К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«В тревогах, опасениях и надеждах»: как классическая музыка выживает в эпоху пандемии

Фото Gabriel Kuchta / Getty Images
Фото Gabriel Kuchta / Getty Images
По театру, балету и классической музыке коронавирус ударил наотмашь, но искусство продолжает жить. Обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина выясняла, как музыканты провели год без концертов, фестивалей и зрителей

Метрополитен-опера в Нью-Йорке закрыта для публики уже больше года. Музыканты одного из лучших оркестров мира с 1 апреля 2020 года остались без зарплаты — они обнаружили, что полагаются на пособие по безработице, конкурируют за возможность давать мастер-классы онлайн, продают дорогие инструменты и ищут более дешевое жилье, рассказывает The New York Times. Венская опера рассчитывает открыться 19 мая 2021 года после полугодового простоя. «Это самый длительный период без концертов с момента ее открытия после Второй мировой войны», — говорится на официальном сайте. В конце мая планирует начать сезон и королевский театр в Ковент-Гардене — разъехавшихся музыкантов уже просят снова вернуться в Лондон (при этом ожидается, что до 75% людей, занятых в сфере творческого и исполнительского искусства, потеряют работу). Крупные мировые концертные площадки, вроде Берлинской оперы или лондонского Альберт-холла, после года в локдауне постепенно открываются для публики, но на большую часть концертов попасть по-прежнему нельзя — только купить возможность посмотреть трансляцию онлайн.

На этом фоне Россия, где связанные с COVID-19 ограничения на проведение массовых культурных мероприятий начали активно снимать с 15 января 2021 года, стала Меккой для классических музыкантов. Уже в конце января альтист и дирижер Юрий Башмет сумел провести Зимний международный фестиваль искусств в Москве, а в феврале собрать ярких мировых музыкантов на традиционный зимний фестиваль в Сочи — большинству европейских меломанов такие программы до сих пор кажутся фантастикой и приметой прошлой жизни.

Для самих исполнителей встреча с публикой после вынужденного простоя значит намного больше, чем просто возобновление концертов — достаточно посмотреть на лица музыкантов, которые выходят на сцену и слышат живые аплодисменты. «После почти года европейского локдауна фестиваль Башмета — это другая Вселенная! Зрители, аплодисменты, нарядная публика — праздник, в который почти невозможно поверить», — изумлялся участник фестиваля в Сочи, бельгийский композитор Патрик де Клерк.

 

В пандемию российской сфере искусств тоже пришлось нелегко, не обошлось без потерь. COVID-19 заставил срочно искать новые способы организации выступлений: театры и филармонии то полностью переходили на онлайн-трансляции, как и многие мировые площадки, то продолжали вести «обычный бизнес» в новых сложных условиях — живая музыка ведущих исполнителей нередко звучала в полупустых залах, в зависимости от разрешенной рассадки. Разговор с представителями крупных концертных площадок и обсуждение прошедшего года с исполнителями классической музыки показали, как они пережили этот непростой период.

Потери из-за отмены концертов

«Для нас, как и для всех филармонических площадок мира, остановка концертной деятельности и отмена нескольких сотен концертов означала огромные финансовые потери — выпадающие доходы Московской филармонии составили более 500 млн рублей, — рассказала Forbes Life музыковед и руководитель пресс-службы Московской филармонии Наталия Сурнина. — Но самое страшное, что карантин означал разрыв постоянного живого контакта с нашей аудиторией, а слушателей — с музыкантами. Однако мы уже много лет ведем высококачественные прямые трансляции концертов, у нас есть для этого все ресурсы: и прекрасные специалисты, и огромный видеокаталог. Поэтому с первого дня карантина все силы коллектива были направлены на то, чтобы в сложной ситуации не падать духом, а как можно скорее запустить новые форматы, чтобы музыка продолжала звучать».

 

Шоу взаперти: как выживает концертная отрасль в условиях самоизоляции

«Это было очень странное время с психологической точки зрения, — вспоминает весну 2020 года пианист, обладатель I премии и специального приза конкурса Чайковского Дмитрий Маслеев. — Всеобщий локдаун застиг меня в Париже, где я уже практически готовился выйти на сцену Парижской филармонии с сольным концертом, но получил звонок от менеджера — он сообщил, что, к сожалению, можно собираться домой, концерта не будет. Было большое разочарование и абсолютное непонимание того, как долго могут продолжаться отмены выступлений. В последующие несколько месяцев подобная ситуация повторялась несколько раз — я готовился к концертам, которые так и не состоялись. Думаю, всем было бы легче, знай они наперед, насколько затянется пандемия и какие ограничения нас ждут. Однако я не жалуюсь — мне посчастливилось принять участие в нескольких онлайн-проектах, организованных нашей родной Московской филармонией, а также записать мировую премьеру ранее неизвестных сочинений молодого Дмитрия Шостаковича совместно с моим агентством Рrimavera и фестивалем им. Шостаковича в немецком Горише».

На четвертый день после закрытия концертных залов Московская филармония запустила проект «Домашний сезон» — цикл камерных выступлений без публики из концертного зала имени П. И. Чайковского. Первый концерт «Домашнего сезона» посмотрели более 2 млн человек, а аудитория всего проекта составила более 13 млн.

 

«Невозможно игнорировать финансовые потери, — говорит выпускница Венской консерватории, оперная дива Аида Гарифуллина. — В этом смысле истекший год стал испытанием для многих, не только артистов. Мне посчастливилось еще до объявления карантина спеть в нескольких спектаклях и выступить в концертах — это дало возможность обеспечить себе год. Позже, как известно, артисты постепенно перешли в онлайн-формат и нередко давали концерты без приглашенных зрителей. Уже в ноябре и декабре 2020-го я много выступала в таких проектах».

Певица Аида Гарифуллина: «Гонорар в €5000 за спектакль — не основной заработок»

Опыт онлайн-трансляций

«Когда 30 марта ввели жесткий карантин, мы стали формировать виртуальную афишу из записей нашего каталога, — рассказывает Сурнина, — для каждой трансляции записывали вступительное слово. Отклик аудитории был невероятным — люди не только подключались к трансляциям буквально из всех уголков земного шара, но и записывали и присылали аплодисменты, рисунки, фотографии. Это было потрясающе, вдохновляло и придавало всем сил. Нам неоднократно задавали вопрос, почему мы не монетизируем трансляции, как европейские площадки, но наши показы всегда были бесплатными (нужна лишь регистрация на сайте), и делать их платными в сложное время было бы абсолютно неправильно. Кстати, число подписчиков нашего сайта за это время увеличилось больше чем на 40 000 человек».

Ведущая трансляций Ангелина Кодолова
Ведущая трансляций Ангелина Кодолова·Свердловская филармония

По тому же пути пошли в Екатеринбурге. «Указ губернатора об ограничении проведения публичных мероприятий вышел 18 марта 2020 года. Спустя два дня в Свердловской филармонии состоялся первый концерт в зале без публики, только для онлайн-зрителей. Когда присутствие музыкантов в здании стало невозможным, перешли на трансляции архивных концертов», — вспоминает пресс-атташе Свердловской филармонии Валерия Костюник.

У Свердловской филармонии большой опыт онлайн-трансляций — с 2009 года здесь работает виртуальный концертный зал, чьи технологии очень помогли во время пандемии. В итоге филармония перешла на ежедневные трансляции проекта #сфилармониейдома. «Планировали тематические недели (неделя дирижеров, камерной музыки, «музыка и слово») и транслировали на сайте и на всех ресурсах филармонии в социальных сетях. Там же показывали лекции и образовательные школьные программы «Филармонический урок», — рассказывает Костюник. Сезон трансляций продлился до конца июля, за это время было показано 112 концертов. За время пандемии трансляции Свердловской филармонии собрали более 5 млн просмотров из разных точек мира, аудитория в 200 раз превысила количество посетителей концертного зала.

 

История на один раз. Как устроен рынок онлайн-концертов в России и кто на них зарабатывает

В Новосибирске было принято решение «не отменять концерты, а максимально перенести на следующий сезон 2020-2021, чтобы слушатели не пострадали», рассказал гендиректор Новосибирской филармонии Александр Бочарников. Практически все выступления, за редким исключением, были перенесены и сыграны к апрелю 2021 года, что позволило сохранить аудиторию. Инициатива самих музыкантов, онлайн-выступления, трансляции концертов и накопленный архив записей позволили сделать так, чтобы о филармонии не забыли. Бочарников подчеркнул, что сами музыканты активно объединялись в дуэты и квартеты, устраивали совместные цифровые репетиции, искали новые формы взаимодействия друг с другом и публикой. «Несмотря на то что все здания филармонии были закрыты, мы не простаивали в творческом плане, музыканты все равно занимались и придумывали, как разнообразить жизнь на карантине», — рассказал он.

Уральский филармонический оркестр, онлайн-концерт в зале без зрителей
Уральский филармонический оркестр, онлайн-концерт в зале без зрителей·Свердловская филармония

Как только стало возможно проводить мероприятия на открытом воздухе, Свердловская филармония заявила серию концертов «Воздушный сезон» в городских парках. Уже в августе 2020 года состоялся первый фестиваль фортепианной музыки под открытым небом с участием Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Даниила Крамера и других известных пианистов. К работе в концертном зале Свердловская филармония вернулась с 14 сентября 2020 года с возможностью 50% наполняемости зала. Но во время пандемии площадка потеряла порядка 120 млн рублей (90 млн внебюджетных средств и сокращение бюджетного финансирования на 30 млн) — это 20% доходной части бюджета.

Доход музыкантов на карантине

Гитарист, художественный руководитель международного фестиваля «Виртуозы гитары» Артем Дервоед первые три месяца карантина провел за городом: «Пилил дрова, болел ковидом (побег из города не спас), косил траву, учился кулинарным изыскам и размышлял о том, как важно в жизни стать истинным собой». Было сложно работать «в стол», вспоминает Дервоед. «Когда все ближайшие концерты отменены или перенесены на неопределенный срок, трудно много заниматься на инструменте. Сначала я взял от гитары отпуск, потом, как обычно, соскучился и начал потихоньку играть то, что хотелось на данный момент, — рассказал гитарист. — От голода спасла педагогическая работа. Мой основной заработок всегда шел именно с концертов, и преподавательскую деятельность я никогда не рассматривал как основной источник дохода. Но когда концертов не осталось вовсе, то небольшой, но стабильный заработок от онлайн-преподавания очень выручил. Помогла и материальная помощь «Фонда поддержки российских музыкантов» от Юрия Башмета, а также поддержка Московской филармонии. Тогда я понял, что могу чуточку вздохнуть, за что очень благодарен этим людям и организациям».

 

Переворот в музыке: как звезды с самыми высокими доходами теперь создают новые хиты сидя дома

Альтист Юрий Башмет сказал, что доход в 2020 году ему приносила только концертная деятельность. «У меня других доходов в жизни нет, но скажу объективно: тем, кто работает в государственных организациях, само государство очень помогло в момент остановки деятельности. В моих оркестрах полностью выплачивалась зарплата, но молодые ребята, которые были полностью зависимы от гонораров за свои выступления на концертах, очень пострадали. Именно поэтому я совместно с Русским концертным агентством в разгар кризиса учредил специальные стипендии для молодых солистов и композиторов, потерявших концерты. Мы получили очень много заявок на получение стипендий, всем помочь было невозможно, но в итоге мы выплатили деньги не 50 музыкантам, как планировали изначально, а почти 60. Я уверен, что это было очень важно», — рассказал Башмет.

Государственная филармония Кузбасса в Кемерово перевела всех артистов и сотрудников на удаленный режим работы с первых чисел марта 2020 года. «Доступ зрителей в филармонию был запрещен, совместные репетиции тоже не проводились — музыканты занимались индивидуально подготовкой новых концертных программ, — рассказала гендиректор филармонии, заслуженный работник культуры Людмила Пилипчук. —  Когда регион объявил акцию «#Культура на дом», мы активно включились и создали 120 видеопродуктов, 17 роликов записали артисты на самоизоляции. Показывали концерты на сайте филармонии, причем треть из них транслировали в режиме онлайн (работали на улице)». Когда музыкантам уже разрешили выйти на работу, а присутствие зрителей в зале было еще невозможно, кемеровские артисты работали с радиостанцией классической музыки «Орфей» и делали прямые трансляции. «Конечно, работа по-новому помогла нам держать связь со своими зрителями, но доходов не принесла, — объясняет Пилипчук. — За период пандемии филармония недополучила больше 73 млн рублей. Это денежные средства, на которые надеялись».

Проблемы онлайн-выступлений

Выход в онлайн действительно не дает прибыли: качественные трансляции требуют немалых расходов на технику и на гонорары артистам и техническим специалистам, но доходы при этом незначительны. Знаменитая Сиднейская опера за время пандемии сильно расширила «цифровой репертуар», но вдвое сократила штат. Даже крупным площадкам с мировым именем стриминг не особенно помогает. У Метрополитен-оперы 183 000 подписчиков на YouTube — она давно продает билеты на трансляции, но дохода музыкантам это не приносит.

 
«Время простоя позволило мне заглянуть вперед и понять, что ждет меня на старости лет, как любого среднестатистического россиянина»

«Я всегда знал про пресловутую финансовую подушку, но знания так и не стали практикой — угроза остаться без средств к существованию казалась эфемерной, — рассказывает Артем Дервоед. — Надеюсь, теперь я финансово буду более практичен и предусмотрителен». Музыкант сравнил ощущения от пандемии с пенсией: «Все твои выступления позади, ты перебираешь архивные записи и выкладываешь их в сеть для потомков. У тебя есть стабильный, но маленький доход, которого хватает только на еду в деревенском магазине. Это время простоя позволило мне заглянуть вперед и понять, что ждет меня на старости лет, как любого среднестатистического россиянина, и сделать выводы. Уникальный опыт, стоит признать».

«Всем музыкантам пришлось очень трудно. Особенно свободным художникам, которые не служат в оркестре, а рассчитывают только на свои концерты, — согласен скрипач Вадим Репин. —  Европа, Азия, Америка закрылись, выступления отменились. Дохода не было никакого: нет концертов — нет денег. У каждого музыканта на этот случай свои стратегии, свои подушки безопасности. С годами становишься мудрее и стараешься подстелить соломки. Конечно, пугала мысль, что делать, если пандемия затянется на несколько лет».

Без огонька: директор группы Little Big о том, как ограничения из-за пандемии влияют на доходы артистов

В отличие от музыкантов, которые служат в больших оркестрах, Репин подчеркнул, что относится к онлайн-выступлениям прохладно: «Не хочется перекормить публику. Я считаю, онлайн-концерты — это шанс для молодых музыкантов о себе заявить. А моих записей и так в интернете тысячи. От того, что появится еще одна, ничего не изменится».

 

Помощь государства и частных фондов

Новые технические возможности и онлайн-трансляции действительно способствовали популяризации классической музыки в целом, но кормили музыкантов и позволяли держаться на плаву филармониям безвозмездные кредиты, налоговые льготы, помощь государства и частных фондов. В начале пандемии Союз концертных организаций России (профессиональное сообщество, куда входят 90 концертных организаций из 60 регионов РФ. — Forbes Life) призвал региональные власти сохранить финансирование филармоний и музыкальных коллективов, которые создаются с большим трудом и тяжело восстанавливаются. «Все остальное, кроме человеческого ресурса, можно восстановить. Но квалифицированных музыкантов, которые устраивают оркестры с точки зрения большого серьезного репертуара, найти трудно», —  говорит гендиректор Московской филармонии Алексей Шалашов. Он подчеркнул, что филармонии были услышаны: «Ситуация показала, что при больших катаклизмах система государственной поддержки культуры оказалась гарантом ее сохранения — во всяком случае, государственного сектора».

В Кузбасской филармонии зарплату артистам и сотрудникам платили по графику, но без премий и стимулирующих выплат. «С нестандартным решением выступило государство, — поясняет Пилипчук. — 16 мая 2020 года вышло постановление о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов и возобновление деятельности. Филармония воспользовалась льготой и взяла безвозвратный и безвозмездный кредит на 43,6 млн рублей». Понимая, что доходы не скоро восстановятся до прежних показателей, дирекция направила 25 млн персоналу для покрытия упущенных стимулирующих доплат к заработной плате, приобрела новое световое и звуковое оборудование.

В октябре Свердловская область открыла концертные залы с правом 50% заполняемости. «За период пандемии, по сравнению с 2019 годом, мы потеряли 495 концертов и 216 400 зрителей», — отметила Пилипчук. В Свердловской филармонии в 2020 году прошло 133 концерта, которые посетили 51 930 зрителей. Для сравнения, в 2019 году концертов было 270, а зрителей — 152 074. По области дали всего 48 концертов в 2020 году против прошлогодних 104 выступлений, а зрителей пришло 14 065 — вдвое меньше, чем в 2019 году.
 
В Новосибирске говорят, что не попасть в финансовую яму помогло то, что в 2020 году филармонии удалось получить субсидию на выполнение государственного задания согласно графику финансирования. Также Бочарников рассказал, что филармония  получила от Министерства культуры Новосибирской области более 7 млн рублей из регионального резервного фонда в качестве недополученных доходов, поскольку не работала с середины марта по середину сентября. Но больше всего помогло то, что к январю 2020 года на счету было более 20 миллионов рублей, заработанных в прошлый сезон, — «эта подушка безопасности и позволила пережить самое тяжелое время локдауна».

Администрация Московской филармонии тоже воспользовалась госпрограммой банковского невозвратного кредитования. Сурнина подчеркивает, что в сложной ситуации именно государство помогло сохранить коллективы. В 2020 году Министерство культуры частично компенсировало выпадающие доходы, что позволило поддерживать размер средней заработной платы.

 

Возвращение к концертной деятельности

Когда в начале августа 2020 года в России разрешили начать концерты, Московская филармония приняла решение открыть сезон на месяц раньше обычного. Новый цикл назвали «Август. Возвращение живого звука», афишу составляли в соответствии с требованиями безопасности в основном из камерной музыки. Руководство филармонии отмечает, что жесткие ограничения открыли новые возможности — в зале Чайковского прозвучали редко исполняемые сочинения, музыканты получили возможность сыграть то, что давно хотели, сложились новые творческие тандемы.

Московская филармония первой из концертных площадок открылась для публики и музыкантов
Московская филармония первой из концертных площадок открылась для публики и музыкантов·DR

Осень также принесла администраторам и артистам сложности — пришлось переформатировать под новые обстоятельства и ограничения художественные программы давно запланированных концертов. «Когда заполняемость зала сократили до 25%, огромная нагрузка легла на административный штат, ведь Московская филармония начинает продажу абонементов 1 февраля и многие концерты сезона 2020-2021 были полностью проданы. В каждом случае приходилось искать индивидуальное решение, и мы очень благодарны всем за поддержку и понимание: музыкантам — за то, что были готовы играть «двойники», зрителям — за то, что с пониманием относились к неудобствам, связанным с переносами, отменами и проведением концертов в условиях коронавирусных ограничений», — отмечает дирекция Московской филармонии.

Дмитрий Маслеев подчеркнул, что после плотного графика многим музыкантам было полезно вспомнить, что «темп жизни может резко замедлиться, что нельзя впадать в уныние». Карантинные ограничения обострили восприятие и научили «радоваться совершенно обычным вещам: прогулкам (когда разрешили), готовке вкусной еды, просмотру интересных фильмов и сериалов», отмечает Маслеев. «К счастью, у нас в России постепенное открытие концертных залов и театров началось раньше, чем во многих странах. Уже в середине августа мы с моим другом и коллегой Филиппом Копачевским сыграли на сцене Зала им. Чайковского концерт камерной музыки на два рояля. Вернуться на сцену было большим счастьем и настоящим праздником!» — вспоминает пианист. Он также отметил, что в филармонии очень тщательно стали следить за безопасностью слушателей и артистов: «Впервые мы познакомились со сдачей ПЦР-тестов. Ограничение наполняемости зала составляло 50%, а затем и вовсе 25%. Повсюду были расставлены санитайзеры».

Дирекция Московской филармонии отмечает, что итоги прошедшего года оказались не такими катастрофическими, как у европейских и американских коллег. Несмотря на все сложности, в 2020 году филармония провела 903 живых концерта, которые посетили больше 317 000 слушателей. «Это всего на 30% меньше, чем в обычном сезоне: для сравнения, в сезоне 2018-2019 годах на наших площадках прошло 1276 мероприятий», — рассказала Сурнина.

 

В Свердловской области концертный сезон 2020-2021 филармония открыла в сентябре, но вплоть до марта 2021 года афиша формировалась буквально «с колес». Это была достаточно непривычная ситуация, поскольку филармония всегда работала на долгосрочном планировании, поясняет дирекция. С 1 марта наполняемость концертного зала увеличилась до 75%, публике начали возвращать отложенные год назад концерты, а с 2 апреля открыли продажу абонементов на сезон 2021-2022.

Первые живые выступления после пандемии

«Единственное, что серьезно проседает, когда месяцами не выступаешь, — это именно сценическая форма, ее пришлось серьезно прорабатывать, — делится впечатлениями Вадим Репин. —  В феврале на Зимнем фестивале искусств в Сочи я вышел на сцену после длительного перерыва. Сильные впечатления. У меня, конечно, большой опыт выступлений, я могу справиться с волнением, но мандраж был».

«Чувствовал, что забыл, как создавать магию на концерте»

Артем Дервоед вспоминает свое первое публичное выступление после карантина в сентябре 2020 года: «Помню, как сидел в самолете и мне было страшно, что я «разлучился кататься на велосипеде». Я понимал, что помню, как играть на гитаре, но чувствовал, что забыл, как создавать магию на концерте. Был страх, что я утратил эту способность. Но, как мы знаем, разучиться кататься на велосипеде невозможно — когда на сцене зазвучала музыка, я снова почувствовал себя как рыба в воде. Просто я слишком долго был без кислорода. Тема страхов оказалась очень актуальной за минувший год: страх смерти, страх потери близких, страх потери дела, которому посвятил жизнь». Музыкант отметил, что затянувшаяся пандемия, как ни странно, помогла избавиться от этого ощущения и начать движение к свободе: «Когда понимаешь, что не можешь потерять то, чем не обладаешь, дышать становится легче».

Альтист Юрий Башмет назвал не сложным, а особенным «огромное количество времени, которое провел дома». «Вся моя жизнь начиная с конца 1970-х годов — это бесконечные концерты, гастроли, репетиции, переезды, — пояснил маэстро. — А здесь появился период в несколько месяцев, когда я смог не только отдохнуть, но и пообщаться с детьми, внуками, посмотреть на все, что происходит вокруг меня, совсем другими глазами». Музыкант назвал это время «замечательным периодом осмысления и размышления». В его случае концерты возобновились с конца июля 2020 года — с прошлого лета Башмет снова живет «в невероятно плотном графике, одновременно играя концерты, запланированные в этом году, и выступая с концертами, перенесенными с прошлого года». Музыкант успел провести несколько масштабных международных фестивалей, что потребовало серьезного напряжения. Например, Зимний фестиваль искусств в Сочи готовили в условиях полной неизвестности, так как все культурные учреждения в Краснодарском крае были закрыты до января. Пригласить любого зарубежного музыканта и привезти его в Россию сегодня очень непросто, говорит Башмет, но отмечает эмоциональную вовлеченность и поддержку с разных сторон: «Нам активно помогали государственные структуры всех уровней, у фестивалей появился целый ряд новых партнеров. Это лишний раз говорит о том, что в моменты кризисов именно культура является одной из важнейших составляющих жизни людей».

 
«Месяцы, которые я провел дома без работы и концертов, в личном отношении были настоящим счастьем»

Скрипач Вадим Репин отметил, что старался провести время пандемии максимально продуктивно, «изменил и расширил свой репертуар». «Я десять лет мечтал больше времени проводить дома со Светланой (Светлана Захарова — прима-балерина Большого театра, супруга Репина. — Forbes Life). Должен признаться, что месяцы, которые я провел дома без работы и концертов, в личном отношении были настоящим счастьем и подарком, посланным свыше», — поделился музыкант. Репин также доволен, что время без гастролей было потрачено с пользой: «Мы смогли лучше спланировать восьмой Транссибирский арт-фестиваль в моем родном Новосибирске. Я действительно горжусь программой. Фестиваль открылся 25 марта и длился месяц. На закрытии впервые в одном концерте на сцене оказались Новосибирский академический симфонический оркестр и Симфонический оркестр Мариинского театра, а за дирижерским пультом — маэстро Валерий Гергиев. Это крупный фестиваль, и для меня в нем много новых произведений, так что мы со скрипкой во время пандемии были очень заняты».

Восьмой Транссибирский Арт-фестиваль
Восьмой Транссибирский Арт-фестиваль·Александр Иванов·Транссибирский Арт-Фестиваль

«2020 год пережит в тревогах, опасениях и надеждах, — рассуждает Аида Гарифуллина. — Локдаун поначалу поверг всех в смятение: что делать, как быть? Слишком резким было торможение. Однако и в этих условиях, я знаю точно, многие мои коллеги работали, даже находясь в изоляции. К счастью, совершенству в нашей профессии нет предела! Работы всегда много, и она далеко не всегда связана только со сценой». Певица отметила, что прошедший год дал возможность подумать о своей профессии, подготовить несколько новых концертных программ и оперных партий.

Этот год научил терпению и внимательности, отмечает Юрий Башмет, «поиску новых решений и желанию воплотить запланированное в жизнь». Музыкант признался, что, несмотря на время, проведенное с близкими людьми, именно возвращение на сцену он ощущает как возвращение «к своей настоящей жизни».

Будущее после пандемии

«Новый сезон спланирован, как и последующий. Началась продажа абонементов, готовятся новые программы, — говорит директор филармонии Кузбасса. — Зрители пока с некоторым опасением приходят на концерты, но тяга к живой музыке и к общению велика, и мы уверены: музыкальная жизнь налаживается. И наладится».

 
«Каждый концерт нового сезона — это уравнение с большим количеством неизвестных»

Для Московской филармонии сейчас наступает самое волнующее время — новый сезон будет юбилейным, поскольку в январе 2022 года площадка отмечает свое 100-летие. «Планировать его очень сложно, — говорит Алексей Шалашов. — Так как мы крепко вплетены в мировую музыкальную жизнь, где уже год рушатся артистические графики и контракты. Сезон формируется в условиях большой неопределенности и рисков, что осложняет договорные отношения. Приходится выстраивать афишу в условиях полного рассинхрона, пересматривать и менять успешные в прошлом экономические модели формирования сезона, преодолевать психологические проблемы, вызванные локдаунами. Кроме того, мы прорабатываем механизмы взаимодействия с публикой, позволяющие обеспечить их финансовую защищенность и по-прежнему отвечать высоким эстетическим запросам, которые мы сумели сформировать за прошедшие годы. Каждый концерт нового сезона — это уравнение с большим количеством неизвестных и с возросшим числом решений, учитывающих многообразную палитру вероятностей».

«Цены на билеты до 2021 года меняться не будут». Директор Большого театра Владимир Урин — о новом сезоне в постковидной реальности

«Год назад стало очевидно, что мы некоторое время будем находится в непростой и, главное, другой реальности, — комментирует директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко. — Большая часть концертов была не отменена, а перенесена — начиная с августа 2020 года, мы играем и концерты запланированные, и концерты перенесенные. Из-за этого сезон складывается довольно плотно, если мягко сказать». Гринченко обратил внимание на ключевые проекты, которые «позволили перезапустить концертную деятельность» — это концерт на Мамаевом кургане в честь Дня Победы, ставший первым мероприятием 2020 года с присутствием зрителей, и Международный фестиваль имени Чайковского в Клину. «Свет в конце тоннеля не просто брезжит, — добавляет Гринченко. — Мы шаг за шагом возвращаемся к нормальной жизни». Но для сферы искусства это возвращение не будет простым, также объясняет Дмитрий: «Когда залы откроют на 100%, нужно будет еще и вернуть публику в нужном количестве».

В этом году с 1 по 9 мая 2021 года в Ярославле проходит XIII Международный музыкальный фестиваль под артистическим руководством Юрия Башмета. «То, что сейчас мы можем вернуться к нашим обычным датам, к праздничным дням в мае, лишний раз говорит о том, что культурная жизнь восстанавливается. Пока в мире ситуация с концертной жизнью очень тяжелая, у нас есть возможность дарить слушателям праздник —  фестиваль с мировыми премьерами. Это огромная радость!» — поделился маэстро. Публику ожидает разнообразная и насыщенная музыкальная программа с участием исполнителей и коллективов мирового уровня: Янг Ксюфей (гитара, Китай), Дафид Фрэ (фортепиано, Франция), артист мира UNESCO, флейтист Кудси Эргунер и его ансамбль (Турция), Gstaad Festival Brass (Швейцария), барочный оркестр Les Muffatti (Бельгия) и контратенор Клинт ван дер Линде, Загребский камерный оркестр (Хорватия) и сразу три музыкальных драматических спектакля с участием Сергея Гармаша, Евгения Миронова, Андрея Мерзликина.

 

После сложного года классическое искусство постепенно возвращается к привычной жизни. И сами музыканты, и организаторы концертов, фестивалей, гастролей единодушны в том, что люди вернутся в залы за вечными ценностями, за эмоциональным сопереживанием артистам на сцене и творческими впечатлениями.

Самый длинный год: 15 фотографий, которые лучше всего рассказывают о том, как прошел 2020-й

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+