Барный туризм: что такое коктейльная неделя и зачем ее проводят во всех крупных городах мира
Что такое коктейльная неделя
Коктейльная неделя — это пример мероприятия на стыке барной и межкультурной коммуникации, которое проводится в Лондоне, Париже, Сингапуре, Берлине, Брюсселе, Нью-Йорке и других крупных европейских, азиатских и американских городах. Это, с одной стороны, событие Business to Business, где читают лекции представители алкогольных брендов, лучшие бармены мира и основатели успешных барных команд и предприятий, чтобы поделиться опытом и навыками с коллегами по цеху. А с другой — мероприятие Business to Clients, доступное всем жителям города, которые хотят посетить гостевые смены бартендеров, попробовать напитки от заведений, расположенных в других странах, познакомиться с историей коктейлей и алкогольной культурой.
Уйти в подполье: существуют ли в Москве и Петербурге действительно секретные бары
В Санкт-Петербурге в частности и в России в целом коктейльная неделя пройдет в этом году впервые с 5 по 11 июля. Команда Follow the Rabbits (бар El Copitas, Tagliatella Caffé, ресторан мексиканской кухни Paloma Cantina, бренд водки Tselovalnik и мобильные проекты Margarita Express и 5 Stars Mixology), основанная Артемом Перуком, Игорем Зерновым и Николаем Киселевым, пыталась организовать Saint-Petersburg Cocktail Week еще в прошлом году, но даты события совпали с периодом самого строгого карантина и самоизоляции в Северной столице, поэтому мероприятие пришлось перенести на 2021-й.
Этим летом, несмотря на очередные ограничения, Saint-Petersburg Cocktail Week состоится. На данный момент в Санкт-Петербурге разрешено проводить культурные и зрелищные мероприятия как в помещениях, так и на открытом воздухе, если в них участвует не более 3000 человек. На коктейльной неделе ожидается около 300 гостей. Работа баров и ресторанов в городе сейчас ограничена только с 2:00 ночи до 6:00 утра. ПЦР-тесты и справки о вакцинации или перенесенном COVID-19 в Санкт-Петербурге не требуют ни при заселении в гостиницу, ни при посещении заведений общественного питания.
Раньше в Санкт-Петербурге проводили Moscow Bar Show — да, несмотря на название, это индустриальное мероприятие несколько лет проходило именно в Северной столице, но в 2021 году справедливость восторжествовала, и шоу все-таки возвращается на свою родину. Поэтому Санкт-Петербург мог остаться без барного шоу, но Cocktail Week восполнит этот пробел.
Подсели на коктейли: в пандемию в России сильнее всего выросли продажи джина, вермута и рома
«Главное преимущество коктейльной недели в том, что это мероприятие, сделанное бартендерами для бартендеров. То есть реально полезное и отвечающее на их запросы», — рассказывает Артем Перук. Он отмечает, что Россия — это огромная страна, где довольно тяжело объединить барное сообщество, чтобы в целом поднять уровень мастерства и гостеприимства и выйти на более высокий этап развития бартендинга. И подобные мероприятия способствуют развитию индустрии в целом.
В рамках коктейльной недели в Санкт-Петербурге пройдут двухдневный лекторий с международными спикерами, вечеринки открытия, закрытия и экватор, специальная барная премия, коктейльный киномарафон, дегустации напитков, первый в России женский благотворительный конкурс по скоростной миксологии Speed Rack и другие отраслевые мероприятия. В неделе участвуют 20 лучших баров (мы рекомендуем Xander, Imbibe, Made in China, Kompromiss, «Полторы Комнаты», «Такты» и «Цветочки») Санкт-Петербурга, где пройдут гостевые смены бартендеров. Перук считает, что лучшие бары и самые концептуальные заведения в России находятся в Санкт-Петербурге, поэтому проводить подобные мероприятия нужно именно в этом городе. «Коктейльную неделю в Москве устроить было бы легче и выгоднее. Но самые безумные люди и проекты находятся в Питере. Все наши заведения, за исключением филиала Paloma Cantina в Казани, тоже здесь. В нашей команде нет ни одного человека родом из Санкт-Петербурга, и, видимо, поэтому мы так сильно любим этого город».
FT рассказала о переходе людей на более дорогой и крепкий алкоголь во время пандемии
Основатели коктейльной недели называют мероприятие «подарком городу». «Мы планируем не просто устроить очередную пьянку в Санкт-Петербурге. Мы хотим, чтобы люди больше узнали о культуре города. Мы покажем им такие культовые места, как кинотеатр «Родина», «Дом Мод», книжный магазин «Подписные издания», лучшую местную пивоварню, проведем классическую экскурсию по городу на кораблике. И расскажем не только о коктейлях и работе бармена, но и о дизайне, продвижении, маркетинге в барной индустрии, чтобы люди осознали, насколько это огромная отрасль с большими возможностями», — объясняет Артем.
Зачем нужны подобные мероприятия
«На мой взгляд, есть два способа поднять отрасль. Либо мы можем ездить по городам и весям и рассказывать, как открывать бары, строить команду и мотивировать людей как владельцы лучшего и самого титулованного заведения в Восточной Европе. Либо мы можем вместе с барменами из всех городов страны сделать индустриальное мероприятие такого масштаба, чтобы весь мир сразу узнал о том, какие есть в России бартендеры и как мы можем круто работать. Пусть иностранцы приедут, увидят наши умения и старания, а потом тянутся к нашему уровню профессионализма и мастерства». Перук отмечает, что в России Санкт-Петербург часто называют барной столицей, но при этом в мировом масштабе никто не знает, как круто развита индустрия в нашей стране. И одна из главных задач команды — это показать барному сообществу, что El Copitas далеко не единственное заведение, заслуживающее попадания в список 50 лучших баров мира. Большинство представителей крупнейших международных брендов алкоголя вряд ли в ближайшем будущем доедут до Новосибирска, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и других городов, чтобы побывать в местных барах. Цель Saint-Petersburg Cocktail Week — собрать всех талантливых барменов и владельцев заведений в одном городе в одни даты.
С финансовой точки зрения этот проект на данный момент не является прибыльным для команды. Follow the Rabbits начали копить на проведение коктейльной недели еще два года назад, но часть средств ушли на поддержание проектов и сотрудников в период пандемии, когда бары и рестораны в Санкт-Петербурге были закрыты, и компания выживала исключительно благодаря доставке на базе проекта Paloma Cantina. При этом параллельно они строили бар Tagliatella и разрабатывали собственную водку Tselovalnik. Перук рассказал, что на деньги, потраченные на коктейльную неделю, они могли открыть новый бар, но решили сделать мероприятие, в рамках которого познакомятся с российскими барменами и рестораторами. «Прокачаем друг друга, поможем индустрии развиваться, наладим контакты — это важнее, чем еще одно заведение. Я называю это идеологическое и эмоциональное кросс-промо».
Перук прогнозирует, что первую прибыль от проведения Saint-Petersburg Cocktail Week команда увидит примерно через 5-7 лет. «Ни один из баров, участвующих в коктейльной неделе, не платит никакой взнос. Мы же, в свою очередь, на каждого зарубежного бармена, который приедет с лекцией или гостевой сменой, тратим около 500 000 рублей. От барных партнеров мы просим только информационную поддержку. Также спонсорами мероприятия выступают различные алкогольные компании, у которых иногда бывают весьма изощренные KPI и пожелания. Мы стараемся все их нивелировать и делать неделю в первую очередь для людей, а не для продвижения брендов». Среди международных звезд, которые приедут на мероприятия, есть такие бартендеры, как Никос Бакоулис из The Clumsies в Афинах, Эрик Лоренц, Реми Саваж и Мариан Беке из лондонских заведений Kwant, A Bar With Shapes For A Name и The Gibson Bar соответственно, Джимми Баррат из Zuma в Дубае и Энрике Уолтер Мейенберг Зарур из The Hanky Panky в Мехико.
Помимо международных барменов, на коктейльную неделю приедут журналисты из Сингапура, Мексики, Великобритании, США и других стран, которые пишут про барную индустрию, президент одного из главных барных конкурсов в мире Tales of the Cocktails Кэролин Розен, четыре представителя рейтинга «50 лучших баров мира», которые будут знакомиться с локальными бартендерами и пробовать их напитки. Также в Восточную Европу впервые согласились приехать организаторы Speed Rack — единственного женского благотворительного конкурса по скоростной миксологии, созданного 10 лет назад Айви Микс и Линнетт Марреро. В конкурсе примут участие восемь девушек-барменов из разных регионов России, которые будут на скорость смешивать напитки на вылет. Все деньги, собранные во время соревнования (каждый сможет сделать пожертвование любого объема во время Speed Rack), будут направлены в фонд помощи женщинам, столкнувшимся с раком груди. Благодаря конкурсу за 10 лет уже собрано более $1 млн для благотворительных организаций, поддерживающих исследования заболевания. «Мы четыре года уговаривали Айви Микс и Линнетт Марреро приехать в Россию. Они очень боялись работать с нашей страной. А мы мечтали, чтобы девушки увидели, что женщины могут быть крутыми барменами, что не нужно стесняться и бояться. Мы недавно открыли проект Tagliatella Caffé, где работают за баром только девушки. И мы бы хотели, чтобы таких проектов было больше, это же очень круто. Я уверен, что один только Speed Rack, который пройдет в рамках коктейльной недели в Питере, поможет барной индустрии в России выйти на новый уровень. Пусть максимально много людей забудут о том, что бары — это только для мужчин», — считает Перук.
В будущем, если коктейльная неделя в Санкт-Петербурге на протяжении нескольких лет будет пользоваться успехом, команда планирует запустить аналогичное мероприятие в Москве. «Нам очень нравится собирать талантливых и успешных людей вокруг себя, учиться у лучших, но, возможно, неделя не окажется таким уж нужным и важным событием для других представителей индустрии. Например, всемирно известная на данный момент премия и фестиваль Tales of the Cocktails стартовал 15 лет назад как экскурсия по барам Нового Орлеана для восьми человек. Крис Макмиллан и Дейл ДеГрофф, очень крутые барные деятели, позвали друзей на бар-хоппинг. Водили их по заведениям, угощали коктейлями и рассказывали про историю Нового Орлеана и напитков. 15 лет назад Tales of the Cocktails — это были восемь американцев в шортах и шлепанцах, которых никто не знал. Сейчас это самая известная премия, попасть на которую мечтает каждый амбициозный бармен в мире. Мы хотим быть примерно настолько же известными. Ну или даже стать еще круче и влиятельнее».