Страх и ненависть на «Кинотавре»: социальные драмы и греческие трагедии на фестивале
«Медея», режиссер Александр Зельдович
Осмысление античной трагедии на современный лад от Александра Зельдовича, «Медея» — одна из самых ярких работ режиссера, снимающего раз в десять лет. Фильм спровоцировал на фестивале горячие споры среди зрителей, оценка которых колебалась от любви до ненависти. Некоторые критики сравнили картину с триеровской «Нимфоманкой» на русский манер. Такое сравнение не пришлось по вкусу самому режиссеру, который назвал картину фон Триера «хорошей, но адски скучной и унылой», в то время как его героиня — бунтарка и революционерка.
Согласно древнегреческой мифологии, Медея происходила из западногрузинского царства Колхиды, была волшебницей и основательницей медицины. Влюбившись в аргонавта Ясона, она помогает ему овладеть Золотым руном, убивает своего брата и бежит из Колхиды с аргонавтами в Грецию. Когда спустя время Ясон решает жениться на другой, Медея убивает соперницу, а также двух своих детей от Ясона и скрывается на крылатой колеснице.
Переосмысляя древнегреческую мифологию и трагедию Еврипида, режиссер помещает своих героев в Россию, откуда они быстро эмигрируют в Израиль. Современная Медея в исполнении Тинатин Далакишвили — девушка из российской глубинки, получившая образование химика-технолога. Еще будучи студенткой, она встречает предпринимателя Алексея (Евгений Цыганов), в то время уже женатого, и становится его тайной любовницей, рожает ему двоих детей. Через семь лет Алексей решает оставить законную супругу, эмигрировать и жениться на любовнице. В это самое время брат героини начинает шантажировать Алексея, их отъезд под угрозой, и женщина убивает собственного брата, чтобы сохранить счастье. Последующие события показывают, что кровная жертва женщины оказалась напрасной.
Это история о необратимости жизни, невозможности повернуть назад и изменить что-то в прошлом. А еще это история про страсть, про вожделение, о которых, по утверждению режиссера, стали мало говорить в современном кино.
Выбирая между мифом о Федре и Медее, Зельдович выбрал последний, поскольку это история эмиграции (Медея бежит из одной страны в другую ради любви), которую ему и хотелось воплотить на экране. Израиль, куда уезжают герои, выбран не случайно, это сложная в политическом отношении территория, где то и дело происходят военные столкновения и террористические акты — это энергия, основанная на обиде и на ревности, именно их и воплощает Медея.
Огромное значение в картине имеет музыка, которую написал Алексей Ретинский, а исполнил оркестр MusicAeterna Теодора Курентзиса. На пресс-конференции, посвященной фильму, Ретинский рассказал, что стремился избегать иллюстративности и сделать так, чтобы музыка «взрыхляла сознание, но не разжевывала происходящее». Режиссер фильма подчеркнул, что музыка — это половина картины, благодаря музыке фильм из двухмерного превращается в трехмерный.
Фильм Зельдовича можно хвалить и ругать, можно говорить о том, что это «фаллоцентричная история» и «эксплуатация женской наготы» (так характеризовали картину некоторые критики); но можно посмотреть с другой стороны и увидеть историю созависимых отношений, из которых Медея ищет выход в беспорядочном сексе, но не может найти. И в этом ее бунт. «Медея» — это история женщины, зависимой от мужчины и освобождающейся от этой зависимости страшным путем.
При всем многообразии оценок и трактовок произведения нельзя не отметить, что картина Зельдовича выделяется на фоне других фильмов основного конкурса «Кинотавра» своей визуальной составляющей, цветом и музыкой, изяществом и масштабом интерьеров и декораций, бескомпромиссной режиссурой и смелой актерской работой Тинатин Далакишвили. Не случайно, в Локарно фильму дали приз с формулировкой «За эффектную современную версию трагедии Еврипида, не искажающую ее поэтики. За эстетическую скрупулезность режиссуры, чистоту и отточенность изображения, суровую красоту пейзажей, которые соответствуют трагическому величию оригинального текста. В «Медее» смело сплетаются современные темы с нестареющей нитью мифа, предлагая беспрецедентный аудиовизуальный опыт». Кажется, что эта работа точно не покинет «Кинотавр» без призов.
«Общага», режиссер Роман Васьянов
Еще до российской премьеры «Общагу» купили сразу три российские видеоплатформы — KION, Premier и «КиноПоиск HD». Международная премьера картины прошла на Шанхайском международном кинофестивале.
«Общага» — это режиссерский дебют российского оператора Романа Васьянова, снявшего голливудский боевик Дэвида Эйра «Отряд самоубийц». Поставленная по роману Алексея Иванова «Общага-на-крови», это, пожалуй, одна из самых мрачных картин программы, которая заканчивается настолько плохо, насколько это возможно, и еще долго оставляет в зрителе чувство грусти и несправедливости жизни.
Фильм рассказывает о жизни пятерых студентов, живущих в общежитии в Свердловске (ныне Екатеринбург) в 1984 году: правильный и честный первокурсник Забела (Геннадий Вырыпаев), поэт и алкоголик Иван (Никита Ефремов), спекулянт и бабник Игорь (Илья Маланин), их девушки-оторвы Нелли (Ирина Старшенбаум) и Света (Марина Васильева). Все они неразлучны и очень близки друг с другом, на вечере в общежитии они признаются друг другу в любви и вечной верности.
Но трагедия, произошедшая в общежитии, очень быстро показывает, кто есть кто на самом деле. Девушка, живущая в том же общежитии, которую насилует муж комендантши общежития Ренат, кончает жизнь самоубийством — прыгает с крыши. Забела сообщает милиционеру, что видел, как мужчина ломился к девушке в комнату. Тогда всю компанию тут же выселяют из общежития, чтобы надавить на свидетеля и заставить его изменить показания.
Дружба ребят сразу заканчивается, и каждый начинает выживать так, как может, предавая других и изменяя себе. Света уже готова занять место погибшей девушки и добровольно стать любовницей все того же мужчины, Нелли хочет вернуться к бывшему любовнику, председателю комсомольской организации, который может помочь ей с жильем, Игорь быстро находит замену Свете и селится в комнате у другой девушки, Саша пьет, и только Забела остается верен себе и отказывается менять показания.
Несмотря на то, что Васьянов обозначает год, когда происходят события (1984), и изображает разруху позднего СССР, общага в романе Иванова — это вневременное, метафизическое пространство. А сама история — своего рода притча о моральном падении людей. Из атмосферной жанровой зарисовки в начале фильма картина быстро превращается в трагедию, где каждый поворот ведет к очередной деградации персонажа. Опираясь на современный текст, Васьянов поднимает вечные вопросы, столь любимые русской классической литературой.
«Герда», режиссер Наталья Кудряшова
Месяц назад фильм «Герда» наделал много шума, завоевав «Золотого леопарда» для дебютантки, исполнительницы главной роли Анастасии Красовской и приз молодежного жюри на международном кинофестивале в Локарно, поэтому зрители «Кинотавра» ждали фильм с особым нетерпением, однако некоторых картина разочаровала своей затянутостью и бессюжетностью.
Действительно, Кудряшова не дает сюжетно выверенной истории, мы просто проживаем с героиней короткий момент ее жизни без начала и конца. Видим людей, которых она встречает, занимаясь соцопросами в качестве университетской практики, знакомимся с девушками из клуба, где она танцует стриптиз под псевдонимом Герда. Мы видим токсичную ситуацию в семье, где отец развелся с матерью, но продолжает приходить к ним в квартиру и в пьяном виде устраивать скандалы; видим больную мать, психика которой на пределе; видим странного друга в исполнении Юры Борисова, который зарабатывает тем, что хоронит людей, а в свободное время пишет картины. Все эти линии параллельно существуют в фильме, но не приводят нас к одной точке в финале.
Социальная драма Кудряшовой демонстрирует печальное состояние русского общества, где каждый сходит с ума по-своему. Люди, которым героиня вынуждена механически задавать самые абсурдные вопросы из соцопросов (реальные вопросы, взятые режиссером из опросов «Левада-Центра»), либо бедствуют, либо не в себе, либо пьянствуют, либо страдают психическими заболеваниями. За все время мытарств героини из квартиры в квартиру ей не встречается ни одного благополучного или адекватного человека.
Семью самой Леры сложно назвать благополучной — чтобы прокормить себя и больную мать, девушка вынуждена заниматься стриптизом в клубе и сталкиваться с недетскими ситуациями. Светодиодный глянец стриптиз-клубов на экране резко контрастирует со скромным бытом панельных многоэтажек, по которым ходит Лера, задавая свои вопросы, да и с квартирой самой героини, в которой дверь постоянно выбита пьяным отцом, который ломится туда, чтобы поговорить. Когда становится совсем плохо, Лера обращается к другу-художнику, который зарабатывает тем, что хоронит людей. Он никогда не оставляет ее в сложной ситуации и всегда готов прийти на помощь, однако в роман эти очень близкие отношения так и не перерастают.
Лера живет с постоянным ощущением страха того, что ее мать умрет, она, очевидно, больна не только физически, но и психически: рассказывает дочери о каких-то странных открытиях и инсайтах, страдает лунатизмом, не может преодолеть травматичный развод. Лера давно поменялась с ней местами и «удочерила», она заботится о матери намного больше, чем мать о ней.
История Леры — это и драма взросления, нового осмысления жизни и взгляда на себя. Девушке постоянно снится один и тот же сон: непролазный лес, по которому она идет и никак не может выйти (технически сложные съемки этих сцен осуществлялись под водой, где актриса ходила на глубине 4 метров с утяжелителями). В одном из диалогов Лера говорит, что ей кажется, что в один момент ее сложности, как этот лес, закончатся, и наступит другая жизнь. Но пока она так и не наступает.