«Спрос на российский север намного выше, чем на юг»: в какую сторону движется мировой яхтенный рынок
— Вы уже более 20 лет занимаетесь яхтами. Как изменился этот рынок и ваши клиенты за эти годы?
— Мир очень изменился за эти 20 лет, и наш бизнес вместе с ним. Во-первых, заказчик стал более требовательным, он точно знает, что ему нужно. Растет уровень сервиса, а соответственно, и количество членов экипажа на борту. Если сравните яхты, которые были построены 20 лет тому назад, и современные, то увидите абсолютно разную логистику помещений. Сейчас клиенты отдают большие площади на яхтах под спа-центры, спортивные залы, пляжные клубы, летние кухни и большее количество кают. За последние годы очень снизился уровень шумов и вибраций на яхтах.
На карантине, но не взаперти: как в пандемию яхты стали и транспортом, и жильем для своих владельцев
— Кто основные покупатели яхт сегодня?
Если мы говорим о яхтах длиной 100 м и более, то это заказчики из России, Украины и Казахстана, где за те же 20 лет судовладельцев стало гораздо больше. Также это покупатели из Америки и с Ближнего Востока. Активно развивается Азиатский регион, там уже совершаются сделки более чем за $100 млн, но пока на вторичном рынке. Как правило, клиенты из России, Украины и Казахстана, а также с Ближнего Востока самые требовательные, они всегда хотят самое лучшее за минимальные средства. Это очень прогрессивные, увлекающиеся, я бы даже сказал, уникальные покупатели, которые смогли заработать состояние в достаточно тяжелых реалиях за короткое время, если сравнить их с американцами или европейцами. Это гениальные люди, которые четко знают, чего они хотят.
— И чего они хотят?
— Основное — это технические характеристики, непосредственно влияющие на качество жизни на борту, в первую очередь отсутствие вибраций и шумов. Во вторую — большое количество кают для сопровождающих лиц и персонала, большой фитнес-центр, пляжный клуб и спа. Третий важный момент — это автономность яхты. Стометровая яхта может в ноябре уйти на зимний сезон с европейской верфи и, не заходя в порты, вернуться уже только в мае. Также заказчики яхт более 100 м хотят быть мобильными, поэтому запрашивают лодку с вертолетной площадкой и большими тендерами.
— Что вы думаете о тренде на экспедиционные яхты, как La Datcha Олега Тинькова?
— У людей однозначно есть желание посетить труднодоступные места, для захода в которые нужно экспедиционное судно с определенным ice-классом и уровнем автономности. Такие путешествия останутся в памяти на всю жизнь. Уникальные места Антарктики, Дальний Восток и море Кортеса не сравнить с берегами Сардинии. Поэтому тренд есть, но это все равно специфическая история. Олег Тиньков — очень интересующийся жизнью человек. Он креативный, безумно талантливый и абсолютно гениальный. Это комбинация Илона Маска с Джеффом Безосом. Тиньков хочет узнать мир и получить уникальные эмоции, ему не интересны Мальдивы, его манит север и другие экстремальные локации. Таких клиентов, у которых огромной опыт и насмотренность, не так много. Но они всегда хотят чего-то нового. И экспедиционные суда отлично подходят для этих целей.
— Есть ли у вас запрос на подобные яхты?
— Мы сейчас работаем над созданием 120-метрового судна ледового класса «Арк 5», которое позволит и без ледокольной проводки проходить Северный морской путь в определенное время года и выдерживать серьезную жару. Потому что все кондиционеры и охлаждающие системы привязаны к температуре воды. Например, когда температура воды 0 градусов или выше 30, нужно специализированное оборудование. И это проект, который не зациклен только на северной погоде, это универсальное судно. На борту будут большой вертолет, подводная лодка, специализированные тендеры.
— Какие инновации в яхтенной индустрии сейчас главные, на ваш взгляд?
— На первом месте судовые пропульсивные системы. Классические дизельные решения уходят, появляются дизель-электрика, гибриды, водородные системы. Мы в ближайшие годы ожидаем какого-то переворота, абсолютно нового революционного подхода к двигателям. На втором — сами навигационные мостики, которые позволяют иметь интегрированные решения с пропульсивной установкой. На рынке судостроения сейчас идет объединение предприятий, которые производят пропульсию, с навигационными компаниями. На третьем месте — материалы, более легкие и долголетние. На четвертом — появление на борту остекления в больших объемах.
Свой путь: стоит ли держать яхту в России и у каких берегов ее пришвартовать
— Новые двигатели и материалы свидетельствуют о том, что яхтинг становится экологичнее?
— Да, но важно учитывать, что кораблестроение — более консервативная отрасль, чем автомобильная. Пока даже в прогрессивных странах нет глобальных запретов на использование судов с дизельными установками. Появляются постепенно отдельные локации,
куда нельзя заходить на яхте с определенным уровнем выбросов. Например, такие места есть в норвежских фьордах и во Французской Полинезии. Хорватия сейчас активно заявляет, что в ближайшее время там создадут «зеленый анклав». Но мне кажется, пока мало кто понимает, как спроектировать абсолютно экологичную яхту, хотя тренд на снижение выбросов и использование экологичных материалов, например лакокрасочного покрытия, которое не вредит океану и его обитателям, однозначно есть.
— Если растет спрос на экспедиционные яхты, появится ли больше клиентов, желающих совершить кругосветное путешествие?
— Есть такая практика. Например, сперва владелец яхты проводит лето полностью на Средиземноморье. Затем после осенней подготовки уходит в Карибский архипелаг. Дальше через Панамский канал уже идет на Галапагосы, в Южную Америку. Затем Бразилия и Венесуэла. Обходит Аляску. Следом Новая Зеландия, Австралия, Французская Полинезия, после которых он поднимается в Индонезию, Малайзию, Таиланд и Мальдивы. Проходит Суэцкий канал и заходит опять в Средиземное море. Это займет от года до полутора лет.
— Куда ходят большие яхты в России?
— У нас очень красивый север. Все, что от Питера наверх, — Ладожское озеро, Онежское, Белое море. Там сумасшедшие места. Они сопоставимы по красоте с севером Финляндии и Норвегии, просто нет фьордов. Еще есть Камчатка и Чукотка, где La Datcha проведет лето. Но важно помнить, что это север, а значит, очень короткий сезон — с июня до августа. При этом расстояния очень далекие. Но спрос на российский север намного выше, чем на юг.