Токены превращаются в люкс: 10 самых дорогих NFT-произведений на аукционах 2021 года
Главная NFT-сенсация года — работа цифрового художника Beeple (настоящее имя Майк Винкельманн) «Первые пять тысяч дней». Рекордная продажа за $69 млн, которая произошла на Christie’s 11 марта 2021 года, во многом спровоцировала дальнейший бум на токены и позволила аукционному дому вписать свое имя в историю пионеров развития NFT. За весь год продажи NFT принесли аукционному дому порядка $150 млн — сумма символическая по сравнению с рынками старых мастеров и антиквариата ($570 млн), предметов роскоши ($980 млн), не говоря о рынке современного искусства ($5 млрд). Среди других заметных лотов — гибридная NFT-скульптура Beeple под названием Human one, которая ушла с молотка за $28,9 млн. Christie’s признается, что NFT способствует привлечению к участию в торгах более молодой аудитории (большинство участников торгов моложе 42 лет).
Sotheby’s сообщил, что NFT-произведения принесли ему сумму $100 млн за год. Аукционный дом делает упор на развитие собственного маркетплейса Sotheby’s Metaverse. Phillips точную сумму продаж NFT не называет, но подчеркивает, что все предложенные работы были успешно реализованы, также способствуя притоку новых клиентов (их доля составила 88% от общего числа участников NFT-торгов).
В списке самых дорогих аукционных продаж NFT за год Beeple занимает сразу две первые две строчки, но серьезную конкуренцию ему составляет еще один цифровой художник. Автор, работающий под псевдонимом Pak, произвел сенсацию еще в апреле. Его работа в виде обычного серого пикселя была продана на Sotheby’s за $1,36 млн. Недавно NFT-проекту Pak «Слияние» удалось собрать на платформе Nifty Gateway $91,8 млн. По факту это даже больше рекордной продажи Beeple, но с некоторыми оговорками.
Само название произведения подразумевает, что оно состоит из десятков тысяч составных частей, которые в теории могут быть слиты воедино. Только в том случае, если какой-то один коллекционер приобретет решающее количество так называемых «единиц массы» (что-то вроде контрольного пакета акций), работа сможет считаться рекордсменом продаж. Пока это громкий эксперимент с коллективным владением токенами.
Помимо Beeple, самыми заметными игроками на NFT-рынке стали студии Larva Labs и Yuga Labs с проектами CryptoPunks и Bored Ape Yacht Club соответственно. Токены CryptoPunks представляют собой пиксельные изображения людей и других существ, а токены Bored Ape Yacht Club, как и следует из названия, — яркие картинки обезьян со всевозможными модификациями элементов одежды и внешности вплоть до лазерных лучей, стреляющих из глаз. И те и другие пользуются исключительной популярностью в качестве аватарок участников криптосообществ.
В этом году и CryptoPunks, и Bored Ape Yacht Club выставлялись на продажу и по отдельности, и «оптом». Например, Sotheby’s продал подборку из 101 токена Bored Ape Yacht Club за $24,4 млн, а Christie’s удалось выручить почти $17 млн за девять токенов CryptoPunks. Ценовые рекорды в отношении единичных токенов из обоих проектов принадлежат Sotheby’s.
В списке из 30 самых влиятельных игроков этого рынка, составленном Artnet: покупатель работы Beeple «Первый пять тысяч дней» и создатель собственного инвестиционного NFT-проекта Metapurse Виньеш Сундаресан (MetaKovan); художники Том Сакс, FEWOCiOUS (Виктор Ланглуа), Кевин и Дженнифер Маккой, Osinachi (Принц Джейсон Осиначи Игве) и загадочный Cozomo de’ Medici. Последний всего за неделю собрал внушительную коллекцию NFT-работ общей стоимостью порядка $17 млн, костяк которой составляют токены CryptoPunks. Вокруг личности этого коллекционера до сих пор ходят слухи, а по одной из гипотез — это рэпер Снуп Догг.
Согласно ресурсу DappRadar, объем рынка NFT по итогам года достиг $22 млрд. Аналитики DappRadar считают, что решающим фактором столь взрывного роста (в 2020 году продажи составляли всего $100 млн) стало активное участие в использовании и продвижении NFT крупнейших мировых брендов, таких как Coca-Cola, Nike, Adidas и Gucci. В отчете Chainalysis приводится цифра $26,9 млрд. Львиную долю (63%) составили сделки в сегменте от $10 000 до $100 000.
При этом в JPMorgan заявляют, что рост рынка на сегодняшний день происходит рывками, от одной рекордной продажи к другой с промежутками в несколько недель или месяцев, а поступательного развития не происходит. Еще одна особенность заключается в слабой диверсификации рынка. Проще говоря, произведения цифрового искусства торгуются наравне с предметами меморабилии или работами, созданными по вполне классическим канонам (например, принтами Уорхола) и лишь затем токенизированными. При этом аукционные дома могут принимать оплату за NFT-лоты в традиционных валютах и в то же время продавать традиционное искусство за биткоины.
В уходящем году токены российских художников на крупных мировых аукционах не появлялись. На локальном рынке среди заметных продаж следует отметить NFT-видео из серии Panic Attack группы Pussy Riot (100 ETH, или порядка $400 000 по текущему курсу); проекцию работы Покраса Лампаса Transition на стену Чиркейской ГЭС в Дагестане (16 ETH, или порядка $64 000 по текущему курсу).
Среди музейных институций наибольшую активность по продвижению NFT в России демонстрирует Эрмитаж. Музей выпустил NFT с изображениями произведений искусства из своей коллекции. Оригиналом для токенов послужили пять картин, включая «Мадонну Литта» Леонардо да Винчи и «Куст сирени» Винсента Ван Гога, с каждой из которых было создано по два NFT. Пять экземпляров каждого токена остались в Эрмитаже, а пять других были проданы на торгах за $444 500. Кроме того, музей провел выставку «Незримый эфир» с работами Урса Фишера, дуэта HACKATAO и других художников. Проект призван стать началом создания «Небесного Эрмитажа» – цифрового двойника музея в метаверсуме.
Эксперты Morgan Stanley считают, что при сохранении текущих тенденций к 2030 году объем миров NFT может составить порядка $240 млрд. По их мнению, драйверами роста станут токены, выпущенные люксовыми брендами либо совместно с современными художниками, либо самостоятельно.