К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Даунсайклинг и апсайклинг: как собрать экологичный гардероб

Источник фото: Unsplash
Источник фото: Unsplash
Forbes Life рассказывает, как собрать полноценный и актуальный гардероб из экологичных вещей, чтобы позаботиться о природе

Проблемы экологии и перепроизводства диктуют тренд на осознанное потребление, которое также часто называют устойчивым, или медленным, во всех сферах жизни человека. Мода не исключение: эпоха еженедельных обновок уходит в прошлое. Бренды делают ставку на экологичные материалы, лимитированные дропы и технологичность, позволяющую вещам служить дольше.

Непоколебимые устои: как развивается мода с приставкой sustainable

Базовые рекомендации

Если говорить об устойчивом шопинге простым языком, то существует четыре способа внести вклад в развитие экологичной моды:

 
  1. Выбирайте экобренды, то есть приобретайте вещи с соответствующей маркировкой, следите за составом ткани;
  2. Начните носить винтажную одежду;
  3. Давайте одежде вторую жизнь: для этого есть апсайклинг, ресайклинг, даунсайклинг и фрисайклинг;
  4. Обращайтесь к цифровой моде, если вам регулярно нужен fashion-контент для блогов и соцсетей.

Покупать всегда вещи исключительно с маркировкой eco-friendly иногда бывает тяжело, хотя бы по той простой причине, что выбор устойчивой одежды пока сильно меньше. «Если вы понимаете, что не можете пока носить только экологичные бренды, помните простое правило капсульного гардероба — покупайте те вещи, которые действительно носите регулярно и которые легко сочетаются друг с другом. Это позволит оправдать вред от их производства. Например, если вы постоянно носите усыпанный пайетками топ из 100% полиэстера, это гораздо экологичнее, чем футболка из переработанного органического хлопка, которая будет уныло висеть в шкафу», — отмечает Оксана Костив, руководитель группы по корпоративной и социальной ответственности Lamoda.

Словарь медленной моды

Главная формула медленной моды состоит в том, чтобы покупать только нужное, носить одежду дольше двух сезонов, перешивать старые вещи или отдавать их на переработку. Если с первыми пунктами все более-менее ясно, то для разных типов переработки появился целый словарь понятий: апсайклинг, ресайклинг и даунсайклинг. Многие eco-friendly бренды внедряют разные подходы переработки в свое производство или даже делают главной частью своего уникального торгового предложения.

 

Уроки кройки и шитья: что такое upcycling и кто строит бизнес на вторичном производстве одежды

Апсайклинг — это творческая переработка старых вещей. Например, когда из джинсовой юбки устаревшего фасона делают сумку-шопер, панаму или какую-либо другую модную в текущем сезоне вещь. Или из осколков разбитой посуды собирают сережки или браслет, как это делает бренд «Шито-крыто». Апсайкл-бренды в качестве «сырья» используют нераспроданные вещи, обрезки ткани, одежду из секонд-хендов и специализированных организаций, занимающихся сбором ненужной одежды. Концепция апсайклинга лежит в основе брендов Go Authentic, Jeans Revision, DogRose, Ksenia Schnaider (линия Re-worked), Zero Waste Daniel, Bentgablenits, Eileen Fisher.

Удачный пример ресайклинга — ткань эконил из старых рыбацких сетей и других пластиковых отходов

Ресайклинг — тип переработки, при которой негодные для использования вещи проходят через специальное оборудование и становятся сырьем для новой вещи. Например, из переработанных пластиковых бутылок можно сделать пряжу. В отличие от апсайклинга, такой вид переработки не может длиться бесконечное количество раз: рано или поздно вещь все равно пойдет в утиль. Внести вклад в ресайклинг может каждый. Для этого нужно всего лишь раздельно сбирать мусор и грамотно утилизировать ненужные вещи. Удачный пример ресайклинга — ткань эконил из старых рыбацких сетей и других пластиковых отходов. Полиэстер из пластиковых бутылок, берегового мусора и прочих отходов используют в своих коллекциях бренды H&M, Kering, Patagonia, GANT, Melissa, Nike, adidas и Stella McCartney.

 

Даунсайклинг — это вид ресайклинга, который используют для тех материалов, которые невозможно переработать полностью. Обычно в их составе содержатся разные волокна, разделять которые тяжело и невыгодно. Такие вещи измельчаются и используются как набивка для курток, мебели, плюшевых игрушек, в материалах-утеплителях для ремонта. И важно понимать, что это односторонний процесс. Вернуть из набивки футболку будет невозможно. Даунсайклингом занимается фонд «Второе дыхание». Благодаря его деятельности текстиль и другие материалы, которые могли бы разлагаться порядка 200 лет, получают новую жизнь в модной одежде. Кстати, с этим фондом также работает маркетплейс Lamoda. «За полтора года сотрудничества мы дали вторую жизнь более 46 тоннам вещей и передали 113 168 единиц одежды и обуви на благотворительность», — сообщила Оксана Костив.

Мода на экологичность. Как уменьшить объем отходов при производстве одежды

Также очень распространена практика фрисайклинга — использование вещей, уже бывших в употреблении. Если на Западе винтажная мода весьма авторитетна (и охота на тот самый костюм Армани 1980 года добавит вам статуса в глазах знатоков), то в России фрисайклинг ассоциируется исключительно с заношенными, выцветшими футболками из секонд-хендов. На руку этому стереотипу играет и тот факт, что качественный винтаж — привилегия крупных городов. Первосортные материалы, добротный крой, идеальная посадка, стоимость, как у новой вещи масс-маркета, — чем не повод пополнить гардероб фирменной вещью, да еще и с историей? Когда идет тренд на отказ от меха и кожи даже среди люксовых брендов, найти кожаные сумку или плащ проблематично. Но не в случае фрисайклинга.

Как собрать экологичный гардероб

Чтобы соответствовать требованиям медленной моды, нужно приложить не так много усилий, как кажется на первый взгляд. Проще всего искать экологичные товары на сайтах маркетплейсов, которые поддерживают такие инициативы. Например, Farfetch, Lamoda и Asos.

Многие покупатели верят названиям «экокожа» или «экомех», хотя на самом деле это синтетика

Для тех, кто считает одежду отражением индивидуальности, хочет поддержать отечественного производителя и найти что-то уникальное и необычное, существуют небольшие локальные бренды и винтажные шоурумы. Рассказываем, где выбирать вещи, чтобы они служили долго, не теряли своей актуальности и не наносили вреда планете.

 

Верхняя одежда: шубы, куртки, пальто и плащи

Плохие новости: от классического атрибута русской женщины — роскошной шубы — последовательницам тренда на осознанное потребление придется отказаться. Стильные экошубы с длиной, фасоном и цветом на самый взыскательный вкус не вариант. «Многие покупатели верят названиям «экокожа» или «экомех», хотя на самом деле это синтетика, произведенная из продуктов нефтепереработки: по сути, обычный пластик, который разлагается сотни лет», — отмечает дизайнер Ольга Сказкина. Не в счет только норковая шубка из бабушкиных закромов или винтажного шоурума. И совесть чиста, и формальности соблюдены.

Что касается экологичных пуховиков, мы не нашли таких брендов у отечественного производителя. Все потому, что такие вещи требуют дорогой переработки и сильно вырастают в цене. Среди западных брендов пуховики, соответствующие sustainable-принципам, производят такие бренды, как Finisterre, Noize, Katharine Hamnett London и Ecoalf.

«Этичное» золото и постпотребительский хлопок: как мировые бренды становятся устойчивыми

 

Унисекс-куртки и жилеты, явно вдохновленные советскими ватниками, можно найти у бренда Vatnique по цене от 15000 рублей. При производстве одежды используются стоковые ткани, что подтверждает слоган марки «Sustainable. Genderless. Ironic».

Любителям качественного винтажа и фанатам тренчей Burberry, DKNY и Ralph Lauren стоит заглянуть в шоурум Total Vintage. Там можно найти неношеный плащ Burberry 1990-х годов всего за 20000 рублей, в то время как ценник его аналога в ЦУМе будет начинаться от 150 000 рублей. И это не предел: ассортимент регулярно обновляется, хорошие вещи разбирают как горячие пирожки.

Основа основ: платья, рубашки, юбки, брюки

Этот сегмент наиболее полно представлен в ассортименте российских eco-friendly брендов, поэтому проблем с поиском достойных стильных и качественных вариантов у нас не возникло.

 
Цена экологичных и перерабатываемых тканей сейчас дороже всего на 10-20% по сравнению с обычными

Современная интерпретация классических платьев и костюмов есть у бренда Olga Skazkina. Марка предлагает кэжуал-образы, одежду для офиса, наряды для беременных, а также вечерние и свадебные платья. Стоимость делового платья начинается от 9000 рублей, брючного костюма — от 12 000 рублей. Марка придерживается sustainable-принципов и с 2020 года стремится полностью отказаться от загрязняющих планету веществ при производстве. «Мой бренд всегда был этичным и социально-ответственным, у нас всегда было нормой уважительно относиться к человеческому труду, к природе, не использовать мех и кожу, создавать дизайн вне времени, шить качественные вещи, которые будут служить годами, заниматься благотворительностью. Но над многим надо еще работать», — отмечает основательница бренда Ольга Сказкина. Дизайнер регулярно рассказывает в своих соцсетях о последствиях несознательного потребления в модной индустрии для экологии и показывает изнанку своего бизнеса. «В процентном соотношении цена экологичных и перерабатываемых тканей сейчас дороже всего на 10-20% по сравнению с обычными, но зато производятся эти ткани без вреда для экологии. Для меня это очень важный фактор: пусть прибыль будет ниже, зато я буду знать, что мой бизнес не вредит природе», — говорит Ольга.

«Пластик у нас слишком демонизирован»: как бренды могут избавиться от избыточной упаковки

Еще один экоустойчивый бренд, где можно собрать чуть ли не все предметы гардероба, причем для всей семьи, — NNedre. Минимализм, комфорт и функциональность — вот ключевые качества петербургской марки. Такие вещи легко сочетаются между собой и соответствуют критериям базовых моделей, хоть и с определенной долей индивидуальности. Одежда бренда издается небольшими партиями, а детская линейка отшивается из остатков ткани коллекций для взрослых. Худи можно найти от 5500 рублей, платья-комбинации — от 7000 рублей.

Еще один питерский бренд Rishi создает интересные модели в духе раннего Марка Джейкобса, используя технику пэтчворка. Женственные корсеты от 5000 рублей, прямые брюки от 12 000 рублей, дутые куртки от 30 000 рублей — каждая из вещей в прямом смысле слова уникальна, потому что одежда Rishi шьется из бывшего в использовании денима и трикотажа.

 

Дизайнер бренда «Тея» Катя Голубятникова долгое время работала стилистом, прежде чем запустить свою марку. Ее подход к моде не только экологичен, но и индивидуален: кроме того, что вещи создаются вручную из натуральных тканей, каждую модель отшивают по индивидуальным меркам клиента. Миди-юбка обойдется в 4200 рублей, двубортный льняной жакет — 6300 рублей.

Вика Газинская, чье имя уже успело прогреметь на весь мир, не останавливается на достигнутом. В сентябре 2020 года дизайнер запустила новый проект — Vika 2.0. Бренд продолжит следовать принципам устойчивого развития, но будет предлагать базовые вещи по сравнительно доступным ценам. Платье-миди из переработанного хлопка обойдется в 36 290 рублей, брюки свободного кроя — от 17 000 рублей. Отказ от натурального меха и кожи, использование тенсела, лиоцелла и экохлопка, а также тканей из переработанного пластика, полиэстера и морского мусора — это далеко не полный перечень всех sustainable-инноваций, которые бренд внедряет в свое производство.

30 самых экологичных компаний России. Рейтинг Forbes

Стильные брюки с отличной посадкой от 7000 рублей создает бренд Mira Fedotova. Коллекции отшиваются из экологически чистых тканей: лиоцелла, экохлопка, волокон крапивы, а также остатков тканей от коллекций итальянских модных домов. Дизайнер Мирослава Федотова заверяет, что на все вещи бренда покупатель получает пожизненную гарантию, так что если на брюках сломается молния, вещь всегда можно отправить в цех на бесплатный ремонт. Если клиенту надоест дизайн, он всегда может сдать одежду на апсайклинг.

 

Футболки от 3500 рублей, рубашки от 4500 рублей, лонгсливы от 3000 рублей из кукурузы, конопли, крапивы, льна, тенсела и хлопка — незаменимые детали экоустойчивого гардероба. Особенно если они созданы брендом Petrichor, который в 2020 году получил престижную премию в сфере экологии Live Organic Awards. Марка также известна органической косметикой и коллекцией ароматов.

Платья с рюшами, американские хипповые джинсы 1960-х годов, вязаные костюмы неизвестного автора и кожаные казаки со вздернутыми носами — коллекция винтажной одежды модного пространства Bon Appartement собирается со всего мира для тонких ценителей моды как искусства. Здесь в первую очередь смотрят не на марку (хотя лодочки Dior найти все же удалось), а на концептуальность и стиль модели, поэтому все вещи отлично сочетаются между собой. Несколько кронштейнов занимает верхняя одежда: осенние пальто из добротной шерсти и даже шубы. Средняя стоимость зависит от индивидуальных характеристик вещи. Обратите внимание на картины современных художников, которыми украшены стены шоурумов. При желании их можно также приобрести.

Важные детали: сумки, обувь, аксессуары, белье и купальники

Как и в случае с шубами, специализирующиеся на «коже» устойчивые бренды обуви и сумок найти трудно. Тем более когда речь идет о строгих и классических аксессуарах и ботинках. Вполне вероятно, в будущем мода пересмотрит свои представления о канонах делового стиля или предложит необычные решения вроде тех, которые реализовал бренд сумок Yes-Idea. Он занимается изготовлением клатчей, фермуаров и шоперов из крафтовой бумаги (можно найти варианты от 1000 рублей), которую можно стирать. Классический дизайн сумок вполне позволяет носить их под костюмы и платья.

 
Апсайклинг может быть красивым, удобным и экономически оправданным

Милые поясные и кросс-боди сумки от 2700 рублей, удобные рюкзаки от 5700 рублей, шоперы от 2200 рублей, несессеры от 1500 рублей из качественного денима выпускает апсайкл-бренд Jeans Revision. Покупатель также может оформить индивидуальный заказ на изготовление юбки, жилета, платья или же необычной сумки с более сложным, чем в стандартной линейке, дизайном.

Еще один интересный апсайкл-бренд «Кофесумка» предлагает чуть ли не все виды сумок из кофейных мешков — стоимость начинается от 900 рублей. Идея создать бренд и использовать такое необычное сырье пришла на ум Анне Кислициной прямо в кафе, когда туда доставляли кофе в ярко раскрашенных джутовых мешках. Она выяснила, что после использования упаковку выбрасывают, и решила исправлять ситуацию: «Тут сошлось все: мой интерес к вторичному использованию материалов, любовь к необычным аксессуарам, к творчеству и давнее желание доказать, что апсайкл может быть красивым, удобным и экономически оправданным».

Устойчивое развитие: что это такое и в чем его значимость

Российские марки белья и купальников также внедряют принципы устойчивости в свой бизнес. Пионерами этого направления являются бренды Ozero Swimwear и Corporelle. А такие нишевые устойчивые бренды, как Hedonism Girls, подтверждают, что курс на медленную моду не временное явление, что даже маски для сна могут быть необычными, качественными и экологичными. Дизайнер бренда Ольга Николаева отмечает: «Я думаю, что экологичность и устойчивость — это не ограничения, а возможность быть более креативным, гибким и создавать продукт со смыслом».

 

Внушительную коллекцию инстаграмных клипс 1970-х годов Chanel, Dior, Versace и других крупных брендов стоит искать в винтажных шоурумах Mix and Match Vintage и Vintage Heritage. Любители дорогой бижутерии с историей и именем гарантированно не смогут уйти без покупки. Также в Mix and Match при должном везении вы найдете очень редкие и очень ценные модели одежды: продавцы заверяли, что в их коллекции был костюм Prada, аналог которого выставляется в The Metropolitan Museum of Art. Что касается Vintage Heritage, шоурум примечателен милым французским интерьером, неплохой коллекцией шейных платков, сумок и костюмов именитых марок.

С любовью к природе: 5 российских экобрендов одежды, созданных женщинами

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+