Эротическое драмеди: стоит ли смотреть новый российский сериал «Клиника счастья»
«Клиника счастья» Алены Липницкой (Дарья Мороз) — эндокринолога, сексолога и андролога — место, куда обращаются за помощью люди, столкнувшиеся с проблемами сексуального характера. У Липницкой есть команда врачей-профессионалов (от гинеколога до психолога), уверенность в том, что любую проблему можно поправить гормонами, и большие амбиции по спасению людей от несчастья. Личная жизнь доктора наук тоже кажется идеальной — до тех пор, пока не оказывается, что все далеко не безоблачно, в здоровом теле не обязательно здоровый дух, а гормоны — не панацея.
Создатели сериала (авторы идеи Игорь Мишин и Елена Мишина) позиционируют его как откровенный и честный разговор о сексе, Sex Education — но для взрослых и с фокусом на матери главного героя (героини Джиллиан Андерсон и Мороз примерно одного возраста). Магистральной линией сериала являются личные проблемы Липницкой: с мужем, сыном, коллегами и бизнесом.
Каждая серия посвящена отдельным случаям из врачебной практики клиники, которые, как утверждают создатели, основаны на реальных медицинских историях. С каждым новым пациентом (среди которых есть и сенаторы, и актеры, хотя мечта самой Липницкой — помогать «простым людям») команда клиники пытается вместе докопаться до сути проблемы и найти лучшее решение.
«Мы научились снимать секс, но в этом сериале мы бы хотели о нем поговорить», — сказала на премьере креативный продюсер проекта Наталья Исакова. Действительно, на российском телевидении секса перестали стесняться еще несколько лет назад — взять хотя бы «Измены» Вадима Перельмана или другой нашумевший проект ТНТ «Сладкая жизнь». В последнее же время (в том числе в связи с развитием стриминговых платформ, не обремененных цензурой) откровенных сериалов стало появляться еще больше. More.tv снимают «Чики» о жизни проституток, недавно там вышел Happy End — драма о вебкам-бизнесе.
Порно как способ поговорить о важном: зачем смотреть сериал Happy End о вебкам-бизнесе
Принципиальная позиция авторов «Клиники счастья» видится именно в акценте на разговор. В России об «этом» не принято и стыдно говорить не только на публике, но и с близкими, а в русском языке вообще мало (по сравнению с тем же английским) слов для выражения своих желаний, обозначения различных сексуальных практик и в принципе обсуждения секса и отношений. Даже названия половых органов существуют либо в медицинском контексте, либо как нецензурная лексика.
Честности и откровенности в этом плане «Клинике» хватает — это касается и речи, и поднимаемых, зачастую табуированных тем (хотя иногда они затрагиваются довольно поверхностно, но спасибо, что затрагиваются вообще). Тут есть и разные аспекты секса как процесса (от женского оргазма до анальных пробок), и отказ женщины быть пристыженной за аборт, и ЛГБТ-линии. Важной темой становится сексуальность зрелости: «Старость отменяется!» — провозгласил на премьере Игорь Мишин. Главной героине исполняется 50 лет (здесь, впрочем, удивляет выбор на эту роль 37-летней Мороз), но секс из ее жизни не только не исчезает, но и, судя по трейлеру, только набирает обороты.
В художественном плане «Клиника счастья» не удивляет. Яркая, красочная картинка, бодрый ритм, попсовая музыка — ничего необычного и нетипичного зритель не увидит. Легко узнаваемая Москва в пределах Третьего кольца, ее обеспеченные жители — с одной стороны, стереотипные гопники из Долгопрудного — с другой. Подружка главной героини в исполнении Анны Уколовой и вовсе будто существует на рубеже девяностых и нулевых. Но тем интереснее смотрится попытка вписать в это традиционное экранное пространство то, что ему обычно не свойственно, — точно так же, как пытается это сделать героиня Мороз, посещая ток-шоу формата программы «Здоровье» Елены Малышевой с целью донести свои непопулярные мысли до широкой аудитории.
«Глубже!» — история о том, как Александр Паль «глубокое русское порно» снимал
В стране, где сексуальным образованием занимаются в основном секс-блогеры и редкие узконаправленные издания, создатели «Клиники счастья» берутся за трудную задачу: попытку нормализовать в массовой культуре разговоры о сексе, вывести на экран новый дискурс, который в русском языке только начинает формироваться. И слоган сериала «Этим надо заниматься» относится, кажется, не столько к сексу, сколько к разговорам о нем.