Женские победы и слезы Соррентино: итоги Венецианского кинофестиваля – 2021
11 сентября неожиданным твистом завершился Венецианский кинофестиваль, также известный как Мостра. Жюри отдало главный приз — «Золотого льва» — французскому фильму Одри Диван «Событие». Диван, для которой это второй фильм в карьере, и соавтор сценария Марсия Романо адаптировали для экрана автобиографический роман Анни Эрно 2000 года, погрузившись в мир главной героини Энни в стиле французского ретро-соцреализма. Энни – студентка университета, живет в общежитии в 1963 году в одном из французских регионов. Однажды она знакомится с приезжим студентом из Бордо, встречается с ним и беременеет. В то время аборты во Франции запрещены. Первый врач, к которому обращается Энни, советует ей просто не говорить об аборте — девушку ждут позор и тюремное заключение. Следующий подсовывает лекарство для укрепления плода вместо таблеток, которые бы вызвали месячные. Энни оказывается в замкнутом круге страха и отчаяния, из которого, кажется, нет выхода.
Картина Диван более всего похожа на румынский фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу. Кроме того, напоминает и недавнего берлинского призера — «Никогда, редко, иногда, всегда» Элизабет Хиттман.
Решение жюри под руководством корейского режиссера Пон Чжун Хо («Паразиты») дать приз именно этому фильму можно считать несколько нестандартным. Последние годы в Венеции побеждали яркие зрительские хиты вроде «Джокера» Тодда Филлипса и «Формы воды» Гильермо дель Торо, а вовсе не камерные, почти документальные истории. Справедливости ради, в прошлом году главный приз взяли «Кочевники» Хлои Чжао (в этом году режиссер вошла в жюри фестиваля) — фильм, где Фрэнсис Макдорманд играет женщину, потерявшую работу и колесящую по Америке на фургоне. Победа этого фильма год назад уже была первым звоночком того, что Мостра меняет наградную политику. И хотя фильм касался проблемы, свойственной всем американским номадам вне зависимости от пола, в центре повествования все-таки была женщина. В этом же году в победившем «Событии» — и тема женская, и главные роли исполняют женщины.
Следуя логике предыдущих лет, критики ожидали, что фильмом-победителем станет «Рука Бога» Паоло Соррентино. Однако картина получила только Гран-при, второй по значимости приз, и Соррентино, снявший предельно личный фильм, даже прослезился. Сюжет вращается вокруг юноши, эксцентричная семья которого увлечена футболом — все болеют за Марадону. И однажды случается так, что Марадона косвенно спасает подростка. Соррентино рассказал, что фильм основан на реальном событии, произошедшем, когда ему было 16 лет. Родители уехали в провинцию, а он хотел посмотреть футбольный матч с Марадоной, поэтому остался дома. В итоге они погибли из-за аварии, случившейся в доме, где они жили, и Паоло остался сиротой. В фильме много юмора, смешных сцен. Кроме того, Приз Мастроянни лучшему молодому актеру/молодой актрисе достался исполнителю главной роли Филиппо Скотти.
В конкурсе было целых два фильма с Пенелопой Крус — «Параллельные матери» Педро Альмодовара и «Официальный конкурс» Гастона Дюпра и Мариано Кона. Актриса получила приз за свою игру у Альмодовара, и это несколько странно, потому что настоящая звездная роль у нее — в фильме у пары аргентинских режиссеров. Если у Альмодовара она играет драматическую роль матери-одиночки с уклоном в сериальный мелодраматизм (а это мы уже много раз видели), то в комедии Дюпра и Кона Крус предстает в совсем необычном амплуа. Она играет режиссера Лолу с собственным авторским видением того, каким должен быть фильм и репетиции с актерами. Крус редко снимается в комедиях (разве что у Вуди Аллена), а между тем у нее богатый потенциал в этом направлении.
Приз за лучший сценарий достался Мэгги Джилленхолл за адаптацию романа «Потерянная дочь» Элены Ферранте. В режиссерском дебюте Джилленхол главную роль исполняет Оливия Колман, играющая профессора Леду, приехавшую отдыхать на морской курорт. Но отдых не задается — Леда знакомится с молодой женщиной Ниной (Дакота Джонсон), у которой есть дочь, и наблюдает за этой семейной парой. Постепенно героиня погружается в собственные воспоминания о материнстве.
Еще один «Серебряный лев» — за режиссуру — тоже ушел женщине. Джейн Кэмпион, более всего известная как автор «Пианино», представила в конкурсе фильм «Власть пса» с Бенедиктом Камбербэтчем. Это тоже адаптация книги, романа Томаса Сэвиджа. Картина рассказывает о странной дружбе жестокого ковбоя Фила и подростка Питера, связанных общей тайной. «Власть пса» — один из самых напряженных и болезненных фильмов конкурсной программы (не считая натуралистичного «События»).
Специальный приз жюри получил фильм, немного выбивающийся из общего ряда. Это «Дыра» Микеланджело Фраммартино, известного по фильму «Четырежды». Ленту можно назвать экспериментальной, в ней совсем нет диалогов. Группа спелеологов в середине 1960-х решает исследовать пещеры на юге Италии. И оказывается в одной из самых глубоких из известных в мире на тот момент (примерно 700 м). Режиссер следит еще за одним героем — стариком, выпасающим ослика, который внезапно впадает в летаргический сон. Фильм Фраммартино — искусная ретро-стилизация и размышление о жизни и смерти. Это картина, на которой настоящий синефил с удовольствием может отдохнуть от обилия социальных драм.