Ковид наложился на Брекзит: почему Великобритания осталась без водителей и официантов
В прошедшие выходные британцы в спешке скупали бензин. Ажиотаж начался из-за того, что некоторые топливные компании объявили, что не справляются со своевременными доставками бензина и дизеля из терминалов на АЗС и будут вынуждены закрыть часть своих станций, — не хватает водителей бензовозов.
С водителями ничего особенного не произошло: они не объявляли забастовку и не улетели все разом в один день на каникулы. В Британии их не хватало еще до пандемии, это старая проблема национальной экономики, и существует она не только в этой, но и в других европейских странах, однако нигде больше она не проявлялась так остро, как на острове в этот уик-энд, когда километровые очереди на заправки попали на первые полосы СМИ и в прайм-тайм на ТВ.
Бензин и дизель из страны не исчезли. Просто у некоторых компаний возникли (уже не впервые) задержки с их доставкой на АЗС, но в этот раз сообщения об этом вызвали панику и резкий рост спроса, к которому компании не были готовы.
«У нас не то чтобы нехватка бензина в стране. Нам просто надо сделать так, чтобы люди заправлялись тогда, когда им нужно заправиться, вместо того, чтобы думать: «Поеду-ка я дозаправлюсь на всякий случай, а то вдруг мне нужно будет куда-то отправиться на следующей неделе или через неделю», — сказал в воскресенье министр транспорта Грант Шаппс телеканалу Sky News.
Эта история — часть более широкой картины. Страна уже не первый месяц испытывает острый дефицит рабочих рук, причем не только в логистике. Если до Брекзита она жаловалась на избыток иммигрантов, то после Брекзита стала страдать от их недостатка.
Несмотря на то, что ажиотаж вызвали пока что лишь очереди на заправках, проблема намного шире и охватывает сразу несколько важных отраслей, в которых традиционно работало много мигрантов. В первую очередь розничную торговлю, общепит и сельское хозяйство. Кризис начался еще в 2020 году, а в 2021-м представители бизнеса стали понемногу бить тревогу и призывать правительство что-то предпринять для возвращения людей.
Куда делись люди?
Представители бизнеса, СМИ и аналитики дружно считают, что в стране случился «идеальный шторм»: ковид наложился на Брекзит. Люди из менее богатых стран ЕС, работавшие в магазинах, барах и на грузовиках Великобритании, уехали переживать пандемию на родину и пока что не спешат возвращаться: кто-то нашел работу дома, кто-то — в третьей стране, а кто-то ждет снятия антиковидных ограничений. В то же время новым европейским иммигрантам приехать трудно, так как в 2019 году Великобритания вышла из единого европейского рынка труда. И несмотря на то, что иммиграционная система страны позволяет работникам ряда дефицитных профессий приезжать и устраиваться на работу в упрощенном порядке, европейцы из Румынии, Болгарии и Латвии воспользоваться этим правом не спешат. Потому что в этом случае все равно нужно будет оформлять стопку документов, в то время как поехать работать в Нидерланды или Германию, где люди тоже нужны, по-прежнему можно абсолютно свободно.
Особенно в Британии сегодня не хватает водителей большегрузных автомобилей — их нехватка была проблемой и до пандемии. По оценкам лоббистских организаций Logistics UK, представляющей грузовые фирмы, и British Retail Consortium, представляющей розничную торговлю, только в 2020–2021 годах страну покинуло около 25 000 водителей, и с учетом уже имевшегося до пандемии дефицита стране нужны не менее 90 000 водителей.
По оценкам другого объединения, Road Haulage Association, в Британии не хватает 100 000 водителей — из тех 600 000, которые работали в стране до пандемии.
Газета Financial Times выяснила, что водители из Восточной Европы покидали Британию после Брекзита, опасаясь постоянных очередей на границах, а также из-за перспективы сдавать британские экзамены по вождению — далеко не все они владеют английским языком на достаточном уровне. Однако были и неприятные моменты, не связанные с Брекзитом. В частности, водители называли условия работы дальнобойщиков в Британии одними из худших в Европе, а еще некстати подоспела налоговая реформа IR35, по которой водителям стало сложнее регистрироваться и работать как отдельным компаниям-подрядчикам (что позволяло им платить меньше налогов).
Разумеется, британские работодатели были бы рады приглашать на работу местных водителей, но они сталкиваются с целым рядом трудностей. Во-первых, в самой Великобритании желающих заниматься этим тяжелым и непрестижным трудом не так много. Ситуация усугубляется тем, что средний возраст водителя грузовика составляет 57 лет: молодые британцы туда почти не идут, поэтому логистика страны традиционно рассчитывала на трудовые ресурсы из ЕС.
Кроме того, даже если желающие сейчас и найдутся, то их еще надо обучить и выдать им сертификаты, а на это уходит время — подготовленные водители нужны прямо сейчас.
Что предпринимает правительство?
В правительстве не реагировали на предупреждения со стороны бизнеса, но все-таки решили что-то предпринять, когда на заправках появились километровые очереди. Для начала ввести особые визы для водителей грузовиков. В воскресенье было объявлено, что Британия выдаст дополнительные 5000 рабочих виз для водителей из Европы, которые будут действовать до Рождества. Представители бизнеса сразу же сказали, что 5000 при дефиците в 100 000 — это мало и это количество не решит проблему.
Что касается самих АЗС, то в качестве незамедлительных мер правительство страны на время приостановило действие антимонопольного законодательства в топливной индустрии, чтобы компаниям было проще решать проблему совместными усилиями. Кроме того, премьер-министра Бориса Джонсона попросили рассмотреть возможность призвать на помощь топливным компаниям водителей из вооруженных сил. Правда, и военные должны будут потратить какое-то время, чтобы научиться управлять бензовозом.
Кто пострадал от нехватки водителей?
Летом 2021 года крупные фирмы устроили настоящую гонку за руками, умеющими крутить баранку. Они постоянно повышали зарплаты водителям и предлагали разные другие бонусы, а также шли на прямое переманивание сотрудников: были случаи, когда агенты искали водителей и предлагали им работу прямо на стоянках и в кафе, соблазняя их щедрым вознаграждением. В результате зарплаты водителей выросли на 40%, и в объявлениях о приеме на работу уже в конце августа можно было найти зарплаты в размере £56 000 в год: столько в Британии получают далеко не все архитекторы, юристы и программисты.
Первыми пострадали средние и мелкие фирмы, которые не могли платить своим работникам такие большие деньги. Однако в августе и сентябре продолжали происходить перебои с поставками и у крупных фирм, в первую очередь в пищевой индустрии. То одна, то другая компания вдруг объявляла о сбоях. Так, сеть ресторанов Nando’s еще в августе объявила о закрытии 50 из 400 своих ресторанов, так как не справлялась со своевременными поставками продуктов. А сеть ресторанов McDonald’s в августе по той же причине прекратила продавать молочные коктейли и некоторые напитки в бутылках. Даже у Coca-Cola (CCEP) возникли проблемы с доставкой Diet Coke и Coke Zero в британские магазины.
Среди топливных компаний первой ласточкой стала сеть BP, которая еще в июле была вынуждена временно закрыть часть своих заправок (тогда это панику не вызвало). А глава сети супермаркетов Iceland в августе предупредил, что если так будет продолжаться, то к Рождеству британцев в магазинах могут ждать пустые полки.
Перебои случились и в крупнейшей британской сети пабов Wetherspoon, которая не смогла доставлять на точки некоторые сорта пива. Забавно, что глава пострадавшей сети Тим Мартин известен в Британии как ярый противник евроинтеграции и сторонник Брекзита. Впрочем сам Мартин в этой ситуации «вину» Брекзита не признает: он говорит, что проблема нехватки водителей существует и в других странах Европы, а Брекзит сам по себе не означает запрет на иммиграцию.
Нехватка водителей ударила и по муниципальным службам: в городах страны стало некому вывозить мусор. По данным Ассоциации местных властей (Local Government Association, LGA), с трудностями в этой сфере сталкиваются 46% местных советов в Англии и Уэльсе, и число незанятых вакансий летом этого года составляло около 20%.
Кого еще не хватает?
В 2021 году для многих стало очевидно, что европейский иммигрант, который так не нравился «брекзитерам» в 2016 году, на самом деле был и водителем, и официантом, и собирателем, и упаковщиком еды. И мог прокормить, как в сказке у Щедрина, не только двух генералов, но и всех юристов, журналистов, политиков, чиновников, представителей творческих профессий, безработных и бездельников, живущих на острове. Когда же он уехал, то выяснилось, что работать некому, и Великобритания оказалась в положении щедринского «дикого помещика», очень неудачно избавившегося от мужика.
Это касается не только водителей. В стране стало некому биться за урожай. В конце августа Национальный союз фермеров с тревогой сообщил о том, что на полях гниют фрукты, овощи и ягоды. Фермеры не могут найти достаточно людей, чтобы их собрать. Главной причиной нехватки людей работники индустрии называют Брекзит: сельское хозяйство Великобритании недосчиталось работников из Восточной Европы, особенно из Румынии и Болгарии. Некоторые агропредприятия, не найдя работников, бесплатно разрешают уносить выращенную ими еду всем желающим. Кстати, в этот уик-энд британское правительство выделило не только 5000 дополнительных виз для водителей, но и дополнительные 5500 виз для работников птицефабрик. Фермеры уже высказались о том, что шаг этот хоть и правильный, но запоздалый: индеек к Рождеству уже точно всем не хватит, думать надо было раньше.
Еще одно важное звено производства и доставки еды — фабрики по упаковке продуктов — тоже не могут найти людей. Говорят даже о том, что пищевая индустрия Британии может «переехать» за границу: на острове упаковывать сэндвичи и салаты для продажи в магазинах попросту некому.
То же самое происходит в барном и ресторанном бизнесе: в стране внезапно стало невозможно найти официантов. Сочетание ковида и Брекзита привело к тому, что из Британии уехал каждый пятый работник индустрии. В аналогичной ситуации находятся и гостиницы, которые не могут найти уборщиков, и строительные компании, которым не хватает строителей и разнорабочих, и госпитали, которым не хватает уборщиков.
Согласно недавнему отчету, выпущенному Конфедерацией британской индустрии (CBI), в настоящее время от нехватки персонала страдает почти каждый сектор: везде вакансий осенью 2021 года сейчас больше, чем было до ковида, а уровень безработицы стремится к историческому минимуму.
Вместо заключения: куда податься Фатиме?
Осенью 2020 года, в самый суровый миг локдауна, когда половина Британии сидела без работы, правительство страны решило прорекламировать возможности смены карьеры, особенно для работников творческих профессий, больше других пострадавших от карантина. Реклама получилась неоднозначной: британцы увидели балерину в пуантах и надпись: «Новая работа Фатимы будет в IT. Просто она еще об этом не знает. Переосмысление. Переобучение. Перезагрузка».
Люди возмутились: это же какое-то издевательство, сначала политики и чиновники лишили работы артистов и музыкантов, а теперь вообще предлагают им почувствовать себя неудачниками и оставить любимую профессию, в которую они вложили много сил и таланта. А может, они сами пойдут и переучатся на программистов, если управлять страной у них получается вот так?
Правительство извинилось и спорную рекламу сняло. Спустя год британцы стали шутить о том, что Фатима должна бросить программирование и пойти учиться водить бензовоз.