К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Неслучайная случайность: как управлять своим везением и удачными совпадениями

Развить серендипное мышление, повысить вероятность счастливых случайностей и сделать удачу своим постоянным союзником (Фото Getty Images)
Развить серендипное мышление, повысить вероятность счастливых случайностей и сделать удачу своим постоянным союзником (Фото Getty Images)
Спонтанная встреча в кафе может привести к многолетнему бизнес-партнерству, забытый кошелек — спасти от происшествия, а нечаянная ошибка в эксперименте — к новому изобретению. Можно ли управлять этими событиями? C разрешения издательства «Альпина Паблишер» Forbes Life публикует отрывок из книги профессора Нью-Йоркского университета Кристиана Буша «Неслучайная случайность»
Книга Кристиана Буше "Неслучайная случайность: Как управлять удачей и что такое серендипность" (Фото DR)

От вулканов до чемпионов мира 

Одна солнечная суббота в апреле 2010 года вошла в массовую культуру: извержение исландского вулкана с непроизносимым названием (Эйяфьядлайёкюдль) спровоцировало выброс вулканического пепла, что заставило тысячи самолетов остаться на земле. Тем утром на экране моего телефона высветился незнакомый номер. Звонивший уверенно заговорил: 

— Привет, Кристиан. Мы пока не знакомы, но твой номер дал мне наш общий друг. Я хотел бы попросить тебя об одолжении. 

Я все еще клевал носом за поздним завтраком после затянувшегося выхода в свет накануне, но такое начало меня заинтриговало. 

 

— Хм, слушаю, — ответил я. 

Вот так и вошел в мою жизнь предприниматель и блогер Натаниэль Уиттмор. Он объяснил, что его рейс из Лондона в Южную Калифорнию только что отменили и он застрял в Лондоне, как и многие другие участники форума Skoll World — крупной ежегодной конференции для социальных предпринимателей и идейных лидеров, которая проводилась на базе Оксфордского университета. Большинство из них почти никого не знали в Лондоне и теперь располагали свободным временем. «Так почему бы не воспользоваться ситуацией и не организовать мероприятие со всеми этими людьми», — предложил он. Натаниэль уже отправил электронное письмо с похожим текстом команде TED, с которой успел свести знакомство несколькими годами ранее. 

 

Не прошло и полутора суток, как Натаниэль организовал первую в истории (и, вероятно, последнюю) конференцию TEDxVolcano — спонтанную версию популярной конференции TED. Без какого-либо бюджета, за одни выходные, имея лишь пару знакомых в Лондоне, он сумел обратить затруднительную ситуацию в мероприятие с 200 топовыми участниками и сотнями людей в списке ожидания, с первым президентом eBay Джеффом Сколлом среди спикеров и с более чем 10 000 зрителей прямой трансляции. 

Все это просто невероятно, и мне в голову пришли два вопроса: 

1) Как он это сделал? 2) Чему здесь можно научиться? 

 

Натаниэль, как и все мы, столкнулся с непредсказуемой случайностью в своей жизни — в данном случае с тем, что ему пришлось непредвиденно и незапланированно задержаться в Лондоне. Но ему хватило сообразительности, креативности и энергии, чтобы обратить эту ситуацию во благо. Многие из нас не увидели бы потенциала для серендипности в ситуации такого рода. Натаниэль же не только осознал, что в Лондоне одновременно с ним застряли исключительные люди, но и понял, что это потрясающая возможность для них поделиться своим опытом в формате выступлений на TED. И там, где многие отступили бы из-за нехватки ресурсов, Натаниэль с присущим ему энтузиазмом использовал свои дипломатические навыки, чтобы убедить один из местных коворкингов предоставить площадку для мероприятия. В инновационном сообществе Sandbox (сооснователем которого я и являюсь) он набрал волонтеров и пригласил топ-спикеров, к примеру Ларри Бриллианта — бывшего исполнительного директора Google.org (благотворительного подразделения компании Google). Способность Натаниэля соединить точки позволила ему организовать мероприятие мирового класса без денег и всего за полтора дня в городе, где у него практически не было деловых контактов. Мой короткий рассказ — лишь половина истории, к которой я еще вернусь в этой книге, а пока давайте обратим внимание на один весьма существенный момент — подобные случайности происходят куда чаще, чем нам кажется. 

Вот история доктора Нико Роуза, организационного психолога из Германии, который в 2018 году отправился в деловую поездку. В спортзале бостонского отеля он вдруг повстречал бывшего чемпиона мира по боксу в тяжелом весе Владимира Кличко. Хотя Нико пришел в зал с тяжелой головой и слипающимися глазами, просто чтобы справиться с синдромом смены часовых поясов, он сразу узнал Кличко — одного из своих кумиров. Он поспешил обратно в номер за телефоном, планируя попросить боксера о совместном селфи — если, конечно, это не отвлечет Кличко от тренировки. 

Удобный момент представился, когда в зал вошел менеджер Кличко и заговорил с ним по-немецки. Нико уловил, что они не знают, как позавтракать в отеле. Он воспользовался возможностью объяснить, где это можно сделать, сфотографировался с кумиром и вернулся к тренировке. 

После занятий Кличко не мог найти лифт, Нико вызвался его проводить, и завязалась беседа. В процессе боксер попросил Нико представить его для возможных выступлений в корпоративном университете, где тот работал. В свою очередь Нико рассказал Владимиру о книге, которую готовил к публикации, и Кличко в конечном счете согласился написать для нее предисловие. 

Предвидел ли Натаниэль облако вулканического пепла на своем пути? Планировал ли он организовать глобальное мероприятие в Лондоне? Надеялся ли Нико столкнуться со своим кумиром в спортзале бостонского отеля? Предполагал ли, что предисловие к его книге напишет один из известнейших спортсменов мира? Разумеется, нет — и все-таки они оба заблаговременно заложили основу для подобных происшествий. 

 

Действительно ли успех сводится к «удаче»? 

Многое в жизни обретает смысл лишь тогда, когда есть возможность посмотреть на события в зеркало заднего вида; для нас характерно соединять точки задним числом. При этом нередко мы стараемся собрать случайные жизненные решения и совпадения в убедительную логичную историю, которую и рассказываем другим. 

Кто из нас не представлял в резюме свою жизнь так, будто она построена на основе последовательного, продуманного и рационального плана? И все же, по правде говоря, у многих из нас вообще не было ясного представления о будущей карьере. Реальность почти всегда отличалась от задуманного, и иногда на это влияли совпадения, случайности, неожиданные идеи, встречи или разговоры. 

А что, если мы научимся соединять точки, не только оглядываясь назад, но и заглядывая вперед? Что, если мы могли бы подготовить почву для использования подобных совпадений, разметив поле, где они будут прорастать и процветать? Как бы мы поступили, если бы узнали, как их подпитывать и культивировать? И самое важное — что, если бы могли убедиться, что результатом всего этого станет наилучшее развитие событий? 

Хотя мало кто из нас способен прогнозировать сейсмическую активность или встречу с суперзвездой, мы все можем оставаться внимательными к возможностям, которые вдруг появляются, и формировать развитие событий, использующее преимущества серендипных условий. 

 

Обычно мы не осознаем, что успешные люди не просто «везунчики», даже если уверены, что важную роль в их достижениях сыграл случай. На самом же деле в большинстве случаев эти люди сознательно или подсознательно проделывают всю необходимую подготовительную работу, чтобы создать условия, которые и приносят в итоге то самое «везение». 

Среди живущих в этом мире не только Ричард Брэнсон, Билл Гейтс, Опра Уинфри и Арианна Хаффингтон настолько удачливы, что могут создавать пространство везения для окружающих, — все мы можем способствовать серендипности для себя и других. 

Серендипность повсюду 

Это правда. Такие изобретения, как нейлон, липучие застежки Velcro, «Виагра», стикеры для заметок, рентгеновские лучи, пенициллин, ластик и микроволновая печь, появились благодаря серендипности. Президенты, суперзвезды, профессора, деловые люди (в том числе многие руководители международных компаний) большей частью своего успеха обязаны именно ей. 

При этом серендипность — не просто движущая сила великих научных открытий, достижений в бизнесе или дипломатических прорывов. Она присутствует в нашей повседневной жизни — как в отдельных моментах, так и в значительных событиях, которые могут привести к серьезным переменам. Представьте, что ваша соседка арендовала строительные леса, чтобы срубить несколько слишком длинных ветвей в саду. Вы замечаете ее за работой и вдруг вспоминаете, что на крыше расшаталась черепица. Ничего серьезного, срочный ремонт не требуется, и все же... 

 

Вы выскакиваете из дома, заводите разговор с соседкой и помогаете ей оттащить в сторону спиленные ветви. Вы приглашаете ее выпить пива — и вот уже карабкаетесь по приставной лестнице наверх, чтобы укрепить черепицу (разумеется, до, а не после употребления алкоголя)! Более того, находясь на крыше, замечаете, что водосточный желоб плохо закреплен и вот-вот упадет. Вам не под силу починить его самостоятельно, но теперь вы точно знаете, что пора нанять профессионалов для ремонта, — и, возможно, это убережет членов вашей семьи от травм, ведь теперь желоб вряд ли упадет в неподходящее время. 

Может быть, вы и сами оказывались в подобной ситуации? 

Происшествия такого рода случаются постоянно. Возможно, вы и не осознавали, что это и есть серендипность. Вот ключевые характеристики таких моментов: происходит некое случайное событие, и мы обращаем на него внимание и связываем его с каким-то совершенно другим известным нам фактом. Потом сопоставляем факты, а затем с некоторой долей решимости доводим дело до конца, и в конечном счете это позволяет решить проблему, о существовании которой мы могли даже не подозревать. 

Порождением серендипности можно назвать и любовь. Почти все мои романтические знакомства завязывались в кофейнях или аэропортах: из-за пролитого кофе или просьбы последить за ноутбуком могла завязаться беседа, в которой обнаруживались общие интересы. Многие знаменитости также встретились случайно — в том числе Мишель и Барак Обама (они познакомились, когда молодой Барак ужасно опоздал в первый день стажировки в юридической фирме, где работала Мишель, назначенная его ментором). И, как мы увидим позднее, в превращении потенциальной серендипности в позитивный результат решающую роль часто играет упорство. Когда Мишель отвергла ухаживания Барака, поскольку не могла с ним встречаться, будучи его наставником, он был готов уволиться, — и, хотя с тех пор они переживали взлеты и падения, в конечном счете эти отношения вошли в историю. 

 

Если вы состоите в отношениях, вспомните, как встретили вашего партнера. Даже если встреча была «абсолютно случайной», вероятно, это вовсе не слепая удача. Ведь в таком случае, выходит, вы не сыграли никакой роли. Пусть все и началось случайно, но вы все-таки заметили притяжение, проявили эмпатию или обнаружили общие взгляды — и, что очень важно, вы проделали серьезную работу. Вы подпитывали эти отношения и нашли способы дополнять и вдохновлять друг друга. Вы воспользовались случаем, ухватились за него и работали над ним. 

Это точно не слепая удача. Это серендипность. 

Виды серендипности 

Каждый случай серендипности уникален, и все же исследователи выделили три основных вида. Все они включают в себя первоначальный триггер (то есть нечто неожиданное), но при этом различаются в зависимости от первоначального намерения и результата. 

Все сводится к двум основным вопросам: 

 

Вы уже искали что-либо? 

и 

Нашли ли вы то, что искали, или же обнаружили что-то совершенно неожиданное? 

Итак, каковы три вида серендипности? 

 

Архимедова серендипность: неожиданный способ решения волнующей нас проблемы 

Архимедова серендипность возникает, когда уже известная проблема или задача (например, починка ванны или поиск работы мечты) решается, но при этом совершенно неожиданным образом. Возьмем историю о том, как Гиерон II, правитель Сиракуз, попросил древнегреческого математика Архимеда определить, не подменил ли ювелир часть золота, предназначенного для изготовления короны, серебром. Готовая корона весила столько, сколько должно было весить золото, но как узнать, чистое ли оно? Не в силах разгадать загадку, сбитый с толку Архимед отправился в общественные бани, чтобы расслабиться, и, погружаясь в ванну, лениво наблюдал, как уровень воды в ней поднимается и опускается. И тогда — эврика! — он осознал, что корона с примесью серебра при том же весе должна быть объемнее, ведь серебро легче золота. В таком случае, если погрузить корону в воду, она вытеснит больше жидкости, чем корона из чистого золота того же веса. 

Такой вид серендипности часто встречается и в нашей личной жизни, и в организациях любых масштабов. Что естественно для предпринимателей, которые порой меняют курс после случайных встреч или неожиданных отзывов покупателей, то свойственно и крупным компаниям. 

Дэвид Тейлор, генеральный директор международной компании потребительских товаров Procter & Gamble, рассказал мне в интервью, что ему нравится, когда меняется подход, потому что это открывает такие возможности, о которых его команда и подумать не могла. Как он пояснил, «в итоге задача, стоявшая перед нами, все равно решается, хоть и не тем методом, который мы собирались использовать. Вы не можете спланировать подобное заранее, но следует иметь ясное представление о том, что именно вам нужно решить. Это настоящая магия, и она происходит, когда в вашей команде есть люди с самым разнообразным опытом, которые влюблены в поставленную задачу и открыты неожиданному». 

Один из первых примеров задействования серендипности, которые мы встретим в этой книге, — история Вакаса Баджи, ныне консультанта по продажам в Mercedes-Benz в Канаде. Коренной канадец, он переехал в Великобританию вместе с женой, которая училась там на юриста. Затем они вернулись в Торонто, где Вакас устроился продавцом на время, пока не подыщет что-нибудь в своей сфере: в Британии он работал консультантом по подбору технического персонала в Jaguar Land Rover. Он несколько раз проходил первые этапы собеседований в полудюжине компаний, но ему всегда отказывали в последний момент. Друзья спрашивали, зачем он так усердно работает: «Ведь это всего лишь продажи!» Но Вакас отвечал, что нужно делать хорошо все, за что берешься. Однажды с присущим ему профессионализмом и энтузиазмом он помог покупателю, и тот, впечатлившись, расспросил Вакаса о его жизни и работе. Вакас упомянул, что работает здесь временно, пока не устроится в отдел продаж автомобилей класса люкс. 

 

Покупатель, как оказалось, был генеральным директором дилерского центра Mercedes-Benz, и он пригласил Вакаса пройти собеседование. Впоследствии Вакас стал первым консультантом по продажам, которого дилерский центр нанял без опыта, и для него даже разработали специальную программу обучения. Трудоспособность и энтузиазм Вакаса вкупе с нестандартным мышлением его клиента привели к неожиданному карьерному взлету. 

Серендипность стикеров: неожиданное решение другой проблемы (не той, которую вы хотели решить изначально) 

Серендипность стикеров возникает, когда вы занимаетесь какой-то конкретной задачей, но натыкаетесь на решение совершенно другой или даже ранее неизвестной проблемы. Ваше путешествие принимает иное направление, но пункт назначения оказывается очень даже неплох. Вы когда-нибудь интересовались, кто придумал клейкие листочки для заметок? В конце 1970-х доктор Спенсер Сильвер, исследователь в компании потребительских товаров M, пытался разработать как можно более надежный клей. Однако в итоге он создал нечто противоположное — субстанцию, которая клеила не слишком хорошо. Но этот весьма посредственный клей идеально подошел для новой линейки продуктов, которой M дала название Post-it notes.

Другим примером может выступить DSM, международная нидерландская компания, занимающаяся продуктами питания и химическими веществами. Компания пыталась продать покрытие для стекла фоторамок и картин, предотвращающее отражение света и появление бликов. Покрытие хорошо действовало, но найти рынок сбыта никак не удавалось. Руководитель проекта чуть было не отказался от идеи, пока в случайном разговоре с коллегой из другого подразделения у него вдруг не зародилось понимание, что технология будет крайне эффективна на солнечных батареях, ведь они должны поглощать как можно больше света. Это неожиданное решение совершенно другой проблемы помогло развить подразделение солнечной энергии DSM. Далее в этой книге мы увидим, почему генеральный директор DSM Файке Сибесма был прав, когда заметил: «Кто-то мог бы сказать, что это просто удача. Но на самом деле это серендипность». 

Открытость неожиданным решениям для возникающих проблем может привести туда, где мы и не загадывали оказаться. Петер Агнефьель, возглавлявший IKEA в 2012-2017 годах, признался нам в интервью, что расхохотался бы в лицо тому, кто сказал бы пять лет назад, что у IKEA будут собственные ветряные и солнечные электростанции. «Но именно этим мы теперь и занимаемся, вот так». 

 

Серендипность молнии: простое решение непредвиденной проблемы (или проблемы, о которой мы и не подозревали) 

Серендипность молнии возникает, когда мы вовсе не пытаемся решить какую-либо задачу, но вдруг случается что-то настолько же неожиданное, как молния в небе, и открывает перед нами новые возможности, или устраняет какую-либо проблему, или показывает такое решение задачи, о котором мы и не задумывались. Именно таким образом мы чаще всего влюбляемся, и многие новые идеи и подходы тоже возникают благодаря этому виду серендипности. 

Когда юная Оливия Твист (имя изменено) въехала в свою первую квартиру, она обнаружила в кухонном ящике странный предмет. Оливия показала эту штуковину другу, и тот объяснил, что это радиаторный ключ, которым пользуются для спуска воздуха из батарей, чтобы те лучше грели. До этого момента Оливия и понятия не имела ни о подобной проблеме, ни о радиаторном ключе, но, когда погода изменилась и в квартире стало холодно, она с помощью этой «штуковины» стравила воздух из батарей, и стало теплее. Случайная находка незнакомого предмета, любопытство и готовность узнавать, как что работает, позволили Оливии решить проблему, о возникновении которой она и не подозревала. 

Sofar Sounds — глобальное движение, переосмыслившее концерты живой музыки, — появилось при похожих обстоятельствах. Когда Рэйф Оффер, Рокки Старт и автор-исполнитель Дэйв Александер пришли на живое выступление инди-рок-группы Friendly Fires, их начало раздражать поведение других слушателей, которые рядом обсуждали музыку и пялились в свои смартфоны. Сраженные наповал мыслью, что дни, когда люди приходили на концерты ради музыки, давно прошли, в 2009 году они решили своими силами организовать небольшой квартирник в гостиной Рокки в северном Лондоне, где Дэйв исполнил свои песни для небольшой избранной аудитории. 

Они повторили квартирник в других районах Лондона, а потом — в Париже, Нью-Йорке и других городах, и многие люди писали им о желании организовать подобные мероприятия у себя. Так и появилась компания Sofar Sounds (Sofar — акроним от ‘songs from a room’, «песни в комнате»). К 2018 году Sofar Sounds провела более 4000 небольших квартирников в более чем 400 городах по всему миру и стала партнером таких компаний, как Airbnb и Virgin Group. 

 

То, что началось как разговор раздосадованных людей, выросло в волшебный опыт объединения домашнего уюта с энергетикой живого концерта. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+