К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Нео на пенсии или пародия на современный Голливуд: какой получилась новая «Матрица»

Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение»
Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение»
16 декабря в прокат вышла «Матрица: Воскрешение» — новая картина Ланы Вачовски по знаменитой киновселенной. Специально для Forbes Life кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, как четвертая часть франшизы о жизни в симуляции смогла стать одновременно пародией и оммажем оригинальной серии

16 декабря в российский прокат вышел фильм «Матрица: Воскрешение» — первый проект франшизы, над которым режиссер Лана Вачовски работала не в творческом тандеме со своей сестрой Лили. Спустя 18 лет к своим ролям в картине вернулись Киану Ривз (он же Томас Андерсон или Нео), Кэрри-Энн Мосс (Тринити) и другие актеры оригинальной серии. 

По сюжету новой ленты со времен Войны машин прошло двадцать лет… или ее не было вовсе? Возможно, это все было просто игрой, которая однажды привиделась гениальному геймдизайнеру Томасу Андерсону — его проект «Матрица» моментально стал хитом, в который играли все от мала до велика. Но у гениальных произведений всегда есть побочный эффект — шедевр почти свел мистера Андерсона в могилу, когда тот чуть не спрыгнул с крыши небоскреба, пытаясь взлететь, как придуманный им персонаж Нео.

Теперь он влачит довольно жалкую жизнь: пытается смириться с фактом, что жадный начальник мечтает сделать ненавистный ему сиквел «Матрицы», попивает алкоголь в одиночестве, ходит к психоаналитику и грустно поглядывает в сторону Тиффани — красивой замужней женщины. Однажды во время внеплановой эвакуации в офисе он сталкивается с экстравагантным человеком по имени Морфеус, который сообщает ему, что он не Томас Андерсон — он и есть Нео, а долг избранного снова зовет. В этот момент герой задается вопросом: реальна ли все-таки Матрица или отрывки воспоминай — плод сумасшествия гения? 

 
Квадриквел «Матрицы» — фильм, без которого вселенная в целом могла бы обойтись, но он слишком значителен, чтобы его игнорировать

Едва ли не самый сложный вопрос для человека, вышедшего с «Воскрешения» под играющий на титрах кавер Rage Against the Machine: что это все-таки было? Сиквел ли, ремейк, ре- или деконструкция оригинальной трилогии? Ответ прост: все вместе.

Часть прессы уже успел разозлить тот факт, что Лана Вачовски, севшая в режиссерское кресло без сестры и сама написавшая сценарий, по сути частично пересняла самую первую «Матрицу». Фрагменты из главного киберпанк-фильма в истории действительно появляются через сцену, а иногда и через кадр. Это, разумеется, дань уважения и самой себе, и, в некотором роде, эксплуатация собственного труда, и его же остроумное переосмысление. Вачовски варварски разбивает зеркало, в которое сама же любуется, чтобы потом собрать из него новое — кривое, но удивительно симпатичное. Квадриквел — фильм, без которого вселенная в целом могла бы обойтись, но он слишком значителен, чтобы его игнорировать.

 

В фильме очень много самоиронии — порой уместной, порой не очень. Первая четверть ленты кажется будто и не «Матрицей», а таким «капустником» в стиле спецэпизода «Друзей». Грустный Киану Ривз с кофе, словно герой мемов, психует из-за ангельски спокойного начальника с неслучайной фамилией Смит (агент Смит — главный антагонист в фильмах «Матрица». — Forbes Life). А Тиффани, меланхоличная семейная женщина с лицом Тринити, решается поиграть в «Матрицу», лишь случайно заведя беседу с Томасом. Для ностальгирующих все это разбавляется кадрами из первой части, а также реконструкциями ключевых сцен и деталей — от склеивающихся губ до красных и голубых таблеток.

Да, поначалу лента сбивает с толку, но потом все встает на свои места: все-таки Матрица — это ловушка, иллюзия. Под картинкой рефлексивного недоремейка оригинального фильма скрываются вполне ожидаемые сюжетные повороты, которые рано или поздно выходят на авансцену и преображают все. Появляются и стрельба, и фирменное слоу-мо с остановкой пуль, и кун-фу, и знаменитые машины-кальмары вместе со старыми знакомыми из Сопротивления.

Многослойная конструкция с отсылками к самому себе пусть и выглядит несколько искусственно и изредка фальшиво, увлекает не на шутку

Реальные проблемы у проекта Ланы Вачовски возникают тогда, когда «Воскрешение» пытается если не повторить, то хотя бы сделать нечто похожее на то, чем была оригинальная «Матрица»: ураганным боевиком с перестрелками и рукопашными схватками. Тут нет ни одной сцены, которую можно было бы сопоставить со знаменитой сценой в банке или схваткой между агентом Смитом и Нео в метро. На фильме, кажется, сказывается и действие времени: Киану Ривз — он и в 2021-м Киану Ривз, но возраст не скрыть. В боевых сценах он особого участия не принимает, если и дерется — то лениво, как если бы Нео вышел на пенсию.

 

Тринити и вовсе большую часть времени пребывает в роли принцессы, которую надо спасти, а черный латекс отложен в сторону ради более скромных нарядов. В то же время нельзя сказать, что фильм дает заскучать. В качестве свиты для Нео хороши новые герои, которые, как и положено, похожи на членов команды Навуходоносора из первого фильма. Они прекрасно понимают свою роль в сюжете и даже один раз вслух произносят фразу: «рядом с Избранным все умирают».

Многослойная конструкция с отсылками к самому себе пусть и выглядит несколько искусственно и изредка фальшиво, увлекает не на шутку. Новый злодей — впечатляющий и по-настоящему зловещий, со своим, цитируя автора одного из переводов «Матрицы», ломиком в рукаве. Чертовски хорош и новый образ Морфеуса: кого-то может разозлить, что Лоуренса Фишберна не пригласили принять участие в ремейке, на что он и сам успел посетовать, но это вполне логично, иначе «Воскрешение» точно превратилось бы в торжественный парад ветеранов. Зато Яхья Абдул-Мартин II («Мы») в этой роли дает фильму уместную долю комедии.

После двух пафосных сиквелов новая картина во вселенной «Матрицы» нуждалась в свежем взгляде, и Лана Вачовски смогла найти правильный ракурс и сделать самый необязательный фильм в мире нужным и ярким. По-настоящему расстраивает в этой ситуации только одно — максимально прозрачный намек на продолжение, а то и на полноценную новую трилогию, который подтверждается сценой после титров. Хочется сказать: не надо. Но, увы, голливудский конвейер, высмеиваемый в «Воскрешении», работает по-другому. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+