Жизнь — игра, а ты в ней просто функция: о чем комедия «Главный герой» с Райаном Рейнольдсом
Знакомьтесь — Гай (Guy), в российском дубляже просто Парень, потому что в переводе сохранить игру слов удается примерно никогда. Парень работает клерком в банке, который каждый день строго по расписанию грабят. Но это ничего, стрельба - в целом привычное явление в Свободном городе (буквально, Free City). Каждый день Парня похож на предыдущий: улыбнуться, поздороваться с золотой рыбкой в аквариуме, надеть одну из десятка голубых рубашек, взять кофе со сливками и двумя кусочками сахара, прийти на работу, перекинуться, лежа на полу во время грабежа, парой словечек с приятелем по имени Приятель.
Однажды все меняется: Парень видит девушку невероятной красоты, влюбляется и решает узнать, кто она. Эта встреча изменит его представления о мире. Потому что его мир — это онлайн-игра, девушка с ником MolotovGirl — ее завсегдатай, а Парень — всего лишь «непись». Так на геймерском сленге называют NPC, неигровых персонажей, которые выполняют роль реквизита, ресурса для поддержания иллюзии виртуального мира.
Что такое видеоигры? Легкий способ сбежать от неказистой реальности. Сел за компьютер, выбрал персонажа, созвучного с внутренним ребенком (вам нужно брутального байкера с гранатой, фигуристую японку с катаной или пушистого зайца с огнеметом?), — и как давай жить на полную катушку. Хочешь – стреляй, хочешь – води танк, круши, ломай, властвуй, завоевывай, ничего за это не будет. Иллюзия идеальной реальности, в которой ты можешь быть кем захочешь, — то, ради чего миллиарды игроков по всему миру ныряют в фантастические миры. В интеллектуальном аниме «Эксперименты Лейн» прозвучал интересный вопрос: что, если интернет (и онлайн-игры тоже) — рукотворный рай, который человек искал всю свою жизнь, место, в котором запросто может поселиться сам бог? В «Главном герое», как ни парадоксально идея звучит в контексте фильма от Disney, этот вопрос задается тоже, причем едва ли не в лоб, но ответ вас скорее развеселит, чем заставит задуматься.
Фильм Шона Леви (трилогия «Ночь в музее») проделывает удивительный фокус с ожиданиями зрителя. Это почти гегелевский дискурс о философии бытия индивидуума, но в оболочке бодрейшего фильма для семейного просмотра. Есть Парень — жизнерадостный, временами до тошноты, открытый миру персонаж, похожий одновременно на протагонистов «Лего. Фильма» и карпентеровского «Чужие среди нас», который спокойно живет, горя не видит, любви, следовательно, тоже. Да и зачем — его жизнь расписана по минутам (в данном случае, по скриптам). У Парня есть судьба, определенная набором функций. Но однажды он обретает сознание: набор харизматичного программного кода замечает, что мир вокруг него подчиняется определенным законам, которые некоторые могут нарушать. И понимает, что настало время для революции.
Честное «Удовольствие»: в прокат выходит фильм про порноиндустрию без нотаций и шок-контента
В таком замысловатом пересказе фильм запросто мог бы попасть в программу какого-нибудь Роттердамского кинофестиваля, где ценят эксперименты и ловушки для зрительского восприятия. Но «Главный герой» — массовая комедия, где Райан Рейнольдс напевает Fantasy Мэрайи Кэри (тоже, кстати, неслучайный выбор песни), Ченинг Татум появляется в уморительном камео, а Тайка Вайтити в роли максимально карикатурного злодея кривляется с таким изяществом, что хочется наложить мораторий на его дубляж в российском прокате.
Спустя почти 30 лет, со времен «Уличного бойца» 1994 года с Жан-Клодом Ван Даммом, когда кинематографисты тщетно пытались воспроизвести механики видеоигр на большом экране, у Шона Леви наконец получилось сделать это с блеском. Фильм наполнен легкостью, присущей лучшим образцам гейм-индустрии: в фантастический мир Free City погружаешься с головой, даже если никогда не был фанатом игр. Как и положено летнему блокбастеру, фильм богат на красивые спецэффекты: смотреть лучше в 3D, чтобы ощутить атмосферу веселого виртуального беспредела.
«Главный герой» предлагает по-новому взглянуть на сам феномен видеоигр, которые к 2021 году стали настолько навороченными, что способны запросто конкурировать с реальной жизнью по части увлекательности. Как минимум фильм поднимает тему: можно ли считать игры искусством и предметом интеллектуальной ценности, и дает однозначный ответ — да.
«Я создан для тебя»: можно ли полюбить идеального робота и стать с ним счастливой
Влюбившая в себя Парня MolotovGirl, в реальности программистка по имени Милли, «накачивает» своего персонажа вовсе не от праздности. Создатель Free City Антуан (его и играет Вайтити) украл программный код ее инновационного проекта и построил на нем свою империю. Название компании Антуана «Цунами» отсылает к гиганту игропромышленности, японской компании Konami, которая прославилась не только своими играми, но и конфликтами со своими же разработчиками. В 2015 году, например, из компании ушел ведущий геймдизайнер Хидео Кодзима из-за конфликта в компании: имя его дочерней фирмы убрали из рекламных материалов созданной им пятой части Metal Gear, в некотором роде присвоив его разработки. Из-за конфликта Konami закрыли разработку новой игры в другом знаменитом игросериале — Silent Hill, которую курировал Кодзима.
В роли такого «Кодзимы» в фильме выступает дуэт Милли и ее партнера Киза, тайно влюбленного в девушку: первая, будучи разработчиком-аутсайдером, пытается найти в игре следы их исходного авторского кода; второй же смирился, получил безыдейную, но неплохо оплачиваемую должность, и работает на Антуана. Через весь фильм проходит сквозной мотив сопротивления несправедливой системе корпоративных интересов: бунт Парня начинается с осознания себя как личности, его пример оказывается весьма заразительным, причем не только для «неписей», но и для реальных людей.
Наглядные параллели с реальным положением дел в геймдеве делают простой развлекательный фильм удивительно злободневным — в последнее время игровую индустрию потряхивает не меньше, чем Голливуд после ареста Вайнштейна. «Главный герой» — слегка показной, но удивительно здравый взгляд на изнанку рынка: он в доступной игровой форме демонстрирует, почему старая этика больших корпораций нуждается в пересмотре и большей ориентации на заботу о человеческом ресурсе.
«Дама в беде»: как женщины разрабатывают суперуспешные видеоигры, но все равно подвергаются травле
Параллель между рядовыми сотрудниками больших компаний, которые часто вынуждены жить, как люди-батарейки в «Матрице» и NPC в компьютерных мирах, зацикленных на выполнение ряда примитивных функций для поддержания иллюзии мира, очень изобретательна и в то же время достаточно проста, чтобы ее смог понять даже ребенок. Мораль фильма, хоть и стара как мир, чертовски свежа в наше время всеобщей погони за сверхприбылью — в конце концов, все решат любовь и дружба.