Тиара за $1,6 млн и брошь за $4,5 млн: самые дорогие украшения на аукционах в 2021-м
Несмотря на бум NFT, рекордные цены на современное искусство и массовую цифровизацию жизни, самым стабильным сегментом аукционных торгов по-прежнему остается продажа драгоценностей, часов и сумок. Кроме того, 2021 год добавил к ним еще и торги лимитированной спортивной обувью — дань интересам нового поколения коллекционеров из Кремниевой долины. Как сообщается в пресс-релизе Sotheby’s, по их данным, рост продаж в секторе роскоши в 2021 году составил 14%.
Антикварные драгоценности приобретают не только инвестиционные фонды и быстрорастущие коллекции азиатских музеев, но и множество частных покупателей со всего мира (на декабрьских торгах Sotheby’s ставки делали биддеры из 63 стран мира). Среди покупателей немало людей младше 40 лет (до 52% участников торгов), для многих из них это первые покупки на аукционах.
Миру по-прежнему нужны редкие драгоценные камни и выдающиеся украшения знаменитых ювелирных мастеров, бриллианты идеальной прозрачности и яркости — на ноябрьских торгах Sotheby’s в Женеве серьги с бриллиантами в 25,88 карата цвета D ушли за $5,6 млн. Новые мировые рекорды чаще всего ставят украшения, выставленные из коллекций европейской аристократии или династий, — будь то украшения династии Романовых или Пармских Бурбонов. И чем более авантюрная и кровавая история обретения и владения драгоценностью, тем выше цена.
Спросом все еще пользуются диадемы. Этой осенью на торгах за внимание коллекционеров «бились» тиары Полины Бонапарт 1811 года в модном помпейском стиле в виде драгоценного венка из колосьев пшеницы (Christie’s, $891 000) и две диадемы с вероятно античными камеями, по легенде принадлежавшие Жозефине Богарне (проданы на Sotheby’s за $166 320 и $594 800). Но всю эту «наполениану» обошла на торгах тиара 1867 года, созданная по заказу савойской герцогской семьи, с 11 крупными барочными жемчужинами и бриллиантами (Sotheby’s, $1 633 891).
На аукционе Christie’s разыгралась очередная глава из истории Пармских Бурбонов, итальянской линии французской королевской династии, волею судеб получивших в наследство от дочери Марии-Антуанетты и Людовика XVI фамильные украшения. На торги была выставлены пара бриллиантовых браслетов Марии-Антуанетты. Известная любительница драгоценностей, королева купила бриллианты у ювелира Бемера в 1776 году за 250 000 ливров (по нынешнему курсу около $4,6 млн). Осенью 2021 году браслеты ушли за $8 203 085, заняв вторую строчку в списке самых дорогих ювелирных украшений Марии-Антуанетты, и стали ее самыми дорогими бриллиантовыми драгоценностями. Самым дорогим украшением Марии-Антуанетты сегодня считается бриллиантовая подвеска с крупной барочной жемчужиной, в 2018 году проданная на торгах Sotheby’s за $36 млн при предаукционной оценке $2 млн.
Еще один повод для волнений на рынке — продажа старинных драгоценных камней из опустошенных, полностью выработанных на сегодняшний день рудников. В этом году на аукционах оказались кашмирские сапфиры.
На майском аукционе Sotheby’s в Женеве за $3 917 119 была продана брошь Cartier 1930-х годов, принадлежавшая когда-то маркизе Морин Констанс Гиннес, одной из наследниц империи Гиннеса. В броши Гиннес два кашмирских сапфира, весом 55,19 карата, (самый крупный из когда-либо выставленных на аукцион), и весом 25,97 карата. У камней из старого кашмирского рудника, полностью выработанного в конце XIX века, насыщенный бархатный оттенок васильково-синего цвета с молочной дымкой. Сегодня единственная возможность заполучить кашмирский сапфир — купить его на антикварном рынке.
На тех же торгах ушли еще два колье Harry Winston с цейлонскими сапфирами. Колье с сапфиром в 126, 43 карата — за $2 305 428. Другое колье с сапфировой подвеской с камнем в 111, 73 карата — за $4 722 965.
Затем заявку на рекорд подали брошь и серьги с цейлонскими сапфирами и бриллиантами великой княгини Марии Павловны Романовой, выполненные в 1900 году российской ювелирной фирмой Болин. Парюра ушла с двойным превышением эстимейта за $885 000 на осенних торгах Sotheby’s в Женеве. На покупателей, безусловно, произвела впечатление авантюрная история спасения драгоценностей из революционной России и бегства самой княгини, и, собственно, глубокий оттенок и прозрачность цейлонского сапфира, так называемый королевский голубой.
На декабрьских торгах Christie’s в Нью-Йорке был продан $2 070 000 кашмирский сапфир весом 17, 73 карата из драгоценностей, принадлежащих когда-то княжне Ольге Нелидовой.
Другой фетиш коллекционеров драгоценностей — бирманский рубин цвета голубиной крови. На осенних торгах Christie’s в Женеве брошь Van Cleef&Arpels с бирманским рубином и бриллиантами спровоцировала дуэль покупателей из Гонконга и Калифорнии. За 10 минут торгов цена продажи достигла $4 587 000, превысив нижнюю планку предаукционной оценки в десять раз.