К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Мы не можем решать эту проблему за всю страну»: как кинотеатры реагируют на локдаун

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Этой осенью кинотеатральная индустрия начала восстанавливаться — в прокат вернулись блокбастеры, а за ними пришли зрители. В сентябре и октябре выручка кинотеатров впервые достигла допандемийного уровня. Чем рынку грозит новый локдаун, Forbes Life рассказали руководители крупнейших киносетей страны

В прошлом году, когда из-за пандемии кинотеатры закрыли на несколько месяцев, многие их владельцы в интервью Forbes Life рассказали, что они могут вообще не пережить этот период, и назвали ситуацию с отраслью катастрофической. Тем не менее отрасль выжила, в том числе благодаря субсидии от государства в 4,2 млрд рублей, предоставленной в конце прошлого года. 

Спустя год в кинотеатры вернулось массовое зрелищное кино («Дюна», «Веном 2»), а вместе с ним подтянулись зрители. Эксперты начали давать осторожные оптимистичные прогнозы. «Динамика [роста] будет зависеть как от успешности релизов и их наличия (риск переноса или отмены выхода все еще актуален). В целом же мы увидели, что зритель готов идти в кино, еще в начале 2021 года, вопрос был в наличии крупных блокбастеров, теперь они, к счастью, появились», — сказал Forbes Life Алексей Васясин, генеральный директор крупнейшей российской Объединенной сети кинотеатров («Кино Окко», «Синема Парк» и «Формула Кино»).

Но тут пришли новые ограничения. По всей стране с 30 октября по 7 ноября объявили нерабочие дни, в ряде регионов на период локдауна запретили работу кинотеатров и других мест массового сбора людей.

 

«Мы категорически не согласны и считаем, что данная мера излишняя, не имеет прямого влияния на статистику заболевших (с учетом всех уже существующих мер в кинотеатрах). Это убивает только начавшую оживать отрасль и имеет скорее формальный, чем реальный эффект», — считает Васясин. «Новый локдаун запускает цепь неблагоприятных для кинотеатральной сферы последствий, начиная от потери выручки до нового переноса релизов», — уверены в пресс-службе сети «Каро». 

Forbes Life рассказывает, как кинотеатры восстанавливались после предыдущих волн коронавируса и что ждет рынок.

 

Зритель идет на фильмы-аттракционы

Несмотря на ковидные ограничения, в сентябре сборы российских кинотеатров превысили допандемийные показатели. Фильм «Дюна» Дени Вильнева установил рекорд пандемийного проката, заработав 564 млн рублей в первый уикенд. А «Веном 2» за первые четыре дня заработал более 1 млрд рублей, став вторым самым кассовым фильмом года после российского новогоднего релиза «Последний богатырь: Корень зла» и вторым среди самых успешных стартов российского проката за всю историю. 

По словам президента сети кинотеатров «Каро» Ольга Зиняковой, по посещаемости и бокс-офису российский рынок кинопроката занимает первое место в Европе и четвертое место в мире, генерируя около $1 млрд в год. «Качество контента продолжает быть решающим фактором, руководящим зрительскими решениями. Сборы сентября в нашей сети, благодаря этим релизам («Дюна» и «Веном 2»), выросли более чем на 30% по сравнению с успешным 2019 годом», — рассказывает она.

Сложно говорить о ренессансе, но допандемийный уровень мы достигли и в некоторые недели даже превысили

Алексей Васясин заявил о росте выручки в сентябре на 24% по сравнению с допандемийными показателями 2019 года: «С сентября (с выхода «Дюны») мы видим положительную динамику как по количеству зрителей, так и по бокс-офису. Последующие релизы («Веном 2», «Не время умирать») продолжили данный тренд. Сложно говорить о ренессансе, но допандемийный уровень мы достигли и в некоторые недели даже превысили». Октябрь стал для сети первым месяцем, когда показатели выручки смогли превысить цифры до пандемии. «Мы же зависим от фильмов, поэтому когда приходят «Холоп» или «Веном», все сразу становится хорошо», — говорит Васясин. 

 

Рост выручки констатирует и генеральный директор сети кинотеатров «Люксор» Марк Патченский: «Сейчас выручка практически приблизилась к показателям 2019 года, и это при условии ограничений по посадке. Поклонников комиксов Marvel и в целом кино-аттракционов очень много. «Веном 2» — это продолжение уже известной истории, и все ждут кроссовер с «Человеком-Пауком». Так что здесь зрители пошли на качественный бренд».

Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин согласен с коллегами — но рост выручки он объясняет тем, что сентябрь 2021 года был интереснее с точки зрения демонстрируемых фильмов, чем сентябрь 2019-го. При этом сборы за первые восемь месяцев 2021 года на 20% ниже, чем за тот же период в 2019 году.

Хотя сравнивать показатели картин с допандемийными рекордами сложно: кинотеатры до сих пор вынуждены ограничивать количество зрителей в зале. «В целом по стране мы идем на уровне 80% от 2019 года. Это не худший вариант в ситуации действующих ограничений», — говорит Алексей Васясин.

Фильмы не выходят в прокат

И в России, и за рубежом фильмы все чаще выходят в прокат одновременно в кинотеатрах и на онлайн-платформах, что тоже сказывается на сборах. Особенно это касается авторского кино. В России ему, как правило, не удается собрать хорошую кассу — например, отмеченный призом фестиваля в Локарно «Иван Денисович» Глеба Панфилова собрал 6,5 млн рублей за две недели при бюджете фильма в 170 млн рублей. Фильм «Общага» Романа Васьянова был продан сразу на три онлайн-платформы — KION, Premier и «КиноПоиск HD» — без кинотеатрального проката, хотя изначально и должен был выйти в кинотеатрах 7 октября. 

В связи с введением нового локдауна можно ожидать, что и другие премьеры переедут в онлайн или перенесутся. Например, новый блокбастер Marvel «Вечные» с Анджелиной Джоли, премьера которого была назначена на 4 ноября, выйдет в прокат 8 ноября. На неопределенный срок перенесен выход фильма «Спенсер: Тайна принцессы Дианы» с Кристен Стюарт.

 

Ограничения всегда начинают с кинотеатров

Критическим для отрасли может оказаться не только полный запрет на посещение кинотеатров. Так, генеральный директор сети кинотеатров «Люксор» Марк Патченский считает, что даже введение QR-кодов может привести к значительным проблемам: «Мы беспокоимся по этому вопросу, так как видели снижение показателей в Москве во время введения QR-кодов. Как будет работать система в регионах, где население менее диджитализировано, пока сложно предсказать».

Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин не понимает, почему введение QR-кодов касается только кинотеатров, фитнеса, ресторанов: «Если у власти нет другого способа решить проблему с вакцинацией, тогда его нужно вводить повсеместно. Кинотеатры не смогут решить эту проблему за всю страну. К тому же непонятно, почему кинотеатры должны расплачиваться за недоработки властей. Раз уж вводятся QR-коды, давайте сделаем так, чтобы люди скорее их получили, а значит, оставим в свободном доступе только аптеки, общественный транспорт и магазины продуктов питания. Понятно, что если бороться за вакцинацию оставят только кинотеатры, то эта история может сильно затянуться и кинотеатрам будет очень печально». «Непонятно, почему вакцинированные граждане вынуждены находиться под ограничениями», — добавляют в пресс-службе сети «Каро». 

Березин подчеркивает, что введение QR-кодов автоматически снижает бокс-офис в разы: «Мы уже поняли, что как только вводятся QR-коды, зрительский поток падает в два-три раза, при этом затраты не уменьшаются, и если все это продлится долго, результаты будут плачевными».

Они вводят QR-коды, кто как хочет и когда хочет, с каждым регионом приходится общаться отдельно

В прошлом году киноиндустрия обращалась к государству за поддержкой и получила субсидию в размере 4,2 млрд рублей. Половина этих денег пошла на поддержку производителей кино, половина — на поддержку прокатчиков. «В прошлом году намного больше решений принималось централизованно на федеральном уровне. Мы взаимодействовали с Министерством культуры, с Минэкономразвития, с Минфином, с аппаратом правительства, с Фондом кино и сообща пришли к определенным результатам. Сегодня федеральные власти поняли, что могут не брать на себя весь негатив, поэтому все решения спущены на уровень губернаторов. Они вводят QR-коды, кто как хочет и когда хочет, с каждым регионом приходится общаться отдельно,  это немного усложняет жизнь», — рассказывает Березин.

 

В пресс-службе сети «Каро» тоже считают, что без господдержки не обойтись: «Новый локдаун запускает цепь неблагоприятных для кинотеатральной сферы последствий — от потери выручки до переноса релизов. Очевидно, что необходима государственная поддержка отрасли, [вроде той], которая была оказана ранее».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+