Учить, чтобы заработать: зачем бизнес вкладывается в образование
В 2015 году 13% всех социальных инвестиций и грантов, выделенных крупными мировыми компаниями, приходились на образовательные проекты. Однако в ближайшие годы из-за пандемии, согласно прогнозам UNESCO, на рынке образования возникнет дефицит финансирования в размере $200 млрд, что ухудшит качество человеческого капитала — читай, кадров в целом. Поэтому глобальный бизнес сегодня как никогда заинтересован в обучении потенциальных сотрудников.
У Amazon есть несколько образовательных курсов для выпускников школ: на внутренней платформе компании Machine Learning University запущено 30 специализированных программ, компания объявила о намерении профинансировать 100 000 стипендиатов. Google также запустила собственную программу обучения IT-специалистов, которая стала самым популярным курсом на Coursera. Вслед за Apple и IBM компания планирует перестать требовать вузовский диплом от соискателей: четыре года в колледже будут заменены шестью месяцами обучения на корпоративных курсах Google. Стоимость — около $300, студент колледжа тратит такую сумму только на учебники.
«Школа должна готовить к жизни»: как устроено лучшее частное образование России
В России, согласно отчету РИА о проектах и программах, нацеленных на профессиональную работу с молодежью, сегодня существует более 60 проектов в сфере профориентации и работы с одаренной молодежью. Их операторами выступает или государство, или волонтеры и фонды, или бизнес, пока в основном крупный.
Например, МТС сотрудничает со многими ведущими российскими вузами. В Санкт-Петербургском университете ИТМО для студентов и выпускников компания запустила программу по разработке IT-решений в сетях связи пятого поколения. Технологические предприниматели, прошедшие обучение в ИТМО, могут стать резидентами московского Центра 5G «МТС» и получить гранты на разработку своих решений.
«Сегежа Групп» ведет профориентационные курсы для старшеклассников в Вологодской области по основам деревообработки и в Карелии по специализации «программирование». Группа компаний РТИ анонсировала факультативный курс по программированию, чтобы научить школьников основам Python. А «Акрон» плотно сотрудничает с новгородскими школами: выделяет средства на ремонт, закупает современное лабораторное оборудование для исследовательских целей. Благодаря этому школьники получают возможность участвовать в российских и региональных конкурсах и олимпиадах.
Выгода для всех: кто развивает инклюзивное образование в России
Бесплатная программа дополнительного профессионального образования для студентов региональных технических вузов есть у компании «Микрон»: студенты ведущих технических вузов могут выбрать курс «Микроэлектроника. 157 уровень» для проработки проектов в области интернета вещей и цифровизации производства. Обучение включает в себя не только теоретическую часть, но и углубленную практику на микроэлектронном производстве.
Почему бизнесу выгодно вкладываться в образование
Часть расходов на образовательные программы возмещает государство
Основоположниками подхода social impact bonds (SIB) – проектов социального воздействия – стали компании Великобритании. В России с конца 2019 года также действует эта модель привлечения частного капитала к финансированию образовательных и социальных инициатив — импакт-инвестирование. Его суть проста: по соглашению с властями инвестор обязуется за собственные средства достичь определенного социального эффекта в оговоренные сроки. Например, повысить успеваемость студентов на 10% за два года. Если за это время условие будет выполнено, государство вернет инвестиции и маржу. Получается, оно предоставляет субсидии не авансом, а по результату.
Один из первых образовательных проектов такого формата будет реализован в Костромской области, соглашение об этом подписали президент фонда «Система» Оксана Косаченко и зампред и член правления ВЭБ.РФ Светлана Ячевская. Благотворительный фонд оплатит образовательную программу, которая позволит ее студентам получить работу в одной из компаний корпорации в регионе. Также в работу школ внедрят профориентационную методику «Лифт в будущее». Если социальный эффект будет достигнут, бизнесу вернут из регионального бюджета 35 млн рублей.
Проектов, направленных на развитие образования, у корпораций много: совсем недавно получил признание в области устойчивого развития ЮНЕСКО проект «Норникеля» «Большая перемена». Еще один пример — образовательный комплекс «Точка будущего», его построят в Якутске благотворительный фонд «Новый дом» Альберта Авдоляна и генеральный директор «УК «ЭльгаУголь«» Александр Исаев (землю под строительство выделило правительство Якутии — Forbes Life). А школа «Летово» и частная инклюзивная бесплатная школа «Абсолют» уже успешно работают.
«Нам не нужны роботы»: миллиардер Вадим Мошкович рассказал, для кого он открыл школу «Летово»
Не нужно тратиться на переобучение
Сегодня компаниям приходится переучивать молодежь, так как государственные программы чаще всего не успевают за реалиями рынка. По оценке проректора по инновационной деятельности Томского государственного университета Алексея Белякова, превращение недавнего выпускника в компетентного сотрудника занимает минимум год. Поэтому бизнес стремится открывать базовые лаборатории в вузах, подключая выпускников к работе над актуальными проектами и повышая лояльность к бренду в молодежной среде.
Ozon, Wargaming, «Биннофарм», Технополис «Москва» приглашают на практику студентов вузов и потом предлагают работу самым талантливым. По словам руководителя группы развития стажерских программ Ozon Ольги Зверевой, от 65% до 85% стажеров остаются в компании на позициях младших специалистов, со временем становятся руководителями и уже сами набирают студентов на практику.
Формируется кадровый резерв
В будущем HR-службам не придется тратить средства на поиск и локализацию талантов. Участвуя в образовании потенциальных сотрудников, компания получает готовых специалистов, уже прошедших обучение на ее производственных мощностях. Что важно, такие программы позволяют привлечь новых студентов в не самые популярные вузы. Региональные предприятия часто сотрудничают с благотворительными фондами, школами и университетами для популяризации их отрасли. Потому что старшеклассники и студенты часто не знают, что агроном, инженер лесного хозяйства или инженер по внедрению — востребованные у них в регионе и хорошо оплачиваемые профессии.
Привычка учиться в пижаме: как частное образование заработало на пандемии
Социальная ответственность приносит дивиденды
По данным Euromonitor International, в 2021 году для бизнеса будет актуальна триада — прибыль, планета, люди, а пандемия сделала наиболее актуальным именно социальный аспект. Как поясняет директор по маркетингу и продажам международной стаффинговой группы Ancor Наталья Щербакова: «Бизнес становится социально ответственным и приносит ощутимую пользу обществу, что работает и на его HR-бренд. Кроме того, компании могут повысить собственную капитализацию за счет повышения интереса инвесторов и потребителей — следование принципам устойчивого развития все чаще становится актуальной повесткой для бизнеса». Действительно, согласно данным исследования Euromonitor International, около 70% специалистов считают, что потребители будут все больше беспокоиться об устойчивом развитии компании.