К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Культура браконьеров: как фанфикшен из «бессюжетного порно» становится инструментом обучения

Кадр из фильма «Пятьдесят оттенков серого»
Кадр из фильма «Пятьдесят оттенков серого»
Долгое время фанфикшен противопоставляли настоящей, высокой литературе, называли «графоманией» и «бессюжетным порно», но за последние годы ему удалось выйти за пределы маргинальной субкультуры. Сегодня написание фанфиков используют как инструмент развития воображения, писательских навыков и грамотности у детей и подростков, а сам фанфикшен помогает в самообразовании и даже в поиске профессии

Православный Гамлет и коронавирус

Точную дату появления фанфикшена (литературные сочинения, созданные по мотивам оригинальных произведений. — Forbes Life) назвать сложно. Одним из первых всемирно известных фикрайтеров (создатели фанфиков. — Forbes Life) считается писательница Александра Рипли, которая в 1991 году опубликовала роман «Скарлетт» — продолжение «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл. Книга заняла первое место в списке бестселлеров 1991 года по версии журнала Publishers Weekly и была экранизирована в 1994 году.

При этом фанфикшен появился гораздо раньше — в том числе и в России. Первым заметным российским фанфиком можно назвать перевод «Гамлета», опубликованный в 1748 году поэтом и драматургом Александром Сумароковым. От оригинального сюжета автор практически полностью отказался, убрал большую часть героев и переосмыслил проблематику трагедии через призму православия. Православный Гамлет Сумарокова считает, что он всего лишь исполнитель «праведной мести неба», и размышляет, играть или не играть эту роль. В конце добродетельный Гамлет избавляется от Клавдия и восходит на престол.

Сама «фанатская» субкультура сформировалась после Второй мировой войны. В 1930-е годы поклонники научно-фантастической литературы печатали собственные версии развития сюжета любимых историй, но именно в 1960-е на фоне популярности тайтлов «Звездный путь» и «Доктор Кто» появляются первые фэндомы — своего рода клубы по интересам, участники которых обсуждают, анализируют и переосмысляют книгу, фильм или сериал.

 

Будущему — покажем: кому нужна научная фантастика в XXI веке

С тех пор популярность фанфиков только растет. На один из крупнейших порталов фанфикшена Ficbook.net в среднем ежедневно заходит почти 2 млн пользователей, в месяц портал посещает около 62 млн человек. Пандемия COVID-19 поспособствовала еще одному «буму» популярности фанфикшена. Согласно статистике сайта для фикрайтеров Archive Of Our Own, в апреле 2020 года еженедельные просмотры страниц достигли 298 млн, что в разы больше, чем в апреле 2019 года.

 

«Культура браконьеров»

Несмотря на популярность, фанфикшен зачастую воспринимается как низкопробная литература, написанная авторами без жизненного опыта (большая часть фикрайтеров — подростки), которая не может оказать положительного влияния на читателей. Фанфики в основном критикуют по двум причинам: их обвиняют в аморальности и отсутствии оригинальности.

«Я не читатель, я теперь писатель»: как зарабатывать миллионы на непрофессиональных авторах

В 2011 году американка Эрика Л. Джеймс, вдохновившись сагой «Сумерки», написала фанфик по мотивам любимого произведения, который был выпущен как самостоятельный роман «50 оттенков серого». В 2012 году Джеймс уже зарабатывала больше $1 млн в неделю с продаж книги, но успех обернулся шквалом критики: «50 оттенков» обвиняли в недостаточно глубоком сюжете, поверхностных персонажах и спорной проблематике, а Стивен Кинг назвал произведение «подростковым порно». Иными словами, роман воплотил собой все то, за что обычно не любят фанфикшен.

 

Между тем популярность «50 оттенков» вдохновила других фикрайтеров, и некоторым из них удалось повторить коммерческий успех Эрики Л. Джеймс. Бывшая няня Анна Тодд в 2013 году также решила написать фанфик. Явным прототипом главного героя ее сочинения «После» стал певец Гарри Стайлз, а история о страстных и запутанных отношениях главных героев отчасти напоминала «50 оттенков серого». Роман стал популярным — в интернете его прочитали больше 1,5 миллиарда раз, а сама Тодд получила контракт с издательством. Книга была продана тиражом 10 млн экземпляров и попала в список бестселлеров New York Times.

Как бывшая няня написала эротический фанфик в телефоне — и сделала на этом состояние

В 2019 году «После» экранизировали — в мировом прокате фильм собрал более $70 млн. Однако, как и Эрику Л. Джеймс, Анну Тодд начали критиковать за вторичность истории. Вторичность — частый упрек в адрес фикрайтеров. По словам исследователя американского фанфикшена Генри Дженкинса, фанфики — это «культура браконьеров», так как фикрайтеры фактически крадут чужие истории и используют их для создания своих.

Автор «Игры престолов» Джордж Мартин относится к фанфикам неодобрительно, а в 2010 году автор популярной серии романов «Чужестранка» Диана Гэблдон выступила с критикой фанфикшена. Она назвала его «незаконным и аморальным» и сравнила фикрайтеров с грабителями. «Я не умею придумывать собственных персонажей, и мне нужно на чем-то тренироваться?» Тренируйтесь, но не выкладывайте результаты на всеобщее обозрение, а еще лучше — сразу старайтесь придумывать свое», — заявила писательница. Этот пост вызвал волну негативных комментариев, и в итоге Гэблдон приняла решение удалить текст.

На первый взгляд фанфики действительно кажутся обычным литературным воровством, но на практике все выглядит иначе.

 

«Одна гигантская мастерская»

Американка Нора Джемисин — первая писательница в истории жанра фэнтези, которая три раза подряд получила премию «Хьюго» за лучший роман. Нора писала с детства, но, по ее словам, стать настоящим писателем смогла благодаря фанфикшену. В 2019 году Джемисин призналась, что параллельно с романами до сих пор пишет фанфики. Она сравнивает сообщество фикрайтеров с «гигантской писательской мастерской» и уверена, что работа над фанфиками помогает отточить писательские навыки и попробовать новые литературные приемы.

Джемисин не единственная писательница, использующая фанфикшен как инструмент развития своих способностей. В 2003 году один из создателей «Благих знамений» Нил Гейман написал рассказ «Этюд в изумрудных тонах», в котором попробовал совместить две литературные вселенные: Шерлока Холмса и мифы Ктулху Говарда Лавкрафта. Опыт оказался успешным, и Гейман получил за рассказ премию «Хьюго».

По мнению доцента и директора программы подготовки учителей английского языка Джейн Ламмерс, преподаватели должны оказывать помощь молодым писателям в «получении выгоды от богатых возможностей обучения в онлайн-сообществах» фикрайтеров. Ламмерс приводит в пример опыт двух учителей средней школы в американском штате Северная Каролина, организовавших клуб FanGirl. На ежемесячных собраниях клуба более опытные участники помогают новичкам писать фанфики, делятся опытом и впечатлениями.

Учитель английского языка средней школы Манчестер-Вэлли в Мэриленде Эндрю Такер решил использовать фанфики на уроках литературы. Его ученики пишут рассказы с точки зрения разных персонажей — например, от лица матери легендарного англосаксонского героя Беовульфа. При этом Такер не ограничивает подростков. Они могут придумывать любые детали и менять сюжет на свое усмотрение — это помогает развить у них любовь к чтению, навыки анализа и литературные способности.

 

Школа будущего: пять трендов, которые совершат революцию в высшем образовании

Работа над фанфиками также позволяет научиться лучше владеть родным языком. Кэти Дэвис, профессор информационной школы Вашингтонского университета, вместе с коллегой проанализировала 61,5 млрд слов из фанатских произведений и 6 млрд слов в обзорах с сайта fanfiction.net, чтобы отследить, как изменилось лексическое разнообразие и словарный запас пользователей с течением времени. Исследователи пришли к выводу, что на каждые 650 отзывов, которые получили фикрайтеры, их словарный запас улучшился так же, как если бы они повзрослели на один год.

«Методы рационального мышления»

Американский специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковский решил, что фанфикшен поможет ему в популяризации науки, и в 2010 году начал выкладывать в интернет первые главы фанфика «Гарри Поттер и методы рационального мышления». В своей работе Юдковский рассказывает, что было бы, если бы Мальчик-Который-Выжил рос в семье профессора из Оксфорда. В фанфике Гарри стал интеллектуалом и вундеркиндом — узнав о том, что на самом деле он является волшебником, мальчик решает исследовать мир магии с помощью науки.

«Мир сразу стал бы лучше, если бы все прочитали «Методы рационального мышления»

«Методы рационального мышления» перевели на 17 языков, а в России издали за счет фанатов. С июля по сентябрь 2018 года на русскоязычное издание фанфика удалось собрать почти 11,5 млн рублей — тираж издания составил 63 000 экземпляров. Популяризатор науки и член комиссии РАН по борьбе с лженаукой Александр Панчин заметил, что «мир сразу стал бы лучше, если бы все прочитали «Методы рационального мышления». «Она [книга] блестяще написана, в ней прекрасный сюжет, и при этом она популяризирует абсолютно здравые, правильные идеи. Не заезженные клише, не черно-белую мораль и не глупость под видом философской мудрости, как это часто бывает», — заявил российский ученый.

 

Российский IT-инженер и гражданский активист Михаил Самин, организовавший сбор денег для издания «Методов рационального мышления», отметил, что после прочтения фанфика «многие люди идут читать «Думай медленно, решай быстро» психолога Даниела Канемана или лекции физика Ричарда Фейнмана». Все дело в подаче информации: в «Методах рационального мышления» научные теории и принципы не подаются в форме нон-фикшена — они «упакованы» в увлекательный сюжет.

Эрудиты от мира фанфикшена

Качественный фанфикшен действительно пробуждает в читателях интерес к науке — в частности, к историческим исследованиям. Один из пользователей Reddit рассказал, что благодаря фанфикшену он «многое узнал о реальном мире, об истории и других предметах». Некоторые фанфики требуют не только литературного мастерства, но и детальной и тщательной проработки и погружения в ту или иную историческую эпоху.

«Авторы становятся эрудитами, поскольку вынуждены разбираться в ситуации времен Великой депрессии не на уровне поверхностных знаний»

По словам социолога Дарьи Свежинцевой, «некоторые авторы становятся своего рода эрудитами, поскольку вынуждены, например, разбираться в социально-экономической ситуации времен Великой депрессии, и не на уровне поверхностных знаний».

Для историка Сары Кализ увлечение историческими телешоу и фанфикшеном предопределило выбор профессии. Сара училась на журналистку, но учеба не приносила удовлетворения. Приехав в гости к родителям на День благодарения, девушка начала смотреть сериалы на историческую тему. Это так увлекло ее, что она присоединилась к фанфикшен-сообществу LiveJournal и заинтересовалась исследованием истории. «Я воскликнула: «Ага! Я могу изучать историю. Я могу писать историю. Я могу заниматься историей», — рассказывает Сара. Так она стала историком и в 2016 году получила степень магистра.

 

В массовом сознании отношение к фанфикшену все еще двоякое, а самих фикрайтеров продолжают критиковать за несерьезность и излишнюю откровенность. Но многим фанфики позволяют взглянуть на реальность под новым углом, по-настоящему увлечься наукой, историей и искусством, а также развить в себе креативность и литературный талант.

От Исигуро до Янагихары: лучшие зарубежные романы ХХI века

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+