«Оскар» стоял между лавровым листом и молотым перцем: ушел из жизни режиссер Владимир Меньшов
Меньшов родился и рос в Баку в семье военного и, поразив родителей альтернативным выбором профессии, три раза провалил вступительные экзамены на актерский факультет в Школу-студию МХАТ. А когда наконец поступил, понял, что ошибся дверью, что это не вполне «его чашка чая». Занял место по другую сторону кинокамер — стильный высокий режиссер в кожанке — он стал одним из самых удачливых в своей профессии. Владимир Меньшов снял главные фильмы-антидепрессанты нескольких поколений советских и российских женщин: «Любовь и голуби» и «Москва слезам не верит». Как заметил кинокритик Денис Горелов, вся страна гадала, в какой электричке едет Баталов-Гоша.
Умер режиссер Владимир Меньшов
Снимая свои хиты, Меньшов шел наугад, не используя выверенных посекундно американских технологий массовых мелодрам. Но создал вневременные шедевры, вошедшие в мировую историю искусства. За киноленту «Москва слезам не верит» режиссер Владимир Меньшов в 1981 году получил «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».
Фильмы Меньшова вызывают привыкание, но гарантируют целебный эффект настоящего искусства. Срок годности — бессрочный.
Талантливый человек, впрочем, талантлив во всем. Его имя появлялось в титрах исполнителей главных ролей, и зрители, влюбившись в следователя угрозыска в аутентичной «Ликвидации» тотчас ему изменяли, стоило на экране появиться статному маршалу Жукову с ухмылкой в исполнении Меньшова. «А вы убеждайте меня, убеждайте!» — говорил он, потому что любил людей, коллег, даже критиков. «Сказать режиссеру, что фильм не удался, — это все равно что сказать человеку, что его ребенок недостаточно прекрасен», — говорил Меньшов. Он серьезно относился ко всему, но космическое обаяние на экране вызывало у зрителя улыбку. Эпизодическая роль нравственника Толстого в фильме «О чем говорят мужчины» — едва ли не самый смешной эпизод в комедии.
В начале 2000-х я пришла к Меньшову домой, чтобы взять интервью для одного глянцевого журнала. Народный артист РСФСР встретил меня в джинсах и видавшем виде фартуке: «Давайте на кухне, вам удобно? Я буду заодно картошечку жарить». Смеялись, болтали, картошка шипела на сковородке. «Как с «Оскаром» отношения? Помогает в работе?» — спросила тогда я. «Да ну, а вот готовить помогает: когда цыпленка тапака делаю, отличный пресс из него получается, корочка хрустит», — шутил Меньшов.
Он не лукавил. Золотая статуэтка возвышалась тут же, на полочке между банками с лавровым листом и молотым перцем. Про то, что его фильм «Москва слезам не верит» довел до слез прокаченных американских киноакадемиков, Владимир Валентинович узнал случайно, по телевизору из новостей. Первого апреля. Думаете, поверил? Вышло так, что в Лос-Анджелес на церемонию его не командировали. Железный занавес поднялся еще недостаточно высоко. Оказалось, для него куда важнее был занавес Театра им. Пушкина, где выходила на бис на поклон жена Вера Алентова.
«Только не спрашивайте, как все, ревновал ли я Веру к Баталову. Может, к Табакову ревновал и сцену эротическую именно поэтому из фильма вырезал», — смеялся Меньшов. А если серьезно, пара Алентова — Меньшов не давала поводов для таблоидов. Идеальная семья с обложки. Она такой и была. В какой-то момент Вера и Владимир развелись, но, как показала история, для того, чтобы потом снова пожениться и стать объектом восхищения и зависти коллег. Они 59 лет ходили за руку — друг с другом и с дочерью.
«Я дома чувствую себя очень хорошо, может, даже лучше, чем на съемочной площадке. Люблю валяться с книгой. Готовить люблю», — рассказывал Владимир Валентинович.
Настоящий, обаятельный, человечный. Поэтому и фильмы его настоящие. Так много теперь есть что пересмотреть, от «Розыгрыша» до «Елок». Берет за живое и крепко держит. Даже после ухода навсегда.