«В тревогах, опасениях и надеждах»: как классическая музыка выживает в эпоху пандемии
Метрополитен-опера в Нью-Йорке закрыта для публики уже больше года. Музыканты одного из лучших оркестров мира с 1 апреля 2020 года остались без зарплаты — они обнаружили, что полагаются на пособие по безработице, конкурируют за возможность давать мастер-классы онлайн, продают дорогие инструменты и ищут более дешевое жилье, рассказывает The New York Times. Венская опера рассчитывает открыться 19 мая 2021 года после полугодового простоя. «Это самый длительный период без концертов с момента ее открытия после Второй мировой войны», — говорится на официальном сайте. В конце мая планирует начать сезон и королевский театр в Ковент-Гардене — разъехавшихся музыкантов уже просят снова вернуться в Лондон (при этом ожидается, что до 75% людей, занятых в сфере творческого и исполнительского искусства, потеряют работу). Крупные мировые концертные площадки, вроде Берлинской оперы или лондонского Альберт-холла, после года в локдауне постепенно открываются для публики, но на большую часть концертов попасть по-прежнему нельзя — только купить возможность посмотреть трансляцию онлайн.
На этом фоне Россия, где связанные с COVID-19 ограничения на проведение массовых культурных мероприятий начали активно снимать с 15 января 2021 года, стала Меккой для классических музыкантов. Уже в конце января альтист и дирижер Юрий Башмет сумел провести Зимний международный фестиваль искусств в Москве, а в феврале собрать ярких мировых музыкантов на традиционный зимний фестиваль в Сочи — большинству европейских меломанов такие программы до сих пор кажутся фантастикой и приметой прошлой жизни.
Для самих исполнителей встреча с публикой после вынужденного простоя значит намного больше, чем просто возобновление концертов — достаточно посмотреть на лица музыкантов, которые выходят на сцену и слышат живые аплодисменты. «После почти года европейского локдауна фестиваль Башмета — это другая Вселенная! Зрители, аплодисменты, нарядная публика — праздник, в который почти невозможно поверить», — изумлялся участник фестиваля в Сочи, бельгийский композитор Патрик де Клерк.
В пандемию российской сфере искусств тоже пришлось нелегко, не обошлось без потерь. COVID-19 заставил срочно искать новые способы организации выступлений: театры и филармонии то полностью переходили на онлайн-трансляции, как и многие мировые площадки, то продолжали вести «обычный бизнес» в новых сложных условиях — живая музыка ведущих исполнителей нередко звучала в полупустых залах, в зависимости от разрешенной рассадки. Разговор с представителями крупных концертных площадок и обсуждение прошедшего года с исполнителями классической музыки показали, как они пережили этот непростой период.
Потери из-за отмены концертов
«Для нас, как и для всех филармонических площадок мира, остановка концертной деятельности и отмена нескольких сотен концертов означала огромные финансовые потери — выпадающие доходы Московской филармонии составили более 500 млн рублей, — рассказала Forbes Life музыковед и руководитель пресс-службы Московской филармонии Наталия Сурнина. — Но самое страшное, что карантин означал разрыв постоянного живого контакта с нашей аудиторией, а слушателей — с музыкантами. Однако мы уже много лет ведем высококачественные прямые трансляции концертов, у нас есть для этого все ресурсы: и прекрасные специалисты, и огромный видеокаталог. Поэтому с первого дня карантина все силы коллектива были направлены на то, чтобы в сложной ситуации не падать духом, а как можно скорее запустить новые форматы, чтобы музыка продолжала звучать».
Шоу взаперти: как выживает концертная отрасль в условиях самоизоляции
«Это было очень странное время с психологической точки зрения, — вспоминает весну 2020 года пианист, обладатель I премии и специального приза конкурса Чайковского Дмитрий Маслеев. — Всеобщий локдаун застиг меня в Париже, где я уже практически готовился выйти на сцену Парижской филармонии с сольным концертом, но получил звонок от менеджера — он сообщил, что, к сожалению, можно собираться домой, концерта не будет. Было большое разочарование и абсолютное непонимание того, как долго могут продолжаться отмены выступлений. В последующие несколько месяцев подобная ситуация повторялась несколько раз — я готовился к концертам, которые так и не состоялись. Думаю, всем было бы легче, знай они наперед, насколько затянется пандемия и какие ограничения нас ждут. Однако я не жалуюсь — мне посчастливилось принять участие в нескольких онлайн-проектах, организованных нашей родной Московской филармонией, а также записать мировую премьеру ранее неизвестных сочинений молодого Дмитрия Шостаковича совместно с моим агентством Рrimavera и фестивалем им. Шостаковича в немецком Горише».
На четвертый день после закрытия концертных залов Московская филармония запустила проект «Домашний сезон» — цикл камерных выступлений без публики из концертного зала имени П. И. Чайковского. Первый концерт «Домашнего сезона» посмотрели более 2 млн человек, а аудитория всего проекта составила более 13 млн.
«Невозможно игнорировать финансовые потери, — говорит выпускница Венской консерватории, оперная дива Аида Гарифуллина. — В этом смысле истекший год стал испытанием для многих, не только артистов. Мне посчастливилось еще до объявления карантина спеть в нескольких спектаклях и выступить в концертах — это дало возможность обеспечить себе год. Позже, как известно, артисты постепенно перешли в онлайн-формат и нередко давали концерты без приглашенных зрителей. Уже в ноябре и декабре 2020-го я много выступала в таких проектах».
Певица Аида Гарифуллина: «Гонорар в €5000 за спектакль — не основной заработок»
Опыт онлайн-трансляций
«Когда 30 марта ввели жесткий карантин, мы стали формировать виртуальную афишу из записей нашего каталога, — рассказывает Сурнина, — для каждой трансляции записывали вступительное слово. Отклик аудитории был невероятным — люди не только подключались к трансляциям буквально из всех уголков земного шара, но и записывали и присылали аплодисменты, рисунки, фотографии. Это было потрясающе, вдохновляло и придавало всем сил. Нам неоднократно задавали вопрос, почему мы не монетизируем трансляции, как европейские площадки, но наши показы всегда были бесплатными (нужна лишь регистрация на сайте), и делать их платными в сложное время было бы абсолютно неправильно. Кстати, число подписчиков нашего сайта за это время увеличилось больше чем на 40 000 человек».
По тому же пути пошли в Екатеринбурге. «Указ губернатора об ограничении проведения публичных мероприятий вышел 18 марта 2020 года. Спустя два дня в Свердловской филармонии состоялся первый концерт в зале без публики, только для онлайн-зрителей. Когда присутствие музыкантов в здании стало невозможным, перешли на трансляции архивных концертов», — вспоминает пресс-атташе Свердловской филармонии Валерия Костюник.
У Свердловской филармонии большой опыт онлайн-трансляций — с 2009 года здесь работает виртуальный концертный зал, чьи технологии очень помогли во время пандемии. В итоге филармония перешла на ежедневные трансляции проекта #сфилармониейдома. «Планировали тематические недели (неделя дирижеров, камерной музыки, «музыка и слово») и транслировали на сайте и на всех ресурсах филармонии в социальных сетях. Там же показывали лекции и образовательные школьные программы «Филармонический урок», — рассказывает Костюник. Сезон трансляций продлился до конца июля, за это время было показано 112 концертов. За время пандемии трансляции Свердловской филармонии собрали более 5 млн просмотров из разных точек мира, аудитория в 200 раз превысила количество посетителей концертного зала.
История на один раз. Как устроен рынок онлайн-концертов в России и кто на них зарабатывает
В Новосибирске было принято решение «не отменять концерты, а максимально перенести на следующий сезон 2020-2021, чтобы слушатели не пострадали», рассказал гендиректор Новосибирской филармонии Александр Бочарников. Практически все выступления, за редким исключением, были перенесены и сыграны к апрелю 2021 года, что позволило сохранить аудиторию. Инициатива самих музыкантов, онлайн-выступления, трансляции концертов и накопленный архив записей позволили сделать так, чтобы о филармонии не забыли. Бочарников подчеркнул, что сами музыканты активно объединялись в дуэты и квартеты, устраивали совместные цифровые репетиции, искали новые формы взаимодействия друг с другом и публикой. «Несмотря на то что все здания филармонии были закрыты, мы не простаивали в творческом плане, музыканты все равно занимались и придумывали, как разнообразить жизнь на карантине», — рассказал он.
Как только стало возможно проводить мероприятия на открытом воздухе, Свердловская филармония заявила серию концертов «Воздушный сезон» в городских парках. Уже в августе 2020 года состоялся первый фестиваль фортепианной музыки под открытым небом с участием Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Даниила Крамера и других известных пианистов. К работе в концертном зале Свердловская филармония вернулась с 14 сентября 2020 года с возможностью 50% наполняемости зала. Но во время пандемии площадка потеряла порядка 120 млн рублей (90 млн внебюджетных средств и сокращение бюджетного финансирования на 30 млн) — это 20% доходной части бюджета.
Доход музыкантов на карантине
Гитарист, художественный руководитель международного фестиваля «Виртуозы гитары» Артем Дервоед первые три месяца карантина провел за городом: «Пилил дрова, болел ковидом (побег из города не спас), косил траву, учился кулинарным изыскам и размышлял о том, как важно в жизни стать истинным собой». Было сложно работать «в стол», вспоминает Дервоед. «Когда все ближайшие концерты отменены или перенесены на неопределенный срок, трудно много заниматься на инструменте. Сначала я взял от гитары отпуск, потом, как обычно, соскучился и начал потихоньку играть то, что хотелось на данный момент, — рассказал гитарист. — От голода спасла педагогическая работа. Мой основной заработок всегда шел именно с концертов, и преподавательскую деятельность я никогда не рассматривал как основной источник дохода. Но когда концертов не осталось вовсе, то небольшой, но стабильный заработок от онлайн-преподавания очень выручил. Помогла и материальная помощь «Фонда поддержки российских музыкантов» от Юрия Башмета, а также поддержка Московской филармонии. Тогда я понял, что могу чуточку вздохнуть, за что очень благодарен этим людям и организациям».
Переворот в музыке: как звезды с самыми высокими доходами теперь создают новые хиты сидя дома
Альтист Юрий Башмет сказал, что доход в 2020 году ему приносила только концертная деятельность. «У меня других доходов в жизни нет, но скажу объективно: тем, кто работает в государственных организациях, само государство очень помогло в момент остановки деятельности. В моих оркестрах полностью выплачивалась зарплата, но молодые ребята, которые были полностью зависимы от гонораров за свои выступления на концертах, очень пострадали. Именно поэтому я совместно с Русским концертным агентством в разгар кризиса учредил специальные стипендии для молодых солистов и композиторов, потерявших концерты. Мы получили очень много заявок на получение стипендий, всем помочь было невозможно, но в итоге мы выплатили деньги не 50 музыкантам, как планировали изначально, а почти 60. Я уверен, что это было очень важно», — рассказал Башмет.
Государственная филармония Кузбасса в Кемерово перевела всех артистов и сотрудников на удаленный режим работы с первых чисел марта 2020 года. «Доступ зрителей в филармонию был запрещен, совместные репетиции тоже не проводились — музыканты занимались индивидуально подготовкой новых концертных программ, — рассказала гендиректор филармонии, заслуженный работник культуры Людмила Пилипчук. — Когда регион объявил акцию «#Культура на дом», мы активно включились и создали 120 видеопродуктов, 17 роликов записали артисты на самоизоляции. Показывали концерты на сайте филармонии, причем треть из них транслировали в режиме онлайн (работали на улице)». Когда музыкантам уже разрешили выйти на работу, а присутствие зрителей в зале было еще невозможно, кемеровские артисты работали с радиостанцией классической музыки «Орфей» и делали прямые трансляции. «Конечно, работа по-новому помогла нам держать связь со своими зрителями, но доходов не принесла, — объясняет Пилипчук. — За период пандемии филармония недополучила больше 73 млн рублей. Это денежные средства, на которые надеялись».
Проблемы онлайн-выступлений
Выход в онлайн действительно не дает прибыли: качественные трансляции требуют немалых расходов на технику и на гонорары артистам и техническим специалистам, но доходы при этом незначительны. Знаменитая Сиднейская опера за время пандемии сильно расширила «цифровой репертуар», но вдвое сократила штат. Даже крупным площадкам с мировым именем стриминг не особенно помогает. У Метрополитен-оперы 183 000 подписчиков на YouTube — она давно продает билеты на трансляции, но дохода музыкантам это не приносит.
«Я всегда знал про пресловутую финансовую подушку, но знания так и не стали практикой — угроза остаться без средств к существованию казалась эфемерной, — рассказывает Артем Дервоед. — Надеюсь, теперь я финансово буду более практичен и предусмотрителен». Музыкант сравнил ощущения от пандемии с пенсией: «Все твои выступления позади, ты перебираешь архивные записи и выкладываешь их в сеть для потомков. У тебя есть стабильный, но маленький доход, которого хватает только на еду в деревенском магазине. Это время простоя позволило мне заглянуть вперед и понять, что ждет меня на старости лет, как любого среднестатистического россиянина, и сделать выводы. Уникальный опыт, стоит признать».
«Всем музыкантам пришлось очень трудно. Особенно свободным художникам, которые не служат в оркестре, а рассчитывают только на свои концерты, — согласен скрипач Вадим Репин. — Европа, Азия, Америка закрылись, выступления отменились. Дохода не было никакого: нет концертов — нет денег. У каждого музыканта на этот случай свои стратегии, свои подушки безопасности. С годами становишься мудрее и стараешься подстелить соломки. Конечно, пугала мысль, что делать, если пандемия затянется на несколько лет».
В отличие от музыкантов, которые служат в больших оркестрах, Репин подчеркнул, что относится к онлайн-выступлениям прохладно: «Не хочется перекормить публику. Я считаю, онлайн-концерты — это шанс для молодых музыкантов о себе заявить. А моих записей и так в интернете тысячи. От того, что появится еще одна, ничего не изменится».
Помощь государства и частных фондов
Новые технические возможности и онлайн-трансляции действительно способствовали популяризации классической музыки в целом, но кормили музыкантов и позволяли держаться на плаву филармониям безвозмездные кредиты, налоговые льготы, помощь государства и частных фондов. В начале пандемии Союз концертных организаций России (профессиональное сообщество, куда входят 90 концертных организаций из 60 регионов РФ. — Forbes Life) призвал региональные власти сохранить финансирование филармоний и музыкальных коллективов, которые создаются с большим трудом и тяжело восстанавливаются. «Все остальное, кроме человеческого ресурса, можно восстановить. Но квалифицированных музыкантов, которые устраивают оркестры с точки зрения большого серьезного репертуара, найти трудно», — говорит гендиректор Московской филармонии Алексей Шалашов. Он подчеркнул, что филармонии были услышаны: «Ситуация показала, что при больших катаклизмах система государственной поддержки культуры оказалась гарантом ее сохранения — во всяком случае, государственного сектора».
В Кузбасской филармонии зарплату артистам и сотрудникам платили по графику, но без премий и стимулирующих выплат. «С нестандартным решением выступило государство, — поясняет Пилипчук. — 16 мая 2020 года вышло постановление о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов и возобновление деятельности. Филармония воспользовалась льготой и взяла безвозвратный и безвозмездный кредит на 43,6 млн рублей». Понимая, что доходы не скоро восстановятся до прежних показателей, дирекция направила 25 млн персоналу для покрытия упущенных стимулирующих доплат к заработной плате, приобрела новое световое и звуковое оборудование.
В октябре Свердловская область открыла концертные залы с правом 50% заполняемости. «За период пандемии, по сравнению с 2019 годом, мы потеряли 495 концертов и 216 400 зрителей», — отметила Пилипчук. В Свердловской филармонии в 2020 году прошло 133 концерта, которые посетили 51 930 зрителей. Для сравнения, в 2019 году концертов было 270, а зрителей — 152 074. По области дали всего 48 концертов в 2020 году против прошлогодних 104 выступлений, а зрителей пришло 14 065 — вдвое меньше, чем в 2019 году.
В Новосибирске говорят, что не попасть в финансовую яму помогло то, что в 2020 году филармонии удалось получить субсидию на выполнение государственного задания согласно графику финансирования. Также Бочарников рассказал, что филармония получила от Министерства культуры Новосибирской области более 7 млн рублей из регионального резервного фонда в качестве недополученных доходов, поскольку не работала с середины марта по середину сентября. Но больше всего помогло то, что к январю 2020 года на счету было более 20 миллионов рублей, заработанных в прошлый сезон, — «эта подушка безопасности и позволила пережить самое тяжелое время локдауна».
Администрация Московской филармонии тоже воспользовалась госпрограммой банковского невозвратного кредитования. Сурнина подчеркивает, что в сложной ситуации именно государство помогло сохранить коллективы. В 2020 году Министерство культуры частично компенсировало выпадающие доходы, что позволило поддерживать размер средней заработной платы.
Возвращение к концертной деятельности
Когда в начале августа 2020 года в России разрешили начать концерты, Московская филармония приняла решение открыть сезон на месяц раньше обычного. Новый цикл назвали «Август. Возвращение живого звука», афишу составляли в соответствии с требованиями безопасности в основном из камерной музыки. Руководство филармонии отмечает, что жесткие ограничения открыли новые возможности — в зале Чайковского прозвучали редко исполняемые сочинения, музыканты получили возможность сыграть то, что давно хотели, сложились новые творческие тандемы.
Осень также принесла администраторам и артистам сложности — пришлось переформатировать под новые обстоятельства и ограничения художественные программы давно запланированных концертов. «Когда заполняемость зала сократили до 25%, огромная нагрузка легла на административный штат, ведь Московская филармония начинает продажу абонементов 1 февраля и многие концерты сезона 2020-2021 были полностью проданы. В каждом случае приходилось искать индивидуальное решение, и мы очень благодарны всем за поддержку и понимание: музыкантам — за то, что были готовы играть «двойники», зрителям — за то, что с пониманием относились к неудобствам, связанным с переносами, отменами и проведением концертов в условиях коронавирусных ограничений», — отмечает дирекция Московской филармонии.
Дмитрий Маслеев подчеркнул, что после плотного графика многим музыкантам было полезно вспомнить, что «темп жизни может резко замедлиться, что нельзя впадать в уныние». Карантинные ограничения обострили восприятие и научили «радоваться совершенно обычным вещам: прогулкам (когда разрешили), готовке вкусной еды, просмотру интересных фильмов и сериалов», отмечает Маслеев. «К счастью, у нас в России постепенное открытие концертных залов и театров началось раньше, чем во многих странах. Уже в середине августа мы с моим другом и коллегой Филиппом Копачевским сыграли на сцене Зала им. Чайковского концерт камерной музыки на два рояля. Вернуться на сцену было большим счастьем и настоящим праздником!» — вспоминает пианист. Он также отметил, что в филармонии очень тщательно стали следить за безопасностью слушателей и артистов: «Впервые мы познакомились со сдачей ПЦР-тестов. Ограничение наполняемости зала составляло 50%, а затем и вовсе 25%. Повсюду были расставлены санитайзеры».
Дирекция Московской филармонии отмечает, что итоги прошедшего года оказались не такими катастрофическими, как у европейских и американских коллег. Несмотря на все сложности, в 2020 году филармония провела 903 живых концерта, которые посетили больше 317 000 слушателей. «Это всего на 30% меньше, чем в обычном сезоне: для сравнения, в сезоне 2018-2019 годах на наших площадках прошло 1276 мероприятий», — рассказала Сурнина.
В Свердловской области концертный сезон 2020-2021 филармония открыла в сентябре, но вплоть до марта 2021 года афиша формировалась буквально «с колес». Это была достаточно непривычная ситуация, поскольку филармония всегда работала на долгосрочном планировании, поясняет дирекция. С 1 марта наполняемость концертного зала увеличилась до 75%, публике начали возвращать отложенные год назад концерты, а с 2 апреля открыли продажу абонементов на сезон 2021-2022.
Первые живые выступления после пандемии
«Единственное, что серьезно проседает, когда месяцами не выступаешь, — это именно сценическая форма, ее пришлось серьезно прорабатывать, — делится впечатлениями Вадим Репин. — В феврале на Зимнем фестивале искусств в Сочи я вышел на сцену после длительного перерыва. Сильные впечатления. У меня, конечно, большой опыт выступлений, я могу справиться с волнением, но мандраж был».
Артем Дервоед вспоминает свое первое публичное выступление после карантина в сентябре 2020 года: «Помню, как сидел в самолете и мне было страшно, что я «разлучился кататься на велосипеде». Я понимал, что помню, как играть на гитаре, но чувствовал, что забыл, как создавать магию на концерте. Был страх, что я утратил эту способность. Но, как мы знаем, разучиться кататься на велосипеде невозможно — когда на сцене зазвучала музыка, я снова почувствовал себя как рыба в воде. Просто я слишком долго был без кислорода. Тема страхов оказалась очень актуальной за минувший год: страх смерти, страх потери близких, страх потери дела, которому посвятил жизнь». Музыкант отметил, что затянувшаяся пандемия, как ни странно, помогла избавиться от этого ощущения и начать движение к свободе: «Когда понимаешь, что не можешь потерять то, чем не обладаешь, дышать становится легче».
Альтист Юрий Башмет назвал не сложным, а особенным «огромное количество времени, которое провел дома». «Вся моя жизнь начиная с конца 1970-х годов — это бесконечные концерты, гастроли, репетиции, переезды, — пояснил маэстро. — А здесь появился период в несколько месяцев, когда я смог не только отдохнуть, но и пообщаться с детьми, внуками, посмотреть на все, что происходит вокруг меня, совсем другими глазами». Музыкант назвал это время «замечательным периодом осмысления и размышления». В его случае концерты возобновились с конца июля 2020 года — с прошлого лета Башмет снова живет «в невероятно плотном графике, одновременно играя концерты, запланированные в этом году, и выступая с концертами, перенесенными с прошлого года». Музыкант успел провести несколько масштабных международных фестивалей, что потребовало серьезного напряжения. Например, Зимний фестиваль искусств в Сочи готовили в условиях полной неизвестности, так как все культурные учреждения в Краснодарском крае были закрыты до января. Пригласить любого зарубежного музыканта и привезти его в Россию сегодня очень непросто, говорит Башмет, но отмечает эмоциональную вовлеченность и поддержку с разных сторон: «Нам активно помогали государственные структуры всех уровней, у фестивалей появился целый ряд новых партнеров. Это лишний раз говорит о том, что в моменты кризисов именно культура является одной из важнейших составляющих жизни людей».
Скрипач Вадим Репин отметил, что старался провести время пандемии максимально продуктивно, «изменил и расширил свой репертуар». «Я десять лет мечтал больше времени проводить дома со Светланой (Светлана Захарова — прима-балерина Большого театра, супруга Репина. — Forbes Life). Должен признаться, что месяцы, которые я провел дома без работы и концертов, в личном отношении были настоящим счастьем и подарком, посланным свыше», — поделился музыкант. Репин также доволен, что время без гастролей было потрачено с пользой: «Мы смогли лучше спланировать восьмой Транссибирский арт-фестиваль в моем родном Новосибирске. Я действительно горжусь программой. Фестиваль открылся 25 марта и длился месяц. На закрытии впервые в одном концерте на сцене оказались Новосибирский академический симфонический оркестр и Симфонический оркестр Мариинского театра, а за дирижерским пультом — маэстро Валерий Гергиев. Это крупный фестиваль, и для меня в нем много новых произведений, так что мы со скрипкой во время пандемии были очень заняты».
«2020 год пережит в тревогах, опасениях и надеждах, — рассуждает Аида Гарифуллина. — Локдаун поначалу поверг всех в смятение: что делать, как быть? Слишком резким было торможение. Однако и в этих условиях, я знаю точно, многие мои коллеги работали, даже находясь в изоляции. К счастью, совершенству в нашей профессии нет предела! Работы всегда много, и она далеко не всегда связана только со сценой». Певица отметила, что прошедший год дал возможность подумать о своей профессии, подготовить несколько новых концертных программ и оперных партий.
Этот год научил терпению и внимательности, отмечает Юрий Башмет, «поиску новых решений и желанию воплотить запланированное в жизнь». Музыкант признался, что, несмотря на время, проведенное с близкими людьми, именно возвращение на сцену он ощущает как возвращение «к своей настоящей жизни».
Будущее после пандемии
«Новый сезон спланирован, как и последующий. Началась продажа абонементов, готовятся новые программы, — говорит директор филармонии Кузбасса. — Зрители пока с некоторым опасением приходят на концерты, но тяга к живой музыке и к общению велика, и мы уверены: музыкальная жизнь налаживается. И наладится».
Для Московской филармонии сейчас наступает самое волнующее время — новый сезон будет юбилейным, поскольку в январе 2022 года площадка отмечает свое 100-летие. «Планировать его очень сложно, — говорит Алексей Шалашов. — Так как мы крепко вплетены в мировую музыкальную жизнь, где уже год рушатся артистические графики и контракты. Сезон формируется в условиях большой неопределенности и рисков, что осложняет договорные отношения. Приходится выстраивать афишу в условиях полного рассинхрона, пересматривать и менять успешные в прошлом экономические модели формирования сезона, преодолевать психологические проблемы, вызванные локдаунами. Кроме того, мы прорабатываем механизмы взаимодействия с публикой, позволяющие обеспечить их финансовую защищенность и по-прежнему отвечать высоким эстетическим запросам, которые мы сумели сформировать за прошедшие годы. Каждый концерт нового сезона — это уравнение с большим количеством неизвестных и с возросшим числом решений, учитывающих многообразную палитру вероятностей».
«Год назад стало очевидно, что мы некоторое время будем находится в непростой и, главное, другой реальности, — комментирует директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко. — Большая часть концертов была не отменена, а перенесена — начиная с августа 2020 года, мы играем и концерты запланированные, и концерты перенесенные. Из-за этого сезон складывается довольно плотно, если мягко сказать». Гринченко обратил внимание на ключевые проекты, которые «позволили перезапустить концертную деятельность» — это концерт на Мамаевом кургане в честь Дня Победы, ставший первым мероприятием 2020 года с присутствием зрителей, и Международный фестиваль имени Чайковского в Клину. «Свет в конце тоннеля не просто брезжит, — добавляет Гринченко. — Мы шаг за шагом возвращаемся к нормальной жизни». Но для сферы искусства это возвращение не будет простым, также объясняет Дмитрий: «Когда залы откроют на 100%, нужно будет еще и вернуть публику в нужном количестве».
В этом году с 1 по 9 мая 2021 года в Ярославле проходит XIII Международный музыкальный фестиваль под артистическим руководством Юрия Башмета. «То, что сейчас мы можем вернуться к нашим обычным датам, к праздничным дням в мае, лишний раз говорит о том, что культурная жизнь восстанавливается. Пока в мире ситуация с концертной жизнью очень тяжелая, у нас есть возможность дарить слушателям праздник — фестиваль с мировыми премьерами. Это огромная радость!» — поделился маэстро. Публику ожидает разнообразная и насыщенная музыкальная программа с участием исполнителей и коллективов мирового уровня: Янг Ксюфей (гитара, Китай), Дафид Фрэ (фортепиано, Франция), артист мира UNESCO, флейтист Кудси Эргунер и его ансамбль (Турция), Gstaad Festival Brass (Швейцария), барочный оркестр Les Muffatti (Бельгия) и контратенор Клинт ван дер Линде, Загребский камерный оркестр (Хорватия) и сразу три музыкальных драматических спектакля с участием Сергея Гармаша, Евгения Миронова, Андрея Мерзликина.
После сложного года классическое искусство постепенно возвращается к привычной жизни. И сами музыканты, и организаторы концертов, фестивалей, гастролей единодушны в том, что люди вернутся в залы за вечными ценностями, за эмоциональным сопереживанием артистам на сцене и творческими впечатлениями.