К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Мощные международные выставки, большие имена»: зачем Еврейскому музею новый директор

Кристина Краснянская
Кристина Краснянская
Еврейский музей представил новый выставочный сезон и нового исполнительного директора Кристину Краснянскую. Forbes Life расспросил Кристину Краснянскую, какие изменения ждут Еврейский музей и зачем владельцу собственной галереи становиться наемным менеджером в музее

— Кристина, сколько у вас сейчас проектов? Вы по-прежнему владелица галереи Heritage, действующий галерист? И по-прежнему глава попечительского совета Музея искусства авангарда/Коллекция Георгия Костаки в Салониках? А теперь исполнительный директор Еврейского музея.

— Сейчас я прежде всего — исполнительный директор Еврейского музея. Также я осталась председателем Попечительского совета MOMus — Музея искусства модернизма — коллекции Костаки. В музее в Салониках я накопила большой опыт, музейные связи, мы создавали интересные проекты — теперь это будет работать также и во благо Еврейского музея, станет основой для создания крупных международных выставок и просветительских проектов. Что касается галереи Heritage, она не закрылась, но от активной работы там я отказалась. Все ближайшие проекты команда галереи реализует самостоятельно.

В Греции я прошла курс молодого бойца, и появилась ясность, что предстоит сделать в Еврейском музее

— Heritage была первой и много лет единственной галереей из России, которая участвовала в Неделе дизайна в Art Basel в Майами и брюссельской ярмарке BRAFA. Участвуете ли вы в ближайших ярмарках?

 

— Галерея проведет несколько заранее запланированных выставок в Москве и продолжит развивать новый онлайн-проект о российском дизайне.

От зарубежных проектов придется отказаться, поскольку участие в международных ярмарках требует серьезных усилий. Я повторюсь: прежде всего я сконцентрируюсь на работе в Еврейском музее. До этого я никогда не управляла такой большой структурой. Но пятилетний опыт перезапуска музея в Салониках помог мне в деталях узнать, как устроены разные подразделения музея. Тем более что большую часть работы мы вели дистанционно, с короткими командировками в Грецию, а во время пандемии полностью перешли в онлайн. Это не помешало нам открыть в Салониках ретроспективу Ивана Клюна в июне этого года. В Греции я прошла курс молодого бойца, и появилась ясность, что предстоит сделать в Еврейском музее.

 
У музея должен быть понятный, четкий статус, впечатляющая выставочная программа. В нашей деятельности это три кита: еврейская культура и история, современное искусство и русский авангард

— Какую главную задачу вам как исполнительному директору Еврейского музея предстоит решить?

— Есть несколько серьезных амбициозных задач, которые передо мной поставил генеральный директор музея Александр Борода. Прежде всего — выйти на международную арену. Для этого у музея должен быть понятный, четкий статус, впечатляющая выставочная программа. Нужно определить ключевые позиции, на которые опирается музей в своей работе. В выставочной деятельности это три кита: еврейская культура и история, современное искусство и русский авангард. В музее открыт Центр авангарда, который мы будем развивать.

В планах международные проекты в области современного искусства с ведущими художниками, у которых есть еврейские корни. Таких художников немало, и у Еврейского музея есть все шансы стать в том числе и центром современного искусства в России. Так, например, уже в 2022 году музей проведет выставку, посвященную творчеству всемирно известных дизайнеров-выпускников Академии Бецалель. Специально для нее работы подготовят Рон Арад, Арик Леви, Рон Гилад, творческий тандем Роу и Эджес и другие.

 
Еврейский музей и центр толерантности

— Как это коррелируется с современными представлениями о политкорректности, где делать акцент на национальности автора неприлично?

— Музей называется Еврейским, что снимает все вопросы. Естественно, в работе музея сделан акцент на еврейских традициях, еврейской культуре. Есть еще темы современного искусства и русского авангарда. Но их музей тоже рассматривает под определенным ракурсом.

Нас же не смущает, когда мы читаем, что Заха Хадид — британский архитектор иракского происхождения. Или Аниш Капур — британец индийского происхождения.

На фоне тенденций к глобализации еврейская тема звучит довольно мощно. Думаю, это естественная ответная реакция на многовековой антисемитизм. Музей не занимается исследованием генеалогического древа художников, которых выставляет, но, конечно, все выставки создаются с учетом национального контекста.

Помимо ежегодных проектов, приуроченных ко Дню памяти жертв Холокоста, музей уделит внимания экспозициям, посвященным другим аспектам истории евреев в России в XX веке, а также предложит приглашенным кураторам исследовать наиболее важные темы иудейской религии. Так, в 2022 году в музее будет представлена сайт-специфик инсталляция Ирины Кориной, посвященная традициям праздника Суккот, а также международный фотопроект Lonka Project, который покажет портреты людей, прошедших через Шоа.

 

— Уже озвучено, что проект, начатый ретроспективой Ивана Клюна в Музее коллекции Георгия Костаки в Салониках, будет развиваться на базе Еврейского музея, где покажут триумвират супрематистов: Малевича и двух его ближайших учеников, Клюна и Кудряшова. 

— Конечно, грех было бы не использовать свой опыт и теплые отношения с MOMus —Музеем искусства модернизма — коллекцией Костаки. Также за годы работы мною были установлены контакты с музеями, фондами, большими периодическими выставками, такими как Венецианская биеннале — весь свой международный багаж я принесла в Еврейский музей. Как представитель Музея в Салониках я начинала сотрудничество с парижским Центром Помпиду, с Музеем современного искусства Чикаго. Есть проекты, которые хочется развивать на новом уровне. И Еврейский музей эту возможность дает.

Только что Третьяковская галерея показала ретроспективу Ивана Кудряшова, в Салониках идет выставка Ивана Клюна. И Клюн, и Кудряшов — важнейшие фигуры в истории русского авангарда.  При этом оба они недооценены и мало известны широкой аудитории. Хотя в 2019 году «Сферический супрематизм» Клюна из коллекции Костаки был продан на Sotheby’s за £4,9 млн коллекционеру из России. В коллекции Костаки — больше четырехсот работ Клюна. Логическим продолжением будет объединить усилия трех музеев и показать работы Ивана Клюна вместе с его учителем Казимиром Малевичем и соучеником, другом Иваном Кудряшовым на площадке Еврейского музея под эгидой Центра авангарда.

В музейном Центре авангарда, который возглавляет искусствовед Андрей Сарабьянов, ежегодно проводится кураторская школа.

 

Центр авангарда в Еврейском музее — это механизм, задуманный для популяризации русского авангарда в мире. Сейчас я думаю, что ежегодную кураторскую школу стоит сделать более продолжительной, серьезной, базовой — ну не может человек за месяц стать специалистом по русскому авангарду.

Еще очень важна издательская деятельность музея. Сейчас готовится одиннадцатый том сборника «Архив еврейской истории», кроме того, уже готовы к изданию неопубликованная уникальная диссертация советского этнографа Исайи Пульнера «Еврейский свадебный обряд» и книга по антропологии религий и истории иудаизма в СССР. В дальнейшем мы планируем усилить книгоиздательский проект.

Музей уделяет особое внимание не только серьезной образовательной, но и научно-исследовательской деятельности.

— Есть ли у Еврейского музея своя коллекция? Что там?

 

— Небольшая, но есть. Она частично выставлена в постоянной экспозиции. В настоящий момент Еврейский музей ориентирован в основном на просветительскую, исследовательскую, выставочную деятельность, а также работу с архивными материалами.

Музей расположен в Бахметьевском гараже, памятнике архитектуры авангарда, и поэтому наше пространство является не меньшим достоянием, чем наша коллекция. Сейчас часть этого пространства находится на реконструкции, которую возглавил архитектор Юрий Григорян. Ее итогом станет появление новых выставочных площадей, лектория и библиотеки.

Мой принцип работы простой: мощные, серьезные международные выставки, первые лица, большие имена, прорывные открытия

Первой выставкой, которая пройдет в новом пространстве, станет выставка «Каббала. Тайны мироздания». Мы хотим разбить стереотипы, связанные с этим учением, и рассказать его многовековую историю. Выставка соединит в себе все, над чем музей работал на протяжении десяти лет: современное искусство, искусство модернизма и еврейские традиции. Будут представлены работы Ансельма Кифера, Барнетта Ньюмана, Михаила Гробмана, Сигалит Ландау, Рона Китая из частных коллекций и фондов.

— Кристина, вы возглавили уже действующий музей, который девять лет достаточно успешно работал в московском культурном пространстве и у которого наверняка составлены планы на несколько лет вперед. Насколько серьезно вы в них вмешались?

 

— Планы музея составлены до 2023 года. Безусловно, меня пригласили как эксперта для того, чтобы я что-то изменила в соответствии с теми задачами, которые были поставлены. Поэтому у меня широкий спектр полномочий. Конечно, мы откорректировали программу, какие-то выставки убрали, какие-то добавили. Мой принцип работы простой: мощные, серьезные международные выставки, первые лица, большие имена, прорывные открытия.

Так, ключевым проектом следующего года станет выставка произведений Рембрандта, которая покажет место еврейской традиции и культуры в жизни великого художника «золотого века» голландской живописи. Работы для проекта предоставят Государственный эрмитаж, Национальная галерея в Лондоне, Музей Стеделик в Амстердаме и другие музеи и частные коллекции.

Юрий Норштейн, Франческа Ярбусова. «Медведь и заяц». Смешанная техника. К эпизоду из фильма «Лиса и заяц»

— Что за проект вы готовите для Венецианской биеннале?

— Мы попробуем успеть к биеннале 2022 года. Надеюсь, что пандемийная турбулентность сыграет нам на руку и мы сможем со своим проектом запрыгнуть в последний вагон. Я считаю, что Венеция — идеальная площадка, чтобы заявить о своих международных амбициях. Биеннале — не просто выставка, а по сути международный культурный форум, где на языке искусства мировое сообщество ведет диалог на острые социальные темы. Мы обязательно представим там свой проект.

 

— Какими бюджетами оперирует Еврейский музей?

 Моя задача — максимально эффективно выстроить музейную экономику. За годы своей работы на арт-рынке я хорошо усвоила, что залог успеха — это баланс между качеством и стоимостью. В искусстве почти все зависит от визуального восприятия, а значит, важна и архитектура застройки залов, и организация экспозиции, и, конечно, художники и произведения искусства. Поэтому так важны специалисты, которые работают в галереях и музеях: кураторы, архитекторы, консультанты. Я провела много тендеров по организации выставок, знаю большое количество подрядчиков, я ориентируюсь в том, что сколько стоит. И я умею найти баланс между желаемым и возможным, добиться того, чтобы картинка выглядела идеально.

По счастью, мы не государственный музей, и есть поле для маневра. У нас есть определенный выставочный бюджет и есть возможность привлечь дополнительное финансирование под отдельные проекты. Думаю, мы будем обращаться к партнерам с просьбой наши проекты поддержать. С музеем активно сотрудничают различные банки, работают меценаты, коллекционеры — все они поддерживают те выставки, что пришлись им по душе.

На своем опыте знаю: тратить чужие деньги нужно гораздо более ответственно, чем свои. Но я человек идейный, когда передо мной стоит задача создать проект и найти для этого финансирование, я точно знаю, что найду. Так было уже не раз и не два. И хотя я плохо умею просить, и особенно плохо — просить деньги, судьба складывается так благосклонно, что приводит меня к людям, которые разбираются в том, что я делаю. А если тема их вдохновляет, они готовы в этом участвовать. Так что это вопрос скорее везения, а не музейного маркетинга.

 

— Главный критерий успешности государственных музеев — зрительская посещаемость.  Стоит ли перед Еврейским музеем задача увеличения посещаемости?

 Да, конечно. Посещаемость, присутствие в информационном поле, создание международных проектов. Исходя из своего опыта я корректирую музейную политику. Определяю, где нужно что-то поменять, что-то «подсветить», как, например, тему толерантности. Центр толерантности — часть полного названия музея. На самом деле это отдельная, активно работающая под руководством его директора Анны Макарчук структура, которая занимается исследованием актуальных проблем современного общества. Многие разработки, созданные центром, можно назвать уникальными — есть о чем рассказать, чем поделиться с миром. Поэтому сейчас Центр толерантности тоже выходит на международную орбиту. Параллельно мы расширяем сферу деятельности центра. Работаем не только над созданием образовательных проектов, но и над распространением наших исследований, ноу-хау, программ по регионам. Мы расширяем аудиторию, создаем выставочные проекты, где затрагиваются разного рода социальные проблемы.

Например, прямо сейчас музей готовит проект на тему рутинной, повседневной природы насилия, который называется «Не со мной». Этот проект — о раздражении, агрессии, подавлении, манипуляциях; травле в школе, интернете или на работе; конфликтах родителей и детей, друзей или партнеров. Все это мы почему-то привыкли считать частью жизни, чем-то почти нормальным. Часто мы обесцениваем свои ощущения в подобных ситуациях: «Так все делают», «Я просто сорвался», «Лучше забыть об этом». Но они продолжают жить внутри нас, вызывая боль, стыд, вину, страх, разочарование в себе и в других людях.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+