NFT c балетными партиями и $50 млн для Бруклинского музея: главные новости арт-рынка
Рекорд Фаберже на «русской неделе» в Лондоне — £5,2 млн
Коллекции Фаберже, собранной Гарри Вульфом, были посвящены отдельные торги. Они и стали главным событием «русской недели» в Лондоне. В сумме торги собрали £5,2 млн, то есть почти столько же, сколько и аукцион живописи, и больше, чем аукцион Фаберже из собрания Бруклинского музея, проведенный год назад на Sotheby’s, — £3,3 млн.
Основатель и владелец английской фармацевтической сети Underwoods Гарри Вульф покупал произведения Фаберже более 50 лет. Его тактикой было the best money can buy, то есть Вульф старался приобретать лучшие образцы в любой категории, будь то рамки для фотографий, ювелирные украшения или изделия из серебра. В итоге на аукционе ушли 98% его собрания из 86 работ, более чем в два раза превысив свою суммарную оценочную стоимость. Из отдельных лотов самый внушительный рывок в цене (более чем в шесть раз в сравнении с нижней планкой эстимейта) совершила украшенная драгоценными камнями и эмалью бонбоньерка из яшмы, созданная в мастерской Михаила Перхина. Она была продана за £200 000.
Мозаичная брошь из золота и платины с драгоценными камнями, выполненная по эскизам Альмы Пиль, ушла с молотка за £350 000. По качеству и разнообразию представленных камнерезных фигурок животных специалисты Christie’s сравнивали коллекцию Гарри Вульфа с собранием Елизаветы II. Самой дорогой фигуркой стала украшенная золотом и драгоценными камнями синица-лазоревка, ушедшая с молотка за £150 000.
Новые NFT от балерины Натальи Осиповой и музея «Собрание»
На тематических онлайн-торгах Bonhams «На бис: современное искусство на сцене», наряду с эскизами театральных костюмов и декораций Александра Бенуа и Наталии Гончаровой, выставлены три NFT-лота. Это токены с видеозаписями танцевальных партий примы-балерины лондонского Королевского балета Натальи Осиповой.
Два NFT, вступление ко второму акту балета «Жизель» и соло из балета, записанные в ноябре этого года, выставлены с эстимейтом £8000—£12 000 каждый. Эстимейт NFT c хореографией Джейсона Киттельбергера «Оставленные позади» составил от £30 000 до £50 000. Покупатели получат записи вместе с правом полного владения, включая публичную демонстрацию и перепродажу. Торги Bonhams проходят на сайте аукционного дома до 10 декабря этого года.
Идею выпустить NFT балерине подсказала Наташа Цуканова, основатель и управляющий директор финансовой компании Xenon Capital Partners. Цуканова рассказала Forbes Life, что идея создать танцевальные NFT появилась у нее в тот момент, когда балерина поделилась идеей создать свою танцевальную компанию: «Мы с мужем, Игорем Цукановым, решили помочь Наташе запустить самый первый балетный NFT».
Блокчейн-технологии для продвижения своих выставок использует музей «Собрание» бизнесмена, участника списка Forbes Давида Якобашвили. В этот раз к открытию экспозиции «Фирма Федора Лорие и ювелир Егор Черятов» музей выпустил дроп токенов, посвященных работам московских ювелиров «Федора Лорие». Компания была основана в 1871 году. Двадцать лет спустя в Москве открылся фирменный магазин, который располагался на Кузнецком мосту, в одном доме с московским представительством «Фаберже». В 1912 году фирма «Лорие» была преобразована в товарищество, а контроль над производством и сбытом вскоре фактически перешел к «Фаберже».
Благодаря усилиям Давида Якобашвили, много лет целенаправленно выкупавшего изделия Лорие на европейских и американских аукционах, в музее «Собрание» больше 100 предметов с клеймом «Лорие». К выставке выпущен большой печатный каталог, первое издание в России такого рода, посвященное династии ювелиров Лорие и мастерам фирмы. А на платформе Rarible выставлена NFT-визуализация портсигара фирмы «Лорие» 1908–1916 годов с изображением ласточки, оцененная в $4000. Выставка открыта в музее. «Собрание» до 27 февраля 2022 года.
$50 млн Бруклинскому музею от мэрии Нью-Йорка
Бруклинский музей, последние несколько лет распродававший на аукционах Christie’s и Sotheby’s шедевры своей коллекции, чтобы собрать $40 млн на эндаумент и заплатить долги по зарплате сотрудникам, получит от правительства Нью-Йорка $50 млн. Это самое крупное финансовое вложение почти что за 200-летнюю историю существования Бруклинского музея. Artnet приводит слова директора музея Энн Пастернак о том, что она обратилась с просьбой о финансовой помощи к мэру города Биллу де Блазио летом прошлого года. Согласно заявлению директора музея, основные средства будут направлены на модернизацию выставочных пространств (120-летнее здание Бруклинского музея — старейшее в Нью-Йорке после Метрополитен-музея) для максимального вовлечения посетителей в выставочные проекты музея.
Вероятно, это означает окончание распродажи шедевров из коллекции Бруклинского музея. История с распродажей началась больше года назад.
В апреле 2020 года Ассоциация директоров художественных музеев США (AAMD) разрешила институциям продавать отдельные работы, чтобы покрыть издержки, вызванные пандемией, например платить сотрудникам зарплаты. Выставлять произведения на продажу музеи могли и раньше, но только с целью пополнения и диверсификации коллекций. Бруклинский музей решил воспользоваться этим послаблением в числе первых. В начале октября 2020 года на Christie’s было продано 10 работ, включая «Лукрецию» Лукаса Кранаха Старшего ($5,07 млн). Позже прошел аукцион Sotheby’s, который принес музею еще $19,9 млн.
Финансового вливания в прошлом году лишился Балтиморский музей. Находясь в непростых обстоятельствах, музей предложил Sotheby’s продать работы трех художников, включая Энди Уорхола, чтобы выручить $65 млн. Тогда члены AAMD надавили на руководство музея и лоты были сняты с торгов буквально накануне аукциона. В результате музей потерял двух членов попечительского совета и обещанный ими взнос.