К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Лексика слабаков: как «бесхребетные» слова снижают эффективность

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Каким будет ваш жизненный путь и насколько амбициозные задачи вы осмелитесь перед собой поставить — все это во многом зависит от того, как вы излагаете мысли. Если вы часто употребляете лексику, которая свидетельствуют о сомнениях и страхах, то верить в свои силы будете все меньше, считает Дэйв Эспри

Автор бестселлера «Биохакинг мозга» Дэйв Эспри взял интервью у лучших из лучших в разных профессиях, причем некоторые из его собеседников были первопроходцами в своих сферах деятельности. Все советы и идеи оформились в 46 правил, с помощью которых можно стать умнее, быстрее и счастливее. Forbes Life публикует главу из его новой книги «Меняя правила. Что помогает лидерам, новаторам и неординарным личностям побеждать», которая выходит в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

Моя подруга Джей-Джей Верджин — специалист по оздоровлению и достижению благополучия. New York Times четырежды признал эту замечательную женщину одним из самых успешных и популярных авторов, а ее исследования в диетологии стали настоящим спасением для сотен тысяч людей. Кроме того, она обучает новаторов в области медицины распространять и применять свои знания так, чтобы возможность эффективно лечиться была у всех, кто в этом действительно нуждается. Несколько лет назад сын Джей-Джей, Грэнт, получил серьезную травму: его сбила машина, а водитель поспешил уехать с места происшествия, оставив мальчика лежать на обочине. Врачи сказали, что перевозить Грэнта в единственную больницу, где ему могли бы сделать сложную операцию, смысла нет, потому что спасти удастся либо только сердце мальчика, либо его мозг.

Джей-Джей и не думала сдаваться — слишком любила сына и была по натуре настоящим бойцом. Всей душой веря в то, что Грэнт выкарабкается, она вместе с ним прошла путь к выздоровлению. Мальчик перенес операцию, вышел из состояния комы (этого, по мнению врачей, вообще не должно было случиться), а через некоторое время уже был способен читать, ходить и даже бегать. Вероятность, что Грэнт выживет, была ничтожно мала. Как говорила Джей-Джей, к выздоровлению привело сочетание многих факторов, начиная с современной и очень эффективной терапии и заканчивая опытными хирургами и правильно подобранной диетой. Но решающую роль, по мнению мамы, сыграло то, что она неусыпно следила за тем, какие слова говорят медики и она сама вблизи Грэнта. Когда мальчик был в коме, доктора и медсестры, заходя в палату, были уверены, что он ничего не слышит. Но Джей-Джей ни им, ни себе не позволяла произносить фразы, выражавшие сомнение в том, что мальчик выздоровеет. Находясь возле сына, она чувствовала, что слова могут очень сильно повлиять на состояние его организма. Джей-Джей снова и снова проговаривала вслух предложения, в которых звучала ее непоколебимая вера в то, что все будет хорошо. Один из врачей, зайдя в палату, сказал: «Если он все-таки выйдет из комы, то мы сделаем все возможное для того, чтобы он не потерял способность ходить». ДжейДжей тут же отошла вместе с доктором подальше от койки Грэнта: ей не хотелось, чтобы из-за подобных мрачных прогнозов в организме сына закреплялась психологическая готовность к плохому исходу.

 

Когда Грэнт очнулся, по нему было видно, что в своей способности восстановить здоровье он уверен на 110%. Он ни разу не выразил сомнений в том, что снова сможет ходить. И на мой взгляд, ничего удивительного в этом нет. Судя по всему, решающую роль и впрямь сыграли слова, которые так тщательно подбирала Джей-Джей, находясь в палате сына. С помощью слов любой из нас может воздействовать на мозг и тело, для самого себя устанавливая вполне конкретные ожидания и ограничения. Наша лексика — это часть нашего ментального «программного обеспечения». Используйте ее разумно и аккуратно, и тогда вам удастся достичь таких результатов, о которых раньше вы даже не мечтали.

Пожалуй, больше всех о силе слова знает Джек Кэнфилд, автор легендарной серии книг «Куриный бульон для души». На данный момент продано уже несколько сотен миллионов книг из этой серии, а Кэнфилд однажды побил мировой рекорд, когда в один и тот же список бестселлеров по версии New York Times были включены сразу семь его книг. Джек стремился узнать конкретные правила, помогающие людям исполнять заветные желания, и наиболее важные результаты этого исследования описал в книге «Принципы успеха. Как начать путь осуществления желаний» (The Success Principles: How to Get from Where You Are to Where You Want to Be). В интервью мы с Джеком обсудили, кроме всего прочего, то, как важно помнить о влиянии речи на саморазвитие. Оказалось, у него есть список «вредных» слов, которые он своим ученикам и клиентам рекомендует не употреблять.

 
Внимательно слушайте и как можно чаще анализируйте всё, что говорите, и вам удастся избавиться от привычки неосознанно «программировать» мозг на неэффективную работу

Любопытно, что у меня тоже есть аналогичный список. Я завел его, когда с помощью биохакинга начал как следует анализировать все, что произношу в течение дня. И вот однажды я понял, что неосознанно проговариваю очень много таких слов и фраз, в которых отражается неуверенность в себе. Произносил я их по привычке даже тогда, когда, используя нейронную обратную связь, переходил в состояние высокой степени осознанности. Мое подсознание продолжало выбирать слова, которые побуждали меня сосредоточиваться на мелочах и откладывать выполнение важных задач на потом.

Эти вредные частицы лексикона я называю «бесхребетные слова и выражения». Мои сотрудники из проекта Bulletproof знают, что если на совещании в речи кого-то из них появятся признаки сомнений, лени или равнодушия, то я не оставлю это без критики. Джек рассказал мне, что у него для таких случаев в офисах стоят пустые сосуды, и тому из членов его команды, кто вдруг произносит «бесхребетное слово», полагается поместить в один из сосудов два доллара. Это не наказание, а способ продемонстрировать, что пессимистичная лексика влияет на прибыльность общего дела. Речь, не загрязненная мрачными выражениями, — признак правильно работающего мышления и решительности. Внимательно слушайте и как можно чаще анализируйте всё, что говорите, и вам удастся избавиться от привычки неосознанно «программировать» мозг на неэффективную работу.

Среди всех «бесхребетных» слов и выражений есть четыре особенно опасных, которые вы наверняка произносите по многу раз в день. Если бы они прозвучали из ваших уст в разговоре со мной, я бы обратил на них ваше внимание сразу же (по крайней мере если вы мне к тому времени уже были бы симпатичны).

 

1. «Не могу»

Оно на первом месте и в списке Джека, и в моем. Наверняка это самое вредоносное выражение из всех, что вы проговариваете в течение дня. «Не могу» означает, что нет ни одного шанса осуществить желаемое.

Ни о какой энергичности и новаторских идеях в этом случае, разумеется, и речи быть не может. Но давайте разберемся. Сказать «я не могу это сделать» вас обычно побуждает несколько причин: а) вам не хватает чьей-то поддержки или помощи; б) у вас пока нет нужных средств для достижения цели; в) вы еще не придумали план действий; г) вы попросту не хотите добиваться цели.

А может быть, вы растерялись, потому что выбрали такой путь, по которому никто пройти пока еще не осмеливался. Стать первым на этой стезе вы сможете только в том случае, если разовьете творческое мышление, позволяющее решать нестандартные проблемы, и научитесь использовать любую возможность приблизиться к мечте.

Словом, не торопитесь называть какую-то из своих целей недостижимой. Она, может, просто-напросто не нужна вам на нынешнем этапе жизни или, вероятно, путь к ней наполнен многими препятствиями и требует от вас смелости, упрямства. Но эта цель уж точно не может быть недостижимой.

В отличие от сознания, подсознательная часть вашего разума неспособна понять истинные причины, по которым вы употребляете выражение «не могу». Она просто прислушивается к тому, что вы говорите. Это различие между двумя частями вашего разума приводит к тому, что незаметно возникают повышенная тревожность и внутренние противоречия. Вернуться к душевной гармонии и уверенности можно, если начать как можно чаще употреблять слова, которые и сознанием, и подсознанием будут истолкованы одинаково. Не забывайте, что и окружающие, слыша вашу речь, воспринимают ее на двух уровнях — сознательном и подсознательном. Тщательно подбирая слова, вы начнете располагать к себе всё больше и больше людей.

 

Я испытал это на себе, когда в период работы над этой книгой мне надо было лететь в Нью-Йорк на «Шоу доктора Оза». В аэропорт я приехал не за час до вылета, а за пятьдесят минут, и несмотря на то, что уже был зарегистрирован на рейс в интернете, меня не пропускали без распечатанного посадочного талона. Сотрудница аэропорта наотрез отказалась предоставить мне бумажный посадочный талон и даже заявила: «Лететь этим рейсом вы не можете». Услышав «не можете», я сразу начал думать, как можно преодолеть возникшее препятствие. Вскоре я догадался купить у другой авиакомпании самый дешевый билет в какой-то совершенно ненужный мне город и получил распечатанный посадочный талон, с которым меня без проблем пропустили. И вот я уже спокойно шел до самолета, который полетит в НьюЙорк. На лице женщины, которая утверждала, что я не смогу улететь, возникло недоумение. И это было мне приятно. Еще приятнее было осознавать, что теперь мне ничто не помешает поучаствовать в шоу Оза.

Итак, заведите такую привычку: как только произносите «не могу» или вам говорят «не можете», сразу понимайте это как ложь. Прекрасный способ посмотреть на проблемы под совершенно иным углом, правда? Попробуйте не употреблять «не могу» целую неделю. Можно было бы, конечно, сказать вам: «Вы точно не сможете это сделать». Однако я буду с вами честен и скажу: «Это очень трудно до тех пор, пока не начнете практиковаться».

Семь грехов памяти: почему забытые слова вертятся на языке 

2. «Надо» («нужно», «необходимо» и т. д.)

Эти слова часто произносят взрослые, когда обращаются к детям. Например, родители говорят: «Нам надо идти, собирайся. Тебе нужно надеть куртку». На самом же деле ни о какой необходимости, без которой вы бы погибли, речи не идет, просто родителям хотелось уйти, а вы, если бы не надели куртку перед выходом на улицу, простудились бы. Когда организм получает распоряжение со словами «надо» или «нужно», он воспринимает это как требование, необходимое для спасения жизни. Так работают глубинные уровни подсознательной части вашего разума, в то время как сознание прекрасно понимает истинное значение любого «надо» и «нужно».

 

Эти слова вы наверняка употребляете в самых разных обстоятельствах. Например, вы говорите «Надо перекусить» или «Нужно купить новое пальто». Но на самом-то деле вам этого не надо, вы просто обманываете собственный мозг, а он из-за этого теряет силы. Без чего вам точно не обойтись, так это без кислорода (хотя бы один вдох в минуту), воды (хотя бы раз в пять дней) и еды (минимум раз в два месяца, чтобы не умирать от голода). Все это вам действительно нужно, все это — потребности. К тому же вам нужны крыша над головой и способ поддерживать тепло. Все остальное — желания, а не потребности. Именно поэтому используйте слова «надо» или «нужно» лишь в крайних случаях. Во всех остальных обстоятельствах будьте честны с собой и говорите «хочу», «захотелось», «это мой выбор», «я решил» и т. д.

Это особенно важно для тех, кто хочет эффективно управлять людьми. Надо всегда помнить, что системы нашего организма неспособны чувствовать разницу между настоящей и воображаемой угрозой. Допустим, вы говорите своей команде, что нужно выполнить какие-то задачи. Если бы ваши подчиненные были убеждены, что от выполнения вашего распоряжения зависит жизнь каждого из них, рано или поздно это привело бы к панике и множеству неправильных действий, согласитесь. Избыточное психологическое напряжение не позволило бы работать планомерно и эффективно. Можно легко заставить людей бежать двумя способами: чем-то сильно напугать их или показать какую-нибудь очень притягательную цель. Вместо того чтобы сказать своим единомышленникам в проекте Bulletproof, что нам кровь из носу надо закончить работу в определенный день, я обычно говорю: «Это очень важное задание для всех нас, ребята. Давайте обсудим препятствия, которые могут нам помешать. Какие шаги позволят преодолеть их?» Говоря на этом честном языке, я сразу даю людям понять, что готов разбираться вместе с ними в любых сложностях, с которыми мы можем столкнуться. Увы, есть такие люди, которые, услышав от начальника слово «надо», бегут к поставленной цели как ужаленные, хоть в глубине души и не верят в ее достижимость. Пожалуйста, не ведите себя так и не заставляйте своих подопечных становиться такими безумцами. Поменьше «надо» и «нужно», побольше «хочу», «планирую» и т. д.

Постарайтесь не употреблять «надо», «нужно», «необходимо» и другие подобные им слова и выражения в течение недели. Если вы будете внимательны, то заметите, что даже в тех случаях, когда все эти слова кажутся незаменимыми, вы, скорее всего, просто пока еще руководствуетесь привычкой к ним. К примеру, вы скажете: «Надо идти прямо сейчас, а не то магазин закроется и мы ничего не купим». Во второй части фразы вроде бы разумно обосновано то, что утверждается в первой. И все же чувствуется ограниченное восприятие мира и пессимизм. А что, если просто позвонить в магазин и попросить продавцов закрыться минут на пять позже установленного времени? Или попросить друга сходить туда? Это уже больше похоже на свободное творческое мышление и здоровую расслабленность, которые не имеют ничего общего с ментальной клеткой под названием «надо».

3. «Плохо» («плохой», «плохие» и т. д.)

Если рассуждать объективно, то по-настоящему плохих явлений и событий в жизни очень мало. «Плохой» — это зачастую лишь ваше личное оценочное суждение. Прислушиваясь к нему, подсознание начинает подготавливать вашу психику и биохимические процессы в организме к столкновению с серьезной угрозой. В большинстве случаев, когда вы что-то называете плохим, вы имеете в виду, что вам это просто не нравится или вы этого не хотите. «Я планировал устроить пикник, но пошел дождь. Это плохо», — говорите вы. Хотя на самом деле для ланча подойдет и какое-нибудь помещение, где, кстати, точно не будет муравьев. Да и вообще, вам повезло, что сегодня появилась возможность устроить себе полноценный перекус. Разве стоит в подобном случае говорить, что дождливая погода — это плохо?

 

Еще одна проблема в том, что мы часто произносим слова «плохой» или «плохо», когда говорим о еде. Стоит помнить, что разным людям нравятся разные продукты, поэтому нет смысла называть определенное блюдо плохим, равно как и человека, которому это блюдо по вкусу. Даже если ешь что-то очевидно вредное, например веганский бургер, содержащий глютамат натрия, это все равно лучше, чем быть на последнем издыхании от голода. Произнося слово «плохой», вы настраиваете мозг на излишнюю категоричность. Мир не делится только на «плохое» и «хорошее». Да, есть безусловно ужасные явления, такие как насилие или стихийные бедствия.

Но когда речь идет о нашей повседневной жизни, воспринимать все происходящее через черно-белый фильтр глупо. Вешая на какое-то обстоятельство ярлык «плохое», вы сами себе создаете лишние трудности и теряете шанс выяснить, какую выгоду можно извлечь из этого «плохого».

Дар убеждения: как доказать оппоненту, что ваши решения верны 

4. «Попытаюсь» («попробую», «постараюсь»)

В этих словах всегда отражена вероятность неудачи. Согласны? Станете ли вы доверять тому, кто скажет: «Постараюсь завтра подъехать к аэропорту и подвезти тебя до дома, когда прилетишь»? Судя по формулировке, он может и не приехать. Доверять лучше тому, кто просто говорит, что приедет к аэропорту и подвезет до дома. Если скажете себе, что попробуете продержаться на какой-то системе питания столько-то дней или постараетесь прочесть книгу, то ваше подсознание настроится на неудачный исход. И у вас случится либо приступ обжорства, либо лень и сонливость не позволят осилить нужное количество страниц.

 
Помните, магистр Йода из «Звездных войн» говорил: «Не попытайся, а делай! Или не делай. Не может быть никаких попыток».

В своих выступлениях на различных встречах и конференциях, когда обсуждаются программные вопросы, Джек Кэнфилд демонстрирует силу «бесхребетных слов», например, следующим образом. Он просит сидящих в зале положить на колени блокнот, ручку или что-нибудь, что есть под рукой, — а затем поднять этот предмет. Далее Джек снова просит положить предмет на колени и говорит: «А теперь просто попытайтесь его поднять». Слыша такую формулировку, все чувствуют легкую растерянность. Некоторые начинают поднимать предмет, но у них это получается не так быстро, как всего полминуты назад: возникает ощущение, что ручки, карандаши и блокноты стали немного тяжелее. Все это из-за одного-единственного слова — «попытайтесь». Услышав его, мозг каждого из сидящих в зале сразу настроился на то, что попытка может быть и неудачной.

Если хотите совершенствоваться полноценно, лучше перестать придумывать самому себе оправдания. Побуждайте мозг работать как можно активнее. И это не значит, что надо браться сразу за десятки задач. Просто будьте честны с собой, занимайтесь только теми делами, которые окажут значимое положительное влияние и на развитие вашей карьеры, и на личностный рост в целом. Помните, магистр Йода из «Звездных войн» говорил: «Не попытайся, а делай! Или не делай. Не может быть никаких попыток». Он стал мудрым и сильным потому, что совершал действия, а не попытки. Советую брать с него пример.

13 идей для выходных: что делают в свободное время успешные люди

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+