Удар током: почему Москва не готова к высокому спросу на экологичные автомобили
Rolls-Royce, Volvo, Bentley, Audi, BMW, Mercedes-Benz и многие другие автомобильные компании за последние несколько лет сделали публичные заявления о том, что в течение ближайших 10 лет они полностью или в существенном объеме перейдут с двигателей внутреннего сгорания на электрические установки, чтобы сделать свои новинки более экологичными и безопасными.
Пока автомобилисты спорят о том, можно ли получать удовольствие от управления машиной, оснащенной электрической тягой, городские администрации и инженеры ломают голову над другой проблемой — как подготовить мегаполисы к тому, что в ближайшем будущем десятки тысяч человек будут ежедневно подключать свои автомобили к сети, чтобы напитать батареи.
США
Джордан Рамер, генеральный директор компании EV Connect, которая с 2009 года занимается разработкой станций для подзарядки электрических автомобилей, убежден, что правительство каждого большого города сегодня, составляя стратегию развития населенного пункта, должно в первую очередь думать о том, как создать достаточное количество экологичных заправок для жителей. В статье для американского Forbes он объясняет, что подобная инфраструктура должна быть полностью продумана сейчас, а не в призрачном будущем, когда электрическими автомобилями действительно начнут пользоваться все. И главная проблема создания станций для подзарядки экологичных машин в частности и развития городской среды в целом заключается в том, что у представителей власти, по мнению Рамера, нет необходимых знаний в области инженерии и технологий. Поэтому они не могут осознать всю сложность и важность этой задачи.
Рамер также отмечает, что зачастую правительство, разрабатывая план развития города, опирается на опыт расширения сетей обычных топливных заправок и не учитывает, что в отличие от обычной АЗС, где можно купить бензин или газ, экологичные станции можно расположить где угодно. Электрические заправки никак не мешают местным жителям, не вредят экологии и не требуют особых мер обеспечения безопасности.
«В рамках подготовки к повсеместному внедрению зарядных станций для электромобилей градостроители должны найти партнеров или нанять сотрудников с многолетним опытом работы в этой сфере, а также внимательно ознакомиться с тем, какие есть привычки и запросы у водителей в конкретном регионе. Им также стоит делать выбор в пользу сервисов и технологий, проверенных и подтвержденных различными тестированиями», — объясняет Рамер. Правительство должно объединяться с производителями основных комплектующих для электрических зарядных станций, сотрудничать с основными креативными, экономическими, культурными и социальными кластерами в городе и быть на связи с крупными автомобильными брендами, чтобы правильно разрабатывать новую структуру.
В США рынок электромобилей развивается гораздо активнее, чем в России, уже несколько лет, тем не менее Америка тоже переживает большой кризис зарядных станций. Например, в 2017 году Шана Бонстин, заместитель директора по планированию городской среды в Лос-Анджелесе, купила свой первый экологичный автомобиль — Volkswagen eGolf. Она была уверена, что не столкнется ни с какими трудностями в процессе пользования машиной, потому что была в курсе многочисленных инициатив города и частных компаний по введению в эксплуатацию электрических зарядных станций.
Буквально через пару дней Бонстин поняла, что рассказы о том, как развиваются экологичные АЗС, совсем не соответствуют реальности. Станции в городе действительно открывались, но количество зарядок не соответствовало количеству электрических автомобилей. Например, около ее офиса специальный пункт был, но спрос на подключение к сети был настолько высоким, что сотрудники создали электронную очередь в таблице Excel. При этом в 2017 году в Америке за год купили 199 826 электрических автомобилей — это 1,16% от общего числа проданных машин за год в стране.
Институт Edison Electric предполагает, что американцам потребуется около 9,5 млн зарядных станций к 2030 году, тогда как в стране на данный момент работает всего лишь 100 000 пунктов питания электромобилей. Это цифра без учета частных и корпоративных станций, которые крайне сложно посчитать.
Почему темпы развития инфраструктуры в Москве слишком медленные
Объем рынка новых электромобилей в России пока сложно сравнивать с американским даже четырехлетней давности. Например, за пять месяцев (январь–май) 2021 года россияне купили 650 экологичных машин. Цифра очень скромная, но при этом демонстрирующая невероятный рост популярности электрических автомобилей. За аналогичный период в 2020 году в России купили в семь раз меньше машин. Эксперты ожидают, что с каждым годом спрос на экологичные автомобили будет расти.
Если электромобили с каждым годом покупают в семь раз чаще, то количество зарядных станцией растет всего лишь в два-три раза, что свидетельствует о наличии проблемы.
Официальный сайт мэра Москвы Сергея Собянина сообщает, что в столице уже запущен специальный проект «Энергия Москвы», который рассказывает о том, как развивается инфраструктура для электромобилей. В рамках этой инициативы в 2020 году в городе заработали 200 зарядных станций. Мэрия планирует к 2023 году развить московскую сеть до 600 экологичных АЗС. То есть пока в столице ежегодно будет появляться около 200 новых станций, в стране будут покупать не менее 1500 электромобилей. И можно предположить, что большая часть таких машин приходится именно на Москву. При этом аналитическое агентство «Автостат» отмечает, что разговоры об увеличении числа экологичных АЗС еще сильнее стимулируют спрос на электрические автомобили.
Мэрия объясняет, что инфраструктура в Москве развивается так медленно, потому что в отличие от европейских городов в столице не просто ставят электрические станции, но и реконструируют улицы, прокладывая мощные кабельные сети. На данный момент все экологичные АЗС находятся в пределах Третьего транспортного кольца, поэтому завершать аренду в отдаленных от центра спальных районов мэрия не рекомендует. Тем не менее к 2023 году сеть расширится. Но важно учитывать, что 400 новых станций для города, в котором проживает не менее 15 млн человек, — это иголка в стоге сена.
Для сравнения: Сан-Хосе в Калифорнии и Денвер в Колорадо считаются лидерами по развитию инфраструктуры для электрических автомобилей в США. В Сан-Хосе проживает около 1 млн человек, которые могут воспользоваться 954 станциями для зарядки своего электромобиля (37 точек работают бесплатно). Население Денвера составляет около 750 000 жителей, при этом для них доступны 1282 экологичные АЗС. Москва, в которой проживает в 15 раз больше граждан, имеет лишь около 300 станций на данный момент. Разумеется, некоторые жители Москвы могут заряжать автомобили на подземном паркинге в доме или в офисе, но подсчитать количество таких пунктов питания достаточно сложно. Как правило, только парковки в новых и элитных домах оборудованы специальными розетками, выдающими 380 вольт, необходимые для питания автомобиля. И если домашние зарядные станции решат проблемы потребителей премиального сегмента, то для широких слоев населения поиск АЗС останется проблемой. При этом лидером рынка среди электромобилей в России является бюджетный для этой категории Nissan Leaf — 74% от общего объема продаж экологичных машин в России приходится именно на эту модель.
Как автомобильные бренды могут спасти ситуацию
Легче всего отказаться от автомобиля с двигателем внутреннего сгорания в пользу электромобиля будет клиентам премиальных автомобильных брендов. Представители компаний согласны, что платежеспособные водители не будут сталкиваться с проблемой зарядки машины на улице, потому что их жилищные условия позволяют напитать батарею на подземной парковке.
Томас Штэрцель, генеральный директор ООО Porsche Russland, отмечает, что 90% цикла зарядки электромобилей их бренда на данный момент осуществляется в домашней сети. Поэтому плохо развитая городская инфраструктура не отпугивает клиентов. Борис Велецки, региональный директор Rolls-Royce Motor Cars, ответственный за рынки Великобритании, Европы, России и Центральной Азии, считает, что локальная зарядная инфраструктура должна соответствовать потребностям и ожиданиям водителей, тем не менее он также полагает, что клиенты Rolls-Royce в меньшей степени зависят от общественных АЗС.
Audi активно делают ставку на домашние пункты зарядки, понимая, что таким образом могут в том числе повлиять на ситуацию в масштабах города. «Если говорить об инфраструктуре, то в этом направлении Audi также ведет активную работу. Например, мы предлагаем услугу HomeCheck, которая подразумевает профессиональное тестирование домашней электросети. В него входит поиск и анализ возможных вариантов зарядки, подбор оптимальной конфигурации зарядного устройства. При необходимости наши специалисты составляют смету расходов на оптимизацию инфраструктуры электросети в доме», — рассказывает Любомир Найман, глава марки Audi в России.
По словам Наймана, бренд рассматривает электрификацию как одну из самых перспективных областей развития. «Если говорить об автоиндустрии в целом, то на глобальном уровне все решено: ведущие автопроизводители идут в этом направлении, и Audi стремится занять здесь лидирующие позиции, предлагая множество прогрессивных решений, которые позволяют наслаждаться экологически безопасным вождением без каких-либо компромиссов. Разумеется, переход на выпуск исключительно электрических моделей будет происходить постепенно. К 2025 году Audi планирует иметь 12 полностью электрических моделей в своем портфолио, предлагая как минимум по одной модели в каждом сегменте, при этом автомобили с классическими ДВС останутся в продуктовой линейке», — сообщает Найман.
По данным Audi, средний пробег клиентов компании по Москве обычно составляет около 100 км в день, а электрические автомобили бренда способны проезжать на одной зарядке порядка 400 км (примерно таких показателей достигли все премиальные автомобильные бренды). Таким образом, при наличии сети на 380 вольт с помощью специального устройства, которое компания предоставляет вместе с автомобилем, водитель может полностью восстановить заряд за 8,5 часов, не задумываясь о том, насколько хорошо развита городская инфраструктура.
Где гарантии, что электрические автомобили — это не краткосрочный тренд
Boston Consulting Group прогнозирует, что электромобили и гибриды будут составлять больше половины продаваемых машин в мире уже к 2026 году. В России, по прогнозам аналитиков, доля электромобилей достигнет 25% уже к 2035 году.
Практически все представители автомобильных брендов в России также считают, что спрос на экологичные машины будет расти. Найман убежден, что сами компании-производители все делают для того, чтобы интерес к электромобилям рос с каждым годом. Он отмечает, что например, развитие дилерских сетей и готовность специалистов сервисных центров проводить обслуживание электромобилей серьезно влияют на спрос. «Все наши мастера прошли подготовку, в ходе которой в полной мере овладели специальными знаниями и навыками, необходимыми в работе с электрическими автомобилями. Дилеры e-tron (модель Audi с электродвигателем) открылись уже во многих городах России и в ближайший год их станет еще больше, что позволит клиентам покупать и обслуживать свой электромобиль Audi практически в любой точке страны», — рассказывает Любомир.
Хольгер Зуффель, генеральный директор АО «Мерседес-Бенц РУС», тоже делится информацией о том, что продавцы и консультанты их дилерской сети проходят профессиональные тренинги, поэтому смогут помочь клиентам адаптироваться к новым особенностям электрических автомобилей и связанными с ними сервисами.
Любомир Найман отмечает, что по мере увеличения объема производства электромобили будут становиться все более конкурентоспособными по стоимости, и подчеркивает, что обслуживание и содержание электрического автомобиля обходится дешевле, поскольку у него меньше элементов и уязвимых узлов и агрегатов, что тоже приведет к увеличению спроса. «Например, большая часть торможений происходят за счет рекуперации, а не тормозов, а значит, расходы на их замену сокращаются. При этом ТО по регламенту проводится с тем же интервалом, что и у автомобилей с ДВС, — это 1 год или 15 000 км пробега», — объясняет Найман. И срок службы электрических автомобилей не будет уступать долговечности машин с двигателями внутреннего сгорания. Audi предоставляет на батарею расширенную гарантию — 8 лет или 160 000 км пробега. Также важно учитывать, что конструкция батареи разрабатывается таким образом, что в будущем ее не придется менять целиком. При необходимости предусмотрена возможность замены лишь отдельных ее ячеек.
Хольгер Зуффель, генеральный директор АО «Мерседес-Бенц РУС», подчеркивает, что сейчас производство автомобилей с электрическими двигателями обходится дороже по сравнению с обычными машинами, оснащенными моторами внутреннего сгорания. Но он также считает, что по мере развития технологий стоимость высоковольтных батарей будет постоянно снижаться. При этом, по его мнению, электромобили уже обходятся дешевле в обслуживании, так как не требуют замены масла, фильтра, свечей зажигания и многих других комплектующих. Но ресурс и возможности у автомобилей с электроприводом такие же, как и у машин с обычным мотором.
Томас Штэрцель, генеральный директор ООО Porsche Russland, согласен, что спрос на экологичные автомобили будет расти, но убежден в том, что поддержка государства сыграет важную роль в популяризации электрического транспорта. «Во-первых, необходимо наличие и поступательное развитие инфраструктуры зарядных станций для электромобилей — и не только в городах, но и на основных трассах страны. Во-вторых, наличие электромобилей во всех ценовых сегментах, чтобы у потенциального покупателя был выбор. Немаловажным является государственное стимулирование покупки таких автомобилей, помощь покупателям в приятии решения о такой особенной покупке. В этом году в России действуют «нулевые» пошлины на электромобили. Было бы хорошо продлить эту поддержку на более долгий срок», — считает он.
Rolls-Royce анонсировали свой первый электрический автомобиль — модель Spectre — 29 сентября 2021 года и тут же пообещали электрифицировать весь модельный ряд компании к 2030 году. Борис Велецки, региональный директор Rolls-Royce Motor Cars, ответственный за рынки Великобритании, Европы, России и Центральной Азии, рассказывает, что сейчас компания запускает дорожные испытания Spectre. Протяженность глобальных ходовых испытаний составит более 2,5 млн километров — это симуляция более 400 лет эксплуатации автомобиля.
«Еще в 2011 году свыше 300 клиентов со всего мира испытали экспериментальный электромобиль 102EX, построенный на базе Phantom. Их обратная связь помогла нам в разработке проекта, который теперь мы воплощаем в жизнь. Недавнее заявление компании о планах по электрификации было встречено прекрасно. Не в последнюю очередь это связано с тем, что те характеристики, с которыми сегодня ассоциируются электромобили, уже больше ста лет являются отличительными чертами Rolls-Royce, — это бесшумность, мгновенный крутящий момент и плавность хода, которую клиенты сравнивают с ощущением от полета на ковре-самолете», — объясняет Велецки, как принималось решение о полной электрификации модельного ряда Rolls-Royce.
Кристиан Шлик, глава Bentley Россия и Восточная Европа, сообщает, что Bentley Motors перейдет к производству только гибридных моделей с зарядкой от электросети к 2026 году и полностью электрических автомобилей — к 2030-му: «Сейчас мы трансформируем каждый аспект своей деятельности, а единственный завод Bentley в Крю (графство Чешир, Великобритания) уже получил сертификат углеродной нейтральности Carbon Trust. Кроме того, теперь все поставщики Bentley Motors должны проходить специализированный аудит для подтверждения экологичности их бизнеса». Первой гибридной моделью Bentley в России станет Flying Spur — автомобиль появится на рынке во втором квартале 2022 года. Он будет оснащен двигателем V6 и усовершенствованной электрической установкой.
Шлик отмечает, что в мире в сегменте люкс есть ощутимый спрос на электромобили: «Российские клиенты довольны текущей линейкой двигателей, но с большим интересом относятся к предстоящим гибридным и электрическим новинкам Bentley, об этом свидетельствуют наши многочисленные исследования и опросы».
Mercedes-Benz готовится полностью перейти на электрическую тягу к 2030 году, но Хольгер Зуффель, генеральный директор АО «Мерседес-Бенц РУС», подчеркивает, что это произойдет везде, где позволят условия рынка. «Благодаря этому стратегическому шагу — переходу от стратегии Electric First к Electric Only — наш бренд автомобилей класса люкс ускоряет процесс трансформации, ведущий к экологически безопасному и управляемому программным обеспечением будущему». Сейчас клиентам в России доступны гибридные автомобили. Зуффель вместе с командой готовит дилерскую сеть к запуску в следующем году первого полностью электрического седана класса люкс — EQS.