К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Менеджер по счастью: зачем компании нанимают корпоративных психологов

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Современные компании все чаще нанимают корпоративных психологов, в чьи задачи входит консультация сотрудников с рабочим выгоранием, тревожностью или депрессией. Психолог и основательница EdTech-приложения InMind Анастасия Батхина рассказала Forbes Life, как штатные специалисты помогают сохранить здоровую атмосферу в коллективе

Обращение к психологу — конфиденциальный вопрос. Официальную статистику по запросам клиентов невозможно найти в открытом доступе, но специалисты периодически делятся общими наблюдениями и показателями. Согласно опросу издания Huffpost, проведенному среди психологов, чаще всего люди на сеансах обсуждают вопросы взаимоотношений, тревожность и баланс между личной жизнью и работой. Отсутствие баланса, а также неумение правильно выстроить его часто приводят к профессиональному выгоранию. По результатам международного исследования Института Гэллапа 23% сотрудников регулярно испытывают симптомы выгорания, а 44% — время от времени. На протяжении последнего года на ментальное здоровье людей также воздействовала пандемия COVID-19. В опросе компании FlexJobs говорится, что среди более 1500 респондентов 75% чувствуют симптомы рабочего выгорания — 40% от этого числа начали ощущать их именно во время пандемии.

В 2019 году профессиональное выгорание было включено Всемирной организацией здравоохранения в 11-ю Международную классификацию болезней. Синдром не классифицируется как медицинское состояние, а относится к факторам, которые влияют на здоровье человека. В МКБ-11 выгорание характеризуется мотивационным или физическим истощением, снижением работоспособности, нарастающим психическим дистанцированием или чувством негативизма (цинизма) к профессиональным обязанностям. Психолог Герберт Фрейденбергер, изучавший выгорание еще в 1970-е годы, также относил к симптомам частые головные боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом, бессонницу, депрессию и раздражительность.

Школа выживания: как руководителю спасти сотрудников от выгорания

 

Задача корпоративного психолога, к которому обращается сотрудник с перечисленными симптомами, — определить присутствующие стресс-факторы и объяснить, как с ними работать. Данные исследований показывают, что чаще всего к выгоранию приводит несправедливое отношение к сотруднику, жесткие дедлайны, отсутствие четких ролей, ясной коммуникации и фидбэка со стороны руководителя. Психолог помогает клиенту выстроить диалог с руководством и создать инструменты и внутренние установки, которые помогут справиться с выгоранием. Один из вариантов психологической помощи — отказ от старых установок и заменой их новыми, более здоровыми и осознанными, которые учат гибкости и заботе о себе.

Руководителям важно понимать, что превентивные инструменты (тесты и тренинги) помогают определить выгорание и другие негативные эмоциональные симптомы у сотрудников на ранних стадиях. Многие современные компании уже внедряют инициативы, направленные на поддержание ментального здоровья команды. В апреле этого года руководство LinkedIn приняло решение отправить большую часть сотрудников в оплачиваемый отпуск, чтобы разгрузить специалистов от рабочих задач, вопросов и писем и предотвратить случаи профессионального выгорания. В Google стараются минимизировать стресс команды на фоне пандемии COVID-19. В компании появились долгосрочные планы удаленной работы и периодические выходные (дни «перезагрузки»), но практика показала, что этого недостаточно для борьбы со стрессом из-за коронавируса. Руководительница отдела глобальной устойчивости Google Лорен Уитт разработала серию видео для сотрудников, испытывающих синдромы выгорания. Каждый ролик посвящен отдельной теме: сну, дыханию, воспитанию детей и избеганию беспокойства.

 

Корпоративный психолог и рабочие конфликты

Разногласия на рабочем месте возникают по разным причинам: из-за плохо выстроенной коммуникации, размытых ролей и обязанностей, нездоровой корпоративной культуры и неумения специалистов общаться и решать конфликты. Согласно глобальному отчету компании CPP, 85% сотрудников в разной степени сталкивались с конфликтами на рабочем месте, при этом 29% из них конфликтуют практически постоянно. 34% респондентов отмечали, что разногласия были вызваны стрессом в процессе работы. Также, по данным CPP, 9% проектов так и не были реализованы из-за разногласий между специалистами. В целом сотрудники тратят около двух часов в неделю на рабочие конфликты и споры, из-за чего компании несут финансовые потери.

Здоровая атмосфера. Почему конфликты нужно пережевывать, а не глотать

В случае конфликта между сотрудниками корпоративный психолог выступает в роли медиатора. Следуя универсальному протоколу медиации, он общается со всеми участниками конфликта, и под его контролем каждая из сторон конструктивно выражает свою позицию. Специалист помогает найти решение для урегулирования разногласий и следит, чтобы условие выполнялось, назначая с конфликтующими несколько дополнительных встреч. Разрешить конфликты также помогают превентивные меры — например, тренинг по конструктивной коммуникации. Психолог обучает сотрудников приемам бесконфликтного общения — объясняет, как давать обратную связь, выражать свою позицию и обсуждать рабочие вопросы так, чтобы не задеть коллег и сохранить конструктивность.

 

Личные проблемы сотрудников

К штатному специалисту обращаются не только с профессиональными запросами, но и с личными проблемами, которые влияют на качество работы. Опрос компании Bensinger, DuPont & Associates показал, что 47% сотрудников отмечают влияние семейных и личных проблем на рабочую продуктивность. Другие 15% респондентов рассказали, что пропускали работу по причинам личного характера. Согласно данным ВОЗ, около 10% трудоспособных взрослых не способны работать из-за личных проблем.

К личным запросам относят и проблемы, связанные с эмоциональным состоянием — это тревожность, депрессивные периоды и апатия. Эпидемиологические и социологические данные показывают, что от депрессии страдают от 8 до 12% людей во всем мире. Согласно статистике, депрессивные эпизоды сотрудников обходятся американским работодателям примерно в $210 млрд в год из-за потери производительности, но при этом внедрение в корпоративную культуру различных служб поддержки и позиции штатного психолога повышает работоспособность команды и окупается на 300% за два года.

Иногда проблема сотрудника находится вне компетенций корпоративного психолога — специалист может увидеть клинические симптомы или необходимость в медикаментозной терапии. В таких случаях работника направляют к клиническому психологу, психиатру или психотерапевту. В профессиональном психологическом сообществе это общепринятая практика — определять границы своих компетенций и честно говорить клиенту, если их не хватает для решения проблемы.

Проблема доверия штатному психологу

От обращения за психологической помощью сотрудников чаще всего останавливают страх нарушения конфиденциальности и предубеждение о приоритетах психолога. Работник боится, что его переживания станут общественным состоянием, или опасается увольнения в случае недовольства компанией. Психолог работает в рамках этического кодекса Российского психологического общества, который составлен на основе закона «О защите персональных данных», Всеобщей декларации прав человека и других документов, регулирующих принципы проведения медицинских исследований. Согласно кодексу, информация, полученная психологом в процессе работы, не может разглашаться намеренно или случайно без согласия пациента. Также любые результаты психологических исследований должны быть представлены таким образом, чтобы не скомпрометировать пациента или самого специалиста.

Сейчас деятельность психологов в России не подлежит лицензированию — если специалист нарушит конфиденциальность, то ему не запретят работать. Единственные его убытки — репутационные потери. Клиент, чтобы восстановить справедливость, может пожаловаться в профессиональную ассоциацию, в которой состоит психолог. В таком случае есть вероятность, что его исключат из сообщества и внесут в черный список специалистов.

 

В компаниях за работой штатных психологов следит руководство, которое способно проконтролировать нарушение границ подчиненных. Руководители не получают личную информацию с сеансов, но им передают сводный отчет по психологическому климату в коллективе. Этот документ учитывает ряд показателей: удовлетворенность стилем руководства, обстановку в команде. Руководители изучают средние значения по своему отделу и анонимную обратную связь, с которой можно работать дальше. Например, быть лояльнее к дедлайнам и не поощрять сверхурочную работу.

«Сотрудники приходят и плачут». Зачем в «1С-Битрикс» наняли психоаналитика

Сегодня все больше организаций заинтересованы в благополучии своих специалистов, поскольку экономические показатели напрямую зависят от эмоционального комфорта сотрудников. Эти изменения заметны и в работе российских компаний. У онлайн-ритейлера Wildberries есть позиция менеджера по счастью, а сотрудникам Сбербанка доступен сервис психологической поддержки и курс Mindfullness для повышения стрессоустойчивости и профилактики эмоционального выгорания. В 2020 году психологическую поддержку для своих российских специалистов запустила компания PwC, начав сотрудничать с платформой дистанционных консультаций «Понимаю». В описании современных вакансий все чаще среди условий можно найти присутствие в компании корпоративного психолога и наличие комнаты для релаксаций. Это позитивное начинание российских компаний, так как работа с ментальными проблемами позволяет на 36% увеличить продуктивность команды и снизить количество больничных.

И себе, и людям: как и сколько зарабатывают российские онлайн-сервисы психотерапии

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+