«Опыт предыдущих поколений новым уже не нужен»: Екатерина Шульман о воспитании детей
Школа и семья всегда были заняты передачей опыта новому поколению. Процесс шел сверху вниз, от старших к младшим, потому что родители точно знали, как надо, а у детей не было никакого полезного опыта. Если дети не хотели учиться, их наказывали. Надо сказать, что с тех пор, как физические наказания ушли из учебного процесса, педагогическая мысль не знает чем их заменить. Роковой вопрос мотивации по прежнему ответа не имеет.
Человечество жило так тысячелетиями, но сегодня этот механизм перестал работать. Социально-экономические и технологические изменения ускорились настолько, что опыт предыдущих поколений потерял часть своей ценности. Новым поколениям он уже не нужен. Более того, дети сейчас лучше разбираются в каких-то вещах, непонятных старшим.
Меняется экономика, и это заметно даже по рынку труда: в промышленной экономике был всего десяток-другой профессий, а в экономике постиндустриальной мало того, что выбор чрезвычайно широк, так еще и появляются совершенно новые виды и формы занятости. Например, миллионы людей работают удаленно, хотя еще 20 лет назад это было совершенно невозможно.
На ситуацию влияют и демографические изменения. Люди живут дольше, они остаются социально активными беспрецедентно долго, период детства и юности растягивается. Еще в позапрошлом веке 30-летний человек считался зрелым, а сейчас он кажется нам очень молодым, почти подростком.
Поскольку юность сейчас занимает десятилетия, люди обзаводятся семьей позже, и рожают меньше, но благодаря успехам медицины практически все дети выживают и каждый ребенок — это сверхценность, в которую вложили очень много сил и средств.
И, наконец, общество становится более разнообразным – в него теперь включаются и те, кто пару веков назад либо не выжили бы, либо не могли социально присутствовать. Они теперь среди нас — живут, учатся и работают, и их потребности нужно учитывать.
Мы понимаем, что с учетом всех этих изменений уже нет необходимости к 20 годам впихнуть в человека как можно больше знаний, дать ему одну профессию на всю жизнь и отправить вверх по карьерной лестнице. Чему бы ни учились нынешние дети, им придется доучиваться и переучиваться. И этот процесс займет всю жизнь. Благо, сейчас есть множество возможностей — онлайн-школы для детей и взрослых, профориентационные курсы, обучение будущим профессиям и переобучение. Возможно, той будущей профессии, которой займется ваш ребенок, пока вообще не существует. Поэтому и нет смысла подталкивать его к окончательному выбору еще в старших классах.
Образование завтрашнего дня — это не столько практическое научение, сколько помощь в раскрытии талантов и способностей ребенка. Это совершенно необходимо с экономической точки зрения, потому что только так он найдет себе работу, на которой достигнет успеха.
В такой ситуации традиционная школа выглядит исключительно консервативным институтом. Передача знаний — ее основная функция. И требовать от школы, чтобы она подстраивалась к требованиям момента, просто нереалистично. Это в принципе невозможно, поскольку набор социальных норм для мирной жизни в обществе нужно инсталлировать в голову каждого юного гражданина. С помощью всеобщего среднего образования государство готовит себе таких людей, какие ему требуются. Это необходимо, такой подход обеспечивает нам гражданский мир и порядок. Но для каждого родителя и ребенка этого недостаточно — требуется индивидуальный подход в обучении и воспитании.
В какой-то мере родительская тревожность обоснована. Мамы и папы школьников не обладают такой же уверенностью в своей родительской компетентности, как их собственные родители — люди, которым сейчас за 60. Те как раз считают себя замечательными родителями и полагают, что они все сделали правильно. Но сегодняшние 30-40-летние люди в этом вовсе не убеждены. Эти тревожные родители приходят в школу и сталкиваются с противоречием между реальной социальной ролью школы и запросом к ней. Потому дополнительное школьное образование сейчас становится все более востребованным.
Конечно, страх родителей перед своей некомпетентностью в меняющемся мире не должен переходить в тотальную тревожность и невроз. Все это не значит, что знания взрослых устарели и больше никогда не понадобятся. Да, дети быстрее взрослых разбираются с любыми гаджетами и программами. Но только взрослые могут объяснить им, что хорошо, а что плохо. И родители не должны снимать с себя эту ответственность под предлогом того, что все меняется так быстро. На самом деле меняется не все — да, каждый день появляются новые модели телефонов, но этические рамки остаются прежними.