К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Влияет на выручку и имидж: зачем компаниям развивать корпоративное волонтерство

Фото Getty Images
Фото Getty Images
По данным опросов, каждый четвертый россиянин готов стать волонтером, но только 15% участвуют в добровольческих проектах. Как бизнес может вовлекать людей в волонтерство и какую пользу это может принести самим компаниям, рассказывает председатель Совета Форума доноров Станислав Каспаров

Пандемия стала мощным толчком для развития волонтерства в России. Люди, откликнувшиеся на глобальную проблему и начавшие свою добровольческую деятельность год назад, продолжают участвовать в новых проектах, не связанных с пандемией. Развитие волонтерства в стране поддерживают государство и бизнес. Какие результаты эти инвестиции приносят компаниям и чем компании могут помочь в формировании волонтерства как отрасли в России, объясняет Станислав Каспаров, директор обеспечения поддержки бизнеса в регионах присутствия «Сибура», председатель Совета Форума доноров и руководитель комиссии по развитию корпоративной ответственности и социального предпринимательства при Торгово-Промышленной палате РФ.

Сколько в России волонтеров? 

Волонтерство в отличие от благотворительности — хорошо знакомая на постсоветском пространстве форма гражданской активности. В нашей стране богатая традиция добровольчества. Тимуровцы, субботники, подшефные организации — многое из советского наследия трансформировалось в современные проекты. Правда, по количеству волонтеров нам есть куда стремиться. Если в Германии в волонтерские проекты вовлечено более 40% граждан, а в Швеции в них участвует половина населения, то, по разным данным, в России — от 1% до 15%. Однако интерес к волонтерству растет. Повлияло на это два события — Олимпиада в Сочи и пандемия. По данным Ассоциации волонтерских центров, если семь лет назад волонтерами себя считали только 3% россиян, сегодня к ним себя причисляют 15%.

Наиболее распространенная мотивация среди лидеров и энтузиастов социальной сферы — это эмпатия

В волонтеры люди идут с разными мотивами. По данным исследования центра «СОЛь», БФ «Друзья» и Московской школы управления «Сколково», наиболее распространенная мотивация среди лидеров и энтузиастов социальной сферы — это эмпатия, восприятие проблемы как своей собственной, а также внимание к среде, в которой они живут. Также люди становятся волонтерами, чтобы самореализоваться и изменить мир к лучшему, ощутить сопричастность с важными для себя группами или организациями и просто примкнуть к модному движению.

 

Тратят карманные деньги на благотворительность: как тинейджеры и студенты становятся филантропами

Государство поддерживает развитие движения: в 2014 году была организована Ассоциация волонтерских центров — крупнейшая добровольческая организация в России. Она объединила более миллиона россиян и 130 организаций по всей стране. Бизнес также активно инвестирует в волонтерские проекты своих сотрудников и жителей в регионах присутствия компаний. По данным ВЦИОМ, у 70% опрошенных российских компаний уже имеются программы корпоративного волонтерства, половина из них стартовала более 10 лет назад. 37% реализуют такие программы на постоянной основе. В числе основных направлений: помощь детям и взрослым (сиротам, бездомным, инвалидам) — 48%, экологические проекты — 33%, благоустройство территорий — 21%, образовательная деятельность — 21%.

 

Зачем волонтерство бизнесу?

Компании занимаются волонтерством в первую очередь, чтобы принести пользу обществу — так отвечают 44% представителей бизнеса, опрошенных ВЦИОМ. 15% делают это для улучшения имиджа и еще столько же — по инициативе сотрудников.

При этом «польза обществу» не абстрактна, а выражается в конкретных показателях эффективности. Волонтеры вносят значимый вклад в социально-экономическое развитие страны и своего региона (по оценке ООН, в 2018 году общий вклад волонтеров в мировой ВВП оценивался в 2,4%). Волонтерство развивает гражданское общество — люди объединяются для решения общих задач в сообщества и некоммерческие организации.

В компаниях с высоким уровнем вовлеченности персонала выручка на одного сотрудника на 26% выше, общая прибыль для акционеров — выше на 13%

Помимо этого, оно помогает бизнесу эффективно решать HR-задачи. По данным исследований Deloitte и международного агентства Realized Worth, добровольчество улучшает климат в организации, укрепляет корпоративную культуру, повышает лояльность и вовлеченность сотрудников. А вовлеченность, в свою очередь, влияет на экономические показатели бизнеса: по данным исследования международной консалтинговой компании Watson Wyatt Worldwide, в компаниях с высоким уровнем вовлеченности персонала выручка на одного сотрудника на 26% выше, общая прибыль для акционеров — выше на 13%.

 

Как Coca-Cola, Netflix и другие гиганты занимаются благотворительностью: главные тренды КСО в мире и России

Для сотрудников волонтерство — это способ самосовершенствования и самореализации. Участие в социальных проектах развивает навыки и опыт, укрепляет горизонтальные связи. В KFC провели исследование добровольчества и его влияния на свой бизнес и пришли к выводу, что корпоративные волонтеры демонстрируют большую по сравнению с остальными сотрудниками производительность труда.

Кому помогает бизнес?

Волонтерские программы реализуют многие ведущие корпорации мира. Microsoft недавно запустила кампанию Collective Project, помогающую студентам-волонтерам осуществлять социально значимые проекты. Первым, получившим помощь, стал стартап по разработке недорогих бионических протезов.

В компании Coca-Cola каждый работник может выбрать наиболее близкий для себя формат волонтерства: от экоинициатив до донорства. Ежегодная кульминация социальной программы Coca-Cola — «Рождественский караван», собирающий волонтеров для организации инклюзивного праздника, адресованного подросткам с разными возможностями.

Day of Service — день, когда офисы компании закрываются, чтобы сотрудники могли помочь местным сообществам

Распространенная зарубежная практика  — сотрудничество с партнерами — НКО и благотворительными фондами, которые выступают  в роли экспертов и координаторов волонтерских программ. Так, Samsung Electronics America ежегодно проводит Day of Service. В этот день офисы компании закрываются, чтобы сотрудники могли помочь местным сообществам, участвуя в работе некоммерческих организаций.

 

Фонд BMW и Taproot Foundation создали проект Global Pro Bono Network, связывающий компании, готовые предоставлять pro bono услуги, с организациями социального сектора, которые иначе не могут получить к ним доступ. Сегодня в проекте участвует 57 организаций из 34 стран.

Бизнес и благотворительность: Дапкунайте, Алешковский, Хаматова, Яновский и другие представители НКО и бизнеса за круглым столом Forbes Life

Российский бизнес также активно развивает корпоративное волонтерство. Многие компании проводят конкурсы волонтерских проектов для своих сотрудников по образцу грантовых конкуров социальных проектов. Такую инициативу реализуют Сбербанк, «Газпром нефть», «Русал», ОМК и другие. Они поддерживают инициативы по помощи социально незащищенным людям, экологические и культурные инициативы, образовательные и спортивные программы, проекты городского развития. В ряде компаний волонтеры могут принимать участие не только в корпоративных, но и в государственных крупных мероприятиях: такую возможность, например, предоставляет РЖД.

В «Сибуре» программа корпоративного волонтерства «Люди, меняющие мир» — важная составляющая стратегии по формированию активных городских сообществ. С 2020 года в компании появились послы волонтерского движения. Этот статус предоставляет возможность реализовывать собственные инициативы, развивать личную экспертизу в сфере социального проектирования, участвовать в тематических федеральных мероприятиях.

 

Волонтерство как отрасль: что делать

Пока число россиян, принимающих участие в волонтерских проектах — маленькое для развитой страны. Волонтерство в России должно стать отраслью. Чтобы лучше разобраться в этой ситуации, «Сибур» вместе с экспертами организовал дискуссию в Clubhouse о развитии волонтерства в России.

Профессионально управлять 

Основатель проекта PHILIN (Philanthropy Infrastructure) и совладелец компании Philgood Рубен Варданян в дискуссии отметил: «В России готовность помогать и отдавать очень велика, хотя средства у многих достаточно скромные, поэтому работа сотен тысяч людей в качестве волонтеров очень ценна. В то же время проблема сегодняшнего волонтерства в том, что, если человек делает что-то бесплатно, он может делать это по остаточному принципу, не заботясь должным образом о сроках или качестве своей работы. Получается, что фонды, с одной стороны, получают необходимую им помощь бесплатно, а с другой — остаются не удовлетворены ее результатами. Для правильной организации работы волонтеров необходимы инвестиции, управленческий опыт и профессиональный системный подход. Между теми, кому нужна помощь, и теми, кто готов ее предоставить, должен быть своего рода контракт, который бы детально описывал правила взаимодействия сторон: что они получают, какую ответственность несут друг перед другом и как оценивают результаты».

Варданян надеется, что постепенно ситуация изменится к лучшему, в том числе благодаря Центру управления благосостоянием и филантропии Московской школы управления «Сколково» и проекту Philin Philgood, чья задача — обучать, растить как сами организации и их лидеров, так и доноров.

 

«На эти ощущения подсаживаешься»: зачем российские бизнесмены работают волонтерами в ковид-больницах

Информировать и работать с мотивацией

Один из основных вызовов сегодня — это недостаток у людей информации и понятного механизма участия. По данным Ассоциации волонтерских центров, каждый четвертый россиянин готов стать волонтером, но не знает как. Сопредседатель попечительского совета фонда помощи хосписам «Вера», актриса Ингеборга Дапкунайте полагает, что решать эту задачу нужно начиная со школы: «В России благотворительность — сравнительно молодое явление. Поэтому было бы круто, если бы мы могли объяснять, что такое благотворительность, начиная с детства. Школа вместе с родителями могла бы давать практики помогающего поведения и, таким образом, развивать у детей мотивацию помогать на основе эмпатии и альтруизма».

Для некоммерческих организаций, по мнению Ингеборги, важна прозрачность работы и образование своей аудитории: «Мы увидели, что освещение своей работы и просвещение людей — это путь к развитию волонтерства. Причина, по которой люди занимаются волонтерством, меняется по ходу того, как они подключаются».

 

По мнению попечителя Фонда профилактики рака и «Дети-бабочки», писателя Александра Цыпкина, важно не отталкивать людей, которые идут в волонтерство, потому что это модно или потому что это возможность нетворкинга. Главное, что их деятельность принесет пользу нуждающимся, поэтому нужно создавать модели волонтерства, учитывающие их потребности: «Нужны волонтеры, которые ищут в организации социальный лифт и преследуют свои персональные цели. Объекту помощи не важна мотивация благотворителя. Человеку, нуждающемуся в помощи, не важно, пожертвовал ли ему деньги на операцию человек со своими «эгоистическими» целями или высокодуховными мотивами».

Вовлекать все группы населения

Учет потребностей при разработке волонтерских проектов позволяет решать проблему неравноценного участия в них людей разных возрастов. Первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев отметил в дискуссии: «Развитие системного подхода к работе с молодежью стало возможным после проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Профессиональные молодые добровольцы изменили восприятие добровольчества и способствовали вовлечению в это движение многих представителей юношества». А вот представители старшего и среднего поколения пока вовлечены хуже. Также есть дисбаланс между волонтерством в Москве и регионах, крупных городах и мелких поселениях.

Камнем преткновения для многих остается вопрос о поощрении добровольцев — моральном или материальном. Некоторые волонтеры признались, что были бы не против каких-то моральных стимулов — например, встреч со значимыми для них людьми или участия в интересных мероприятиях.

 

Операторы добра: кто руководит крупнейшими частными благотворительными фондами России

Бизнес в помощь

Должна ли отрасль развиваться органически, или ее должен кто-то двигать? Кто должен стать таким лидером? Эти вопросы пока открыты. Но бизнес уже может внести значимый вклад в развитие волонтерства на уровне страны.

Основные точки роста добровольчества в России — рост управленческих компетенций, работа с мотивацией и обучение, оценка результативности их работы — давно осваиваются бизнесом в ходе реализации программ социальных инвестиций. Поэтому, кроме понятного финансового вклада в благотворительность, миссия бизнеса состоит в обучении людей и передаче накопленной базы знаний всем участникам волонтерского движения: активистам, НКО, представителям местной власти.

Вторая важная миссия бизнеса — развитие диалога и взаимодействия как между компаниями (на это направлена в том числе и работа Национального совета по корпоративному волонтерству), так и между властью, бизнесом и обществом. Этот диалог позволяет делиться лучшими практиками, вырабатывать общие стандарты работы с волонтерами, масштабировать проекты, увеличивая их результативность. Опыт пандемии принес множество примеров эффективных социальных проектов, реализованных компаниями в коллаборациях, и убедительно доказал, что решать сложные социальные задачи лучше в партнерстве власти, бизнеса и общества.

 

20 лучших благотворительных фондов российских бизнесменов. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+