«Кошачьи миры Луиса Уэйна»: Камбербэтч в роли эксцентричного художника в новом фильме
21 октября в прокат выходит фильм с Бенедиктом Камбербэтчем в роли иллюстратора, который создал культ кошек в британском обществе. Кинокритик Наталья Серебрякова рассказывает, почему этот фильм может понравиться не только любителям домашних животных
Луис Уэйн (Бенедикт Камбербэтч) — усатый энергичный молодой человек, который едет на поезде на сельскохозяйственную выставку. Он весь в грязи, потому что только что подрался с быком. Но это не мешает ему рисовать Клеопатру — маленького шпица, едущего тут же с хозяином в поезде. У Луиса недавно умер отец, и он, как единственный мужчина в семье, обязан заботиться о матери и пяти младших сестрах. И поэтому вынужден браться за любую подработку, чтобы свести концы с концами в семейном бюджете. Сэр Уильям Ингрэм (Тоби Джонс) нанимает его в качестве штатного иллюстратора для The Illustrated London News. Вместе с тем у Луиса — куча других планов в голове: он готовит патент по электричеству (которое занимает его не меньше рисования), а еще написал настоящую оперу. Однажды его сестра нанимает гувернантку Эмили Ричардсон (Клэр Фой) для младших сестер. Эмили — такая же пылкая особа, как и Луис, социальным рангом ниже его и к тому же старая дева, но это не мешает начаться прекрасному роману между двумя людьми (конечно, осуждаемому в приличном обществе). Вскоре Эмили и Луис женятся и заводят котенка Питера в качестве домашнего питомца.
Тут надо оговориться, что кошек в XIX веке было принято заводить в семьях исключительно для ловли мышей, в то время как собаки считались аристократическими животными-компаньонами (и Уэйн поначалу рисовал их портреты). Именно иллюстратор Луис Уэйн — реальная историческая фигура — поменял привычки английского общества, заставив его восхищаться рисунками антропоморфных котов. Он представлял животных, до этого считавшихся спутниками ведьм, изящными членами семей, участвовавшими в светской жизни. Именно так в историю вошли не только рисунки Уэйна, но и сам художник, всю свою жизнь боровшийся с обилием страхов и комплексов — начиная с того, что он прятал свою заячью губу под усами, и заканчивая необоснованным страхом утонуть, которым страдал с детских лет. Говорят, у Уэйна была недиагностированная шизофрения, и режиссер Уилл Шарп посвятил темному миру, в котором художник провел вторую половину своей жизни, заключительную и более эмоционально неровную часть ленты.
Сам фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна» не менее эксцентричен, чем человек в центре его повествования. Шарп беспрепятственно исследует жизнь Уэйна, затрагивая те аспекты, которые сформировали и вдохновили героя. Байопики в последнее время стали обычным делом в кинематографе, но Шарп рассматривает Уэйна как обычного страдающего человека, а не как икону, принесшую людям иной взгляд на котов. Разум Луиса очень подвижен. Он мгновенно рисует наброски, как будто пытается убрать с дороги все лишнее, чтобы сосредоточиться на вещах, занимающих его. Это в первую очередь электричество, сила и красота молний, которые привлекали его внимание. В викторианской Англии пытались разгадать загадку возникновения электричества, и Уэйн был одним из первопроходцев в этом деле. К сожалению, тот хаос, в который он погрузился после смерти любимой жены, навсегда поменял не только его внешность (загримированный под старика Камбербэтч практически неузнаваем), но и его личность. И если милые кошки — недостаточный повод, чтобы посмотреть этот фильм, то вторая убедительная причина — это головокружительная одиссея художника в мир любви и смерти, которые часто дышат друг другу в спину.