Русский Гамлет побил $1 млн: на торгах русского искусства — четыре мировых рекорда
На аукционе Christie’s «Портрет императора Павла I» Дмитрия Левицкого ушел за £862 500, «Невидимый град Китеж» Константина Горбатова за £525 000, «Натюрморт с розами, анемонами и хризантемами в китайской вазе» Сергея Чехонина за £275 000 и «Шесть композиций из серии Appearances» Дмитрия Пригова за £22 500.
Портрет Павла I работы Левицкого шел на русских торгах третьим лотом с эстимейтом £700-900 000. Когда ставка единственного биддера достигла нижней планки эстимейта, акционист ударила молотком — считаных секунд оказалось достаточно, чтобы установить новый мировой рекорд на живопись Дмитрия Левицкого, которого Александр Бенуа называл первым изумительным русским художником. Новый мировой рекорд цены за работу Левицкого, когда-либо проданную на аукционе, составил £862 500 ($1,3 млн) — суммарная цена продажи и комиссии аукциона.
Предыдущий рекорд на работу Левицкого продержался меньше года: 1 декабря 2020 года на русских торгах Sotheby’s «Портрет графа Ильи Андреевича Безбородко» был продан за £438 500.
Торги без сабельных атак: что происходит на рынке Фаберже
Бенуа признавал Левицкого первым русским мастером-живописцем, сумевшим преодолеть порог технического мастерства и добившегося психологической нюансировки в портретах своих моделей. Игорь Грабарь писал о таланте Левицкого-портретиста: «В передаче интимного, неуловимого очарования лица, не блещущего красотой, не выделяющегося оригинальностью, в изображении простого, среднего, незаметного лица — соперников он не знал».
«Если мы изучим все музеи и дворцы Европы, пересмотрим все, что было сделано за вторую половину XVII столетия, и затем взглянем на произведения Левицкого, то принуждены будем создаться, что в них лучшим, вернейшим образом отразилось это слегка усталое, помешанное на утонченности и в то же в время жаждущее простоты время», — писал Александр Бенуа в «Истории русской живописи в XIX веке».
«Портрет Павла I», ставший сенсацией русских торгов, относится к поздним работам художника. Император, за сходство судеб прозванный Русским Гамлетом, изображен Левицким с характерной подвижностью внутреннего состояния, глубоким психологизмом, будто предчувствующим свой трагический конец.
Самые дорогие произведения русского искусства, проданные на торгах Christie’s за 50 лет
В официальную историю искусства портрет ввел Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII-XIX веков Государственного Русского музея, впервые включив его в экспозицию выставки «Смолянки» Дмитрия Левицкого. К 275-летию со дня рождения художника» в 2010 году.
«Портрет не подписан художником, но без сомнения это работа Левицкого», — рассказал Forbes Life Григорий Голдовский. Специалисты Русского музея впервые увидели «Портрет императора Павла Первого» в середине 2000-х, когда владелец работы, австрийский коллекционер российского происхождения предложил музею купить портрет. Цена вопроса составила $1 млн. Музей провел тщательную экспертную проверку. «Результаты исследования подтвердили авторство Левицкого: авторские переделки на нижележащем слое, характерная фактура, подвижный мазок. Это редкая поздняя вещь Левицкого 1790-х годов замечательной сохранности. В отличие от гатчинской серии портретов великих княжон и владимирских кавалеров, которую художник начал в 1803 году, почти слепой, в портрете Павла, как мы выяснили в результате многочисленных лабораторных анализов и макросъемки, нет «второй руки», — рассказывает Голдовский. Обращение музея в министерство культуры оказалось безрезультатным, — денег на покупку портрета не выделили. Но в 2010 году, при подготовке юбилейной выставки Левицкого, владелец картины предоставил ее музею, оплатив за свой счет доставку и страховку работы. По окончании выставки на последующие десять лет работа исчезла из поля зрения сотрудников Русского музея.
Как указано в провенансе Christie’s, портрет Павла I происходит из фамильного собрания Голицыных. Холст украшал стены римской квартиры княгини Ирен Голицыной (1918-2006), знаменитого модельера, изобретателя «дворцовых пижам», которые носили Одри Хэпберн и Джеки Кеннеди. Ирен Голицына вместе с матерью Ниной, бежав из России после революции, поселились в Риме, на вилле родственников – полковника Андрея Квитки-Основьяненко и его жены Веры. Квитка обладал обширной коллекцией живописи и фарфора. В 1921 году большая часть имущества с виллы Квитка была распродана, однако после кончины Веры Квитка княгиня Нина и княгиня Ирен унаследовали некоторое имущество, включая и портрет Павла I. В 1972 году княгиня Ирен со своим мужем Сильвио Медичи де Менезешем поселилась на римской виа По, ее квартиру украшала коллекция предметов искусства и антиквариата. Портрет Павла оставался в собственности княгини Голицыной до конца 1980-х годов.
Расставшись с надеждой получить портрет работы Левицкого в свое собрание, сотрудники Русского музея тем не менее рассчитывают, что новый владелец работы не лишит ее выставочной истории.
Три других мировых рекорда цен на русское искусство, установленных на аукционе Christie’s: «Невидимый град Китеж» Константина Горбатова за £525 000, «Натюрморт с розами, анемонами и хризантемами в китайской вазе» Сергея Чехонина за £275 000 и «Шесть композиций из серии Appearances» Дмитрия Пригова за £22 500.
Миллионные продажи: 20 самых дорогих современных художников России
Миллионные продажи: 20 самых дорогих современных художников России