Сериал «Вне себя»: экранизация человеческого безумия по бандитским понятиям
Дмитрий Озерецкий (Евгений Стычкин) — неплохой инвестиционный эксперт, которого ценят в компании. В свободное от работы время скромный офисный клерк в костюме-двойке и очках постоянно спорит с женой Мариной (Елена Лядова) из-за сына. У супруги, кажется, есть любовник Игорь (Евгений Цыганов), работающий в правоохранительных органах, с которым Дмитрий знаком и — что логично — не ладит. Недавно Дмитрий летал в Мехико, где у него случился служебный роман с загадочной мексиканкой Мадлен (Энджи Сепеда). Возможно, разлад с женой как-то связан с этой интрижкой. Теперь Мадлен дает ему советы по работе и подсказывает, как лучше провести сделку с тем или иным партнером.
Казалось бы, обычные житейский трудности и конфликты. Совершенно скучнейший нарратив. Вот только и Марина, и Игорь, и Мадлен погибли. При странных, даже, пожалуй, загадочных обстоятельствах. И несмотря на то, что все три героя давно лежат в земле, Дмитрий вполне успешно с ними коммуницирует и сожительствует — в собственной голове. По утрам к Озерецкому является Марина — жена всячески старается контролировать личную жизнь мужа. Днем Дмитрий в офисе общается с Мадлен, которая уверена, что лучше него разбирается в инвестициях. По вечерам в быт героя вторгается бесцеремонный и грубый мент Игорь, который не уважает Дмитрия и постоянно над ним насмехается.
У Озерецкого есть справка, что он психически болен. Какое именно это заболевание, не уточняется. Скорее всего, создатели шоу не поставили герою диагноз, чтобы избежать обвинений в неэтичности или неправдоподобии. Все-таки Дмитрий не ведет себя так, словно он шизофреник, да и художественного вымысла в его положении хватает. Например, Озерецкому кажется, что его фантомы (именно так психотерапевт героя Аркадия Семеновна, которую карикатурно играет Елена Морозова, называет умерших людей, являющихся к Дмитрию) могут нанести ему физические увечья. То есть он буквально верит в их реальное присутствие. И тем не менее в психиатрической клинике Озерецкий не лежит и даже не лишен права управлять автомобилем и ходить на работу.
Запрещено Озерецкому только общаться с сыном, из-за чего, собственно, он и начинает ходить к психотерапевту. Дмитрию нужно вылечиться, чтобы служба опеки разрешила ему забрать ребенка у бабушки (матери Марины). Аркадия Семеновна помогает Дмитрию выяснить, что фантомами в его голове становятся люди, в смерти которых он себя винит. И начались эти галлюцинации в тот момент, когда около двух лет назад полиция обнаружила голых Игоря и Марину в одной постели. Следствие установило, что любовник застрелил жену Озерецкого, а потом убил себя. Но фантомы Игоря и Марины считают, что все было не так.
Пытаясь излечиться от странного недуга, Дмитрий выясняет, что не помнит примерно два года своей жизни, на протяжении которых, кажется, как-то был связан с криминалом. Чтобы вернуть сына, избавиться от фантомов, не сесть в тюрьму и не быть убитым, Озерецкому нужно, как говорится, вспомнить все и найти крайних.
Зритель наблюдает за нарративом этой истории так, словно находится в голове Дмитрия. Он проходит с главным героем весь путь — от легкого безумия, когда фантомы едва вторгаются в личную жизнь Озерецкого, до полного ада, когда реальность буквально начинает рассыпаться и плавиться. Дмитрий перестает слышать, теряет контакт с предметами, не понимает, где стены и как выглядит пространство, не может отличить реальных людей от фантомных. Зритель испытывает такое же чувство страха, неловкости, растерянности и смущения, как и Озерецкий, потому что совершенно непонятно, как участвовать в бандитских разборках из-за миллиарда рублей, когда ты в прямом смысле сходишь с ума. С одной стороны, «Вне себя» — это очень современный сериал о том, как психика человека реагирует на различные травмы, защищаясь от последствий. Чтобы не попасть в тюрьму, потому что ты, вероятно, помогал цыганскому барону обналичивать деньги, нужно записаться к психотерапевту. Вполне себе подход рефлексирующих миллениалов или уверенных в себе представители поколения Z.
С другой стороны, это классическая русская хтонь. Полицейские берут взятки, бандиты заседают в караоке с проститутками, издеваясь над официантами, цыгане похищают людей и режут им пальцы, чтобы запугать бизнеспартнеров, следственный комитет старается поскорее посадить кого-то в тюрьму, чтобы закрыть дело, врачи не пытаются помочь больным, потому что им лень и они не слишком квалифицированны.
Александр Дулерайн, который выступил шоураннером «Вне себя» (в такой роли Дулерайн работал впервые), сумел показать в сериале дуализм современной России. Да, это карикатура, фарс, гипербола и комедия, но все-таки отражающая действительность. Вот вам бандиты на «мерседесах», которые заставляют управляющего ресторана жрать живую рыбу потехи ради, а вот вам стартаперы, которые предлагают инвестировать в очередную криптовалюту. Кстати, еще нужно выяснить, кто из них большие мошенники.
Последние несколько лет именно Дулерайн создает ироничные и эффектные «бэнгеры» про быт россиян. Он приложил руку к «Звоните ДиКаприо!», «Домашнему аресту», «Окаянным дням», «Пьяной фирме» и «Ольге». Александр точно знает, как посмеяться над Россией так, чтобы никого не обидеть. В то же время именно Дулерайн когда-то создал «Нашу Рашу», «Универ», «Реальных пацанов», «Интернов» и «Физрука» — бессмертные хиты ТНТ, которые в разные годы били все рекорды просмотров. Поэтому он точно понимает, как создавать шоу, которые будет смотреть вся страна.
Чтобы «Вне себя» выглядел точно современно (а это действительно сериал, по качеству не уступающий ни Netflix, ни HBO), к работе снова привлекли кинокомпанию 1-2-3 Production, которую основали продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов. Они уже несут ответственность за десяток хитов ТНТ. Главная победа Федоровича и Никишова — это безусловно сериал «Эпидемия», который для трансляции выкупил стриминговый сервис Netflix. 1-2-3 Production — первая в России компания, сумевшая создать шоу такого уровня, что команда Netflix заинтересовалась проектом. И не зря — «Эпидемия» вошла в топ-10 самых популярных зарубежных сериалов года на платформе.
Безусловно, «Вне себя» не станет хитом такого уровня, но на своем уровне это хит. Это действительно смешное шоу, в котором присутствует классный динамичный монтаж (в этом смысле проект превосходит «Психа», с которым шоу сравнивают), хорошая музыка (композитор — Игорь Вдовин), отличный актерский состав (Лядова и Цыганов — это всегда залог успеха) и мощные сюжетные повороты. Назвать проект гениальным или уникальным язык не повернется, но оторваться от просмотра будет сложно. Слишком уж интересно, как далеко зайдет безумие Озерецкого.