил: «Это все, на что вы способны?» Человек хватал отчет и убегал доделывать. Раз за разом история повторялась — до тех пор, пока бедолага не взрывался: «Да что вы от меня хотите?» Тогда Киссинджер начинал изучать документы. 

 

Примечание: никогда не ведитесь на уловку — «а вы не догадываетесь?» Лучше уточнить, чем проявлять догадливость. 

Я вас уверяю, обидчик либо ретируется, либо ему придется найди логические аргументы, на которые вы уже сможете ответить — или решите, что и отвечать не надо. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+