К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Вестсайдская история»: как Спилберг сделал классический фильм лучше и актуальнее

Кадр из фильма «Вестсайдская история» (Фото DR)
Кадр из фильма «Вестсайдская история» (Фото DR)
9 декабря в прокат выходит новая «Вестсайдская история» — ремейк знаменитого киномюзикла снял Стивен Спилберг. О том, как режиссер обновил историю современных Ромео и Джульетты, рассказывает кинокритик Иван Афанасьев

Нью-Йорк, начало 1960-х. На месте манхэттенских трущоб планируют возвести новый жилой квартал. Пока же в этих руинах обитают представители двух крупнейших банд Вест-Сайда: белые «Джеты» во главе с бесстрашным Риффом, и «Акулы», пуэрториканская группировка, претендующая на территории своих злейших врагов. Бывший член «Джетов», Тони, огромный мужчина со взглядом подростка и сердцем романтика, после года в тюрьме пытается зажить нормальной жизнью и работает в небольшой аптеке. Однажды Рифф выманивает Тони на танцы — для переговоров. В зале он видит Марию, сестру Бернардо, главаря «Акул», они влюбляются — и вот молодые люди уже жить друг без друга не могут, хотя и находятся по разные стороны баррикад.

Кадр из фильма «Вестсайдская история» (Фото DR)

Фанат оригинального фильма, великий Стивен Спилберг, почти покадрово воспроизвел многие сцены, сохранив главные фишки и сюжетную основу. Характерный свист «Джетов» (в фильме 1961 года — «Ракеты» — Forbes Life), в начале фильма, почти дословное следование сюжетной линии, и, конечно, знаменитая музыка Леонарда Бернстайна. Но хватает и своих нюансов. Наметанный глаз, хорошо знакомый с картиной 1961 года, замечает вроде бы косметические, но важные и даже фундаментальные изменения, расширяющие гуманистический посыл фильма. Так, центральной темой фильма Роббинса и Уайза была нетерпимость. Пуэрториканцы наступают на территории белых, те же, при негласной поддержке копа-расиста Шранка, мечтают выбить «понаехавших». Спилберг вместе со своим частым соавтором Тони Кушнером добавляют новые штрихи этому противостоянию.

Классическая «Вестсайдская история» была о том, что надо что-то изменить в обществе, новая о том, что за полвека почти ничего не изменилось
Кадр из фильма «Вестсайдская история» (Фото DR)

Взять хотя бы работодательницу Тони — Валентину. Ее играет Рита Морено — когда-то именно она сыграла Аниту, девушку главаря «Акул» в фильме 1961 года (и получила за эту роль «Оскар»). Это не только аккуратный мостик, проведенный между двумя картинами из двух разных эпох. Эта героиня — живое доказательство того, что любовь не знает границ и оттенков кожи. Это усиливает центральную линию Тони и Марии — своего рода Ромео и Джульетты эпохи слома консервативных ценностей в нетолерантной Америке.

 

На дворе 1960-е, хотя, впрочем, поправьте прически с костюмами на современные — и получите сегодняшний день, как будто и не было закона о запрете расовой сегрегации в 1964 году, и смерти Мартина Лютера Кинга. Классическая «Вестсайдская история» была о том, что надо что-то изменить в обществе. Новая — о том, что за полвека почти ничего не изменилось. Недаром в начале, вместо идиллических пейзажей Нью-Йорка, мы видим руины, над которыми угрожающе завис чугунный шар строительного крана.

Работодательницу Тони играет Рита Морено, сыгравшая Аниту, девушку главаря «Акул» в фильме 1961 года (Фото DR)

Другой маркер времени, который показывает, насколько сюжет мюзикла актуален и сегодня — персонаж Энибадис, в старой версии девушка-пацанка, пытающаяся прибиться к «Джетам». В новой версии ее играет Айрис Менас, небинарный артист, и гендер его персонажа непросто угадать: он чувственный и нежный в душе, но достаточно сильный физически для того, чтобы соответствовать «мачистским» критериям «Ракет». Из-за этого в странах Персидского залива фильму уже успели отказать в прокате. Умный Спилберг подсунул цензорам ловкую интеллектуальную ловушку: в принципе, и сам фильм является в некотором роде западней — идешь послушать красивую музыку, а нарываешься на драму про расизм и человеческую жестокость.

 
Кадр из фильма «Вестсайдская история» (Фото DR)

Для усиления эффекта режиссер отказывается и от условности оригинального мюзикла. Оставаясь таким же по жанру, «Вестсайдская история» XXI века куда более реалистична, как в съемках, так и по части сценария. От контрастного освещения, имитирующего сценический свет, было принято отказаться в сторону визуальной лаконичности. Песни теперь являются не обыденностью, а высшей точкой эмоционального напряжения, не разрушают, а подчеркивают материалистичность истории, ее актуальность. Диалоги перестали быть чисто функциональными, своего рода «сцепками» между музыкальными номерами, герои говорят человеческим языком, а не лозунгами с трибуны.

Наконец, само действо стало куда реалистичнее. В схватках «Джеты» и «Акулы» больше не выписывают пируэты, а дерутся жестко и по-настоящему, удивительным образом сохраняя при этом элегантность отрепетированного танца: если уж прилетит банкой с краской по голове, это будет даже изящно. В этом мастерство постановщика: сохраняя формат фильма, в котором герои красиво поют и классно танцуют, он делает вполне современный, злободневный фильм, перед которым меркнет даже оригинал 1961 года.

Перед нами безупречный фильм — если сделать скидку на то, что Спилберг все-таки повторяет чужую формулу на свой лад
Кадр из фильма «Вестсайдская история» (Фото DR)

Звучит, будто перед нами безупречный фильм — если сделать скидку на то, что Спилберг все-таки повторяет чужую формулу на свой лад. В конце концов, поговорка про «хорошо забытое старое» тут актуальна как никогда. Перед нами образец того, как надо снимать кино. Каст — идеальный. Больше никаких «блэкфейсов» для Натали Вуд в роли пуэрториканки Марии; в новой версии ее играет дебютантка с колумбийскими корнями Рэйчел Зеглер, и это уверенная заявка если не на «Оскар», то на награду лучшему дебюту года точно. Энсел Элгорт — идеальный Тони, Майк Фест и Дэвид Альварез в роли главарей враждующих группировок сражаются за внимание зрителя, Ариана ДеБос в роли Аниты — вихрь испанской страсти, как и ее старшая коллега Рита Морено в молодости. Десять статуэток Американской киноакадемии, как его предшественник, фильм Спилберга не отхватит, но статуэтку за лучший фильм может получить. Жаль, конечно, что в России он едва ли соберет заслуженную кассу, но в США точно будет хитом. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+