Хроники Венецианского кинофестиваля: почему «Дюна» — главный блокбастер года
Утро на планете Арракис. Леди Джессика (Ребекка Фергюсон) завтракает со своим сыном Полом (Тимоти Шаламе). «Голосом!», — приказывает она, и зрители не понимают, в чем дело. Пол просит передать стакан воды, и Джессика учит сына развивать свою способность, доставшуюся от нее по наследству — голосом управлять действиями людей. У Пола пока не вполне получается. Джессика — наложница герцога Лето Атрейдиса (Оскар Айзек), правителя планеты Арракис. На Арракисе добывают особое вещество — меланж, с помощью которого можно перемещаться со сверхсветовой скоростью. Это такой особый наркотик, который также продлевает жизнь и развивает мышление. На соседней планете живет барон Харконнен (Стеллан Скарсгард), бывший правитель Арракиса, злой и уродливый. Он строит реваншистские планы по уничтожению Атрейдисов. В пустыне Арракиса обитает особая нация кочевников (они на самом деле настоящие уроженцы планеты) — фримены. Они ездят на гигантских червях, способных уничтожить все живое.
Это, пожалуй, главное, что нужно знать перед тем, как отправиться смотреть «Дюну» Дэни Вильнева. Это уже третья и, наконец, удачная экранизация культового романа Фрэнка Герберта 1965 года. До этого был долгострой Алехандро Ходоровски — 14-часовый фильм, который так и не был снят (и об этом существует целая документальная картина), а еще «Дюна» Дэвида Линча, которую сам он считает провалом. У Вильнева получилось, но как — это магия.
Дэни Вильнев известен по неординарному фантастическому фильму «Прибытие» и сиквелу «Бегущего по лезвию». Последнее особенно примечательно, потому что Вильнев, получается, уже работал с буквально чужим материалом, создав продолжение культового фильма Ридли Скотта 1982 года (Скотт, в свою очередь, опирался на киберпанк-роман «Снятся ли андроидам электроовцы» Филипа Дика). У сиквела Вильнева с богатой фантастической мифологией была особая камерная атмосфера, нечто среднее между блокбастером и драмой.
«Дюна» — тот же случай. У Вильнева в центре внимания прежде всего семья Атрейдисов и их взаимоотношения между собой. Бесконечная любовь Лето и Джессики к своему сыну Полу, который, кажется, обречен на что-то ужасное. В пустыне Полу являются видения о его страшной судьбе. Родители обеспокоены этим. Взволнован и Пол. Но он достаточно сильный, чтобы не подавать виду.
У новой «Дюны» безупречный кастинг. У Линча Пола играл Кайл Маклахлен, который впоследствии стал агентом Купером. С Полом Атрейдисом Маклахлена, увы, не ассоциируют. А Тимоти Шаламе же как будто родился для этой роли. Узкие плечи, худенькая высокая фигура в черном плаще, острые скулы, копна черных волос и органика подростка, которого хочется обнять. Он — обнаженный нерв этого фильма. Поэтому Джессика так хочет защитить своего сына. Поэтому и зрители так болеют за юного герцога.
Оскар Айзек идеально вписался в роль зрелого аристократа, которого предаст его окружение. Он просто усталый солдат, мечтавший в детстве стать пилотом, но ему приходится править недружелюбной планетой. Ребекка Фергюсон — натянутая как струна от семейных волнений, все можно прочитать по ее лицу. И даже «Аквамен»-Джейсон Момоа, скажем прямо, не самый великий артист, заставляет всплакнуть в ключевой сцене. Еще и Ханс Циммер поддает жару своим саундтреком.
Безусловно, «Дюна» Вильнева должна понравиться не только фанатам романа-первоисточника, но и тем, кто не знаком с книгой. Потому что сюда вложены не только деньги, но и душа. А если кому-то малым покажется то, что этот фильм про главную в мире любовь — любовь родительскую, то, пожалуйста, — есть эпичные баталии и гигантские черви.