От костюмов Brioni до кедов Converse: как менялся стиль Джеймса Бонда
Бонд Коннери
В интервью 1987 года журналистка Барбара Уолтерс сказала, что Шон Коннери никогда не пытался выглядеть сексуальным, но всегда оставался шикарным мужчиной. Таким же шикарным был и Бонд в его исполнении. Сегодня можно сказать, что в первых фильмах франшизы агент 007 искал свой стиль, появляясь на экране не только во вторящих очертаниям тела костюмах, но и в весьма сомнительных вещах.
Гардероб Бонда — Коннери точно был самым разнообразным. В нем нашлось место и классике, и более модным вещам, отражавшим дух эпохи. Кроме того, первый Бонд даже совершал модные faux-pas, чего впоследствии не было замечено за его преемниками. К примеру, в фильме «Бриллианты навсегда» агент 007 появляется в кремовом льняном костюме, который не только сопровождает сомнительным розовым галстуком, но и застегивает все пуговицы на пиджаке. Еще одна противоречивая вещь в гардеробе Бонда — бледно-голубой махровый комбинезон на молнии. В таком странном виде Бонд появляется в «Голдфингере». Справедливости ради, хоть комбинезон и не выдержал проверку временем, в 1964 году Коннери выглядел в нем очень модно.
Любопытно, что сам актер не был ярым поклонником костюмов. Теренс Янг, режиссер первого фильма о Бонде «Доктор Ноу», просил актера носить костюмы постоянно, даже спать в них, чтобы на экране его герой выглядел в смокинге настолько непринужденно, будто родился в нем.
Эпоха Бонда — Коннери также запомнилась костюмами Conduit Suit, которые разработал Энтони Синклер. Это были приталенные двойки из легкой шерсти синего цвета или же выполненные в разных оттенках серого, исключительно на двух пуговицах. Мы видим такие костюмы с 1962 по 1969 год, вплоть до фильма «На секретной службе ее величества», где Коннери временно сменил Джордж Лэзенби. Новый Бонд переоделся в костюм-тройку (по-прежнему от английских портных), а также начал носить ансамбли в светлых тонах.
Бонд Роджера Мура
Хотя создатели фильма стремились подчеркнуть различия между Бондом Коннери и Мура, сделав последнего более обаятельным и мягким, Мур продолжил традиции Коннери и остался верен классическим костюмам с Сэвил-Роу, рубашкам с характерными «коктейльными манжетами» и часам Rolex. Стоит отметить, что Мур не только был одним из самых хорошо одетых Бондов, но и сам обладал отменным вкусом и принимал активное участие в разработке имиджа агента. Получив роль, он предложил подключить к работе своего портного Сирила Кастла, который отвечал за образы Бонда в 1970-е. Кастл предложил менее строгие костюмы и добавил в гардероб шпиона спортивные пиджаки. Вспоминая фильм «Человек с золотым пистолетом», Мур рассказывал в своей книге «Бонд. Джеймс Бонд. Рассекреченное досье», что, увидев Бонда в костюмах от Кастла, Фрэнк Синатра обратился к портному с заказом — настолько ему понравились идеи мастера из Мейфэра.
В «Лунном гонщике» Бонд изменил традициям и переоделся в итальянские костюмы, которые создал римский портной Анжело Литрицио. Примерно тогда же Мур начал работать с Дугласом Хэйуордом, уже имевшим статус звездного портного. Например, Хэйуорд шил костюмы Майклу Кейну и Рексу Харрисону. Именно Хэйуорду принадлежат пророческие слова: «Бонд должен носить классику. Я считаю, что люди будут возвращаться к этим фильмам спустя десятилетия. Заметные детали современной моды, такие как завернутые обшлага, нужно сводить к минимуму. Фред Астер мог бы сегодня пройти по улице в костюме, сшитом в 1930-е годы, и никто бы не удивился. Я всегда помнил об этом, когда работал над костюмами для фильмов. Думаю, сейчас у меня нет причин стыдиться любой из картин, в которых я принимал участие». Портной намеренно игнорировал все ключевые тренды эпохи, потому мы так и не увидели Бонда ни в расклешенных джинсах, ни в рубашках с широкими воротниками.
В гардеробе Бонда — Мура были и новаторские для своего времени идеи. Если рубашки и костюмы актера были такими же, как в фильмах с Коннери, то его полосатый галстук произвел революцию: впервые в бондиане агент носил не одноцветный аксессуар. Кроме того, тонкая полоска традиционна для британского Королевского военно-морского флота, коммандером которого был Бонд.
Бонд Тимоти Далтона
Утвердив на роль секретного агента Тимоти Далтона, создатели решили, что в новом фильме Бонд должен больше соответствовать своему книжному описанию: быть жестким, порывистым и менее эмоциональным. Стиль нового Бонда также поменялся. Тут стоит отметить, что в денди шпиона превратили именно экранизации. Сам создатель агента, писатель Ян Флеминг не особо заострял внимание на гардеробе героя и лишь подчеркивал, что Бонд выглядит элегантно, но при этом незаметен в толпе. Таким вышел и герой Далтона. Его Бонд предпочитал покупать готовые костюмы, а не обращаться к мастерам с Сэвил-Роу. К слову, про самого Флеминга говорили, что он носил костюмы до тех пор, пока они не превращались в пыль.
В отличие от Роджера Мура Тимоти Далтон с куда меньшим энтузиазмом вмешивался в гардероб агента 007. Известно лишь, что в картине «Лицензия на убийство» художница Джоди Тиллен решила сделать Бонда более модным, соответствующим духу времени и предложила одеть его в пастель, что привело Далтона в негодование. Актер сказал, что Бонд никогда бы не стал носить такие вещи и, как коммандер ВМФ, должен быть только в темно-синем.
Бонд Пирса Броснана
Броснан установил новый стандарт стиля агента 007. Если до него Бонд всегда выглядел уж слишком лощеным, то в исполнении Броснана он показал, что противостоять мировому злу можно не только в костюме-тройке, но и в брюках-карго и армейских ботинках. Кроме того, новый агент 007 использовал цвета и аксессуары, которые почти никогда не носили ни Шон Коннери, ни щеголеватый Роджер Мур. К примеру, Броснан был одним из немногих Бондов, который чаще, чем кто-либо, появлялся в одежде, выдержанной в зеленых оттенках. Возможно, таким образом художники по костюмам также хотели отметить ирландское происхождение Броснана: зеленый — традиционный цвет этой страны.
Одна из самых значимых перемен в гардеробе нового Бонда — костюмы Brioni, сменившие bespoke-двойки и тройки от английских портных. Линди Хемминг, отвечавшая за костюмы в бондиане, отмечала, что этот выбор был продиктован исключительно практическими соображениями: ей нужны были костюмы, напоминавшие работы мастеров с Сэвил-Роу, но которые можно было бы отшить в большом количестве и в сжатые сроки. Лучшие условия предложил итальянский бренд, который был поставщиком бондианы вплоть до «Кванта Милосердия», где агента 007 сыграл уже Дэниел Крейг. Тогда Brioni сменили костюмы Tom Ford. Кроме костюма агент поменял и часы. В кадре Пирс Броснан носит не Rolex, а Omega Seamaster Professional.
Бонд Броснана был одновременно жестким и ироничным, он гармонично вписывался в обстановку постхолодной войны, проявлял чувства — и в принципе подготовил почву для Бонда Дэниела Крейга. Но неспроста фильмы с Броснаном считают одними из самых неудачных в истории бондианы. Работая над картиной «Завтра не умрет никогда» (второй на счету Броснана — Бонда), создатели решили делать ставку на молодую аудиторию, и акцент в фильмах все сильнее смещался со сценария на экшен, технологии, спецэффекты и совсем уж безумные идеи вроде сцены из «Умри, но не сейчас», где Бонд ускользает на льдине от лазера, стреляющего из космоса.
Бонд Дэниела Крейга
После фильма «Умри, но не сейчас» студия расторгла контракт с Броснаном и признала, что бондиана находится в кризисе. Бонд всегда был идеализированной версией мужчины: человеком, который по одному щелчку пальцев заполучал самых красивых женщин, водил самые роскошные машины, владел самыми крутыми гаджетами и спасал мир несколько раз в день. Он был супергероем без суперсил и человеком без человечности. До Дэниела Крейга эту утопическую картину не решались нарушать, но по мере того как боевики и шпионские фильмы менялись, измениться пришлось и агенту 007, а Дэниел Крейг стал идеальным средством для этих трансформаций.
В фильмах по-прежнему подчеркивалось, что он хладнокровный убийца, но в то же время оказалось, что Бонд сделан из плоти и крови, что он уязвим. Несмотря на то что сначала публика требовала вернуть Броснана, восприняла Крейга в штыки и буквально затравила актера, именно он сумел вывести бондиану из тупика. «Скайфолл», ставший третьим фильмом в Бонд-списке Крейга, собрал $1,1 млрд в мировом прокате, что сделало его самым коммерчески успешным в истории франшизы.
Гардероб Крейга также подчеркивал новый курс. Раньше Бонд не потел, не пачкался, его одежда не мялась, а после любой драки он выглядел безупречно. Вспомнить хотя бы кадр из «Живи и дай умереть», где Роджер Мур выходит из аэропорта после трансатлантического перелета в темно-синем пальто, на котором нет ни единой складки. От этой нарочитой безупречности начали отказываться еще при Броснане, но лишь Бонд Крейга наконец стал выглядеть реалистично и естественно.
Да, агент 007 все еще следовал заповеди Дугласа Хэйуорда и носил классику там, где это возможно, основными элементами его стиля были костюмы Brioni и Tom Ford, часы Omega Planet Ocean и Seamaster, обувь Crockett & Jones и John Lobb, а также солнцезащитные очки Persol. Тем не менее повседневных вещей, которые предоставляли преимущественно Sunspel, стало на порядок больше. В частности, ни один другой Бонд не носил трикотажные вещи чаще, чем Бонд Крейга. Водолазки N.Peal и кардиганы Tom Ford появляются в кадре с той же регулярностью, что и рубашки Turbull & Asser, а в «Скайфолл» можно также заметить оммаж Бонду Коннери: герой Крейга носит черный свитер с V-образным вырезом из мериносовой шерсти, почти с точностью повторяющий свитер John Smedley из «Голдфингера».
Кроме того, в исполнении Крейга Бонд начал носить кроссовки (Nike и adidas), а также кеды Converse. Именно в них он был в «Казино «Рояль»» во время схватки в мадагаскарском порту.
Бонд будущего
В фильме «Не время умирать» Дэниел Крейга сыграл Бонда в последний раз. Поклонники франшизы активно гадают, кто сыграет нового агента 007, выдвигая в кандидаты то Тома Харди, то звезду сериала «Бриджертоны» Реге-Жана Пейджа.
Однозначно утверждать — будет ли новый агент придерживаться курса на человечность или вернется к истокам, — пока тяжело, но то, что Бонд не променяет идеальный костюм на худи от условного Вирджила Абло, можно сказать с полной уверенностью: как показала практика, заигрывание с молодостью не идет на пользу ни франшизе, ни самому Бонду.