«Лучший локдаун — короткий, но суровый»: помогут ли новые ковидные ограничения
В России ввели нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября — по сути, новый локдаун, хотя разные регионы могут сами выбирать степень его жесткости и продолжительность. На самом деле под словом «локдаун» в разных странах подразумеваются очень разные меры, но эксперты сходятся на том, что лучший локдаун — короткий, но суровый.
Старый новый ковид
Дельта-штамм коронавируса, выявленный в Индии в конце прошлого года, к лету начал активно распространяться по всему миру и заставил ученых сесть за переписывание «азбуки» ковида, поскольку оказался более заразным и опасным вариантом, по сравнению с оригинальным вирусом.
У патогена есть две основные характеристики — насколько он смертелен и как быстро он распространяется. Эти характеристики играют ключевую роль при естественном отборе новых вариантов вируса — побеждает тот, кто «захватит» большую часть поля боя. Представьте, что два игрока начинают игру в салочки, но одному разрешается коснуться только троих, не участвовавших в игре ранее, а второму — семерых. Все, кого коснулись, выбывают из игры. Тогда на втором шаге «счет» между игроками будет 3:7, на третьем — 9:49, на четвертом — 27:343 и так далее. Понятно, что доля «жертв» первого игрока скоро станет пренебрежимо мала. Именно так дельта-штамм «задавил» обычный, дикий коронавирус — числа 3 и 7 взяты не с потолка, это как раз индексы репродукции (R0) двух вариантов вируса. Штамм из Уханя приводил в среднем к заражению 2-3 больных от одного носителя, а дельта — к 6-7. Поэтому уже летом он последовательно захватил практически все страны, кроме несколько отделенной от всего мира и «успешно» производящей свои штаммы Латинской Америки. Сейчас по миру начинает распространяться еще более заразный вариант — AY.4.2 (один из множества ответвлений дельта-штамма). По словам экспертов, мутация может быть на 10-15% заразнее оригинальной «дельты».
Именно из-за увеличения заразности новых штаммов каждый новая волна болезни взлетает все быстрее, и мы видим новые антирекорды (в своей новой колонке для Forbes демограф Алексей Ракша отметил, что нынешнее среднесуточное количество смертей в России — самое большое после 1945 года). Поэтому ряд стран сейчас возвращаются к обсуждению возможностей введения ограничительных мер. Или, как Россия, уже вводят.
Оседлать волну
Важно отметить, что R0 — это показатель распространения вируса в ситуации новой инфекции, когда люди живут обычной жизнью, никто еще ничем не привился, почти ни у кого нет врожденного или приобретенного иммунитета к болезни. В такой ситуации прервать цепочки заражения можно двумя способами — либо быстро снабдить людей иммунитетом, либо сократить число их контактов с другими. Именно вторую стратегию используют меры сдерживания вируса, известные как локдауны. Первым в 2020 году локдаун ввел Китай в провинции Хубэй, а первый национальный локдаун ввела месяцем позже Италия, став заодно первым западным государством, решившимся на столь радикально ограничивающую свободы человека меру. С тех пор прошло больше года, ученые уже проанализировали опыт разных стран во введении карантинных ограничений и сделали осторожные предположения о том, какие стратегии оказываются более эффективными.
Объединенная австро-франко-итальянская группа опубликовала в журнале Nature Human Behaviour фундаментальную работу, где изучила влияние на распространение вируса порядка 50 ограничительных мер: от самых мягких вроде расширения тестирования и измерения температуры в аэропортах до жестких — закрытия школ и запрета на встречи в небольших группах.
Ученые обнаружили, что высокоэффективны именно суровые меры — полный запрет или сильные ограничения в местах, где закрытые группы людей взаимодействуют в течение долгого времени (офисы, бары, школы и так далее). Но они также отметили, что некоторые мягкие меры вроде закрытия сухопутных границ, господдержка уязвимых групп и качественная коммуникация с населением могут быть очень эффективны. Кроме того, люди лучше соблюдают мягкие меры — и это добавляет им пользы. Так или иначе, авторы рекомендуют каждой стране подобрать те меры, что будут работать лучше для нее, и вводить их решительно, не растягивая по времени.
После выхода этого большого отчета гипотезу о коротких суровых вмешательствах поддержали еще несколько работ. Итальянские ученые отследили результаты локдауна по трекингу мобильных телефонов. Они обнаружили, что пик инфекций в стране пришелся на период с 9 до 25 дней от объявлений локдауна. Они отметили, что более строгие ограничения могли бы сдвинуть эту цифру в сторону минимума. Группа авторов из Китая и Австрии изучила опыт четырех стран — Китая, Германии, Австрии и США. Они подтвердили цифрами то, что интуитивно понятно, — более жесткие меры в Китае позволили очень эффективно подавить вспышку. Зато в США, где ограничения длились довольно долго, но вводились беспорядочно на региональном уровне и были достаточно мягкими, наблюдали крайне слабый эффект от мер сдерживания: число заражений продолжало расти. Авторы заключили, что локдауны должны быть короткими, но суровыми.
Авторы также отметили, что весенние локдауны сработали лучше осенних, скорее всего, за счет «коронавирусного утомления» (pandemic fatigue) — со временем у людей притупляется восприятие риска и они хуже соблюдают ограничения. С ними согласна другая группа ученых, которая прицельно изучала «коронавирусное утомление»: специалисты пришли к выводу, что в случае длительной пандемии локдауны — плохой вариант для долгосрочной политики, ведь чем дальше, тем менее добросовестно люди следуют ограничениям.
В России эффективность локдаунов опосредованно оценивает «Яндекс» на своем сервисе «индекс самоизоляции». Из него видно, что первый и единственный локдаун в России весной 2020 года был достаточно эффективным, по крайней мере в больших городах. Однако перспективы нового локдауна неоднозначны. Как отмечают исследователи в приведенных выше работах, на соблюдение вводимых ограничений влияет масса факторов — наличие экономической поддержки населения, эффективная коммуникация, а также естественное сопротивление мерам при введении повторных локдаунов.
Сколько вешать в днях
Как вообще определяется минимальная длина локдауна? Исходя из предположения о том, что люди сознательны и самоизолируются, когда осознают, что больны, локдаун должен покрыть период бессимптомного носительства. Это инкубационный период, когда человек уже заразился и вирус можно обнаружить ПЦР-тестом, но симптомов нет, и потому человек не беспокоится — он не знает, что заразен. Получается, что во время локдауна все «скрытые» носители как раз должны отсидеться дома и заметить первые симптомы — а после уже осознанно самоизолироваться.
Дельта-штамм в каком-то смысле сослужил службам здравоохранения добрую службу. Если для первоначального варианта вируса бессимптомный период длился в среднем 10 дней, то у «дельты» — 4-6 дней. С другой стороны, приблизить к этой цифре длительность локдауна можно только в том случае, если он будет достаточно жестким. В Италии, на данных которой базировалась упоминаемая выше статья о трекинге мобильных телефонов, были закрыты все общественные места, запрещены все собрания, а выходить из дома более чем на 200 метров можно было только на работу (все, кто мог работать удаленно, были переведены в этот режим) и в продуктовый магазин. Были запрещены передвижения между регионами и даже городами — для таких поездок нужны были очень уважительные причины. В любом случае при распространении «дельты» одна неделя — это техническое ограничение , оно не поможет сделать вирус менее агрессивным. Но при чрезвычайной суровости действительно может снизить волну заболеваемости и хоть чуть-чуть разгрузить систему здравоохранения.
Альтернативы локдаунам
Прервать цепочки заражений можно и без сурового локдауна (а если точнее, все меры лучше принимать как дополняющие друг друга в разных ситуациях). Ученые из Великобритании и Швейцарии предложили подход социальных пузырей. Оказалось, что если человек сознательно выбирает себе небольшой круг общения и избегает контактов извне его, существование в таких пузырях позволяет существенно снизить число заболевших. Эксперты здравоохранения, включая американский CDC, продолжают рекомендовать носить маски в закрытых помещениях и местах скопления людей. Лучше всего защищают маски типа FFP2/KN95 — они задерживают 95% частиц и на вход, и на выход. И конечно, прерывать цепочки заражения помогают люди, у которых уже есть иммунитет к коронавирусу — приобретенный в результате болезни или вакцинации.
Пока в России привито около 40% взрослого населения. С этой точки зрения понятно, почему в стране в ответ на новую волну заражений вводят локдаун. С другой стороны, действия властей выглядят непродуманно — периоды низкого числа заражений, кажется, не вполне используются для подготовки к следующей волне. И хватит ли у правительства запаса доверия людей для того, чтобы они стали исполнять предписания, — большой вопрос. Судя по низким темпам вакцинации, доверием антикоронавирусные мероприятия властей у россиян не пользуются.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции