Мрачно, длинно и круто: зачем смотреть «Лигу справедливости Зака Снайдера»
Зак Снайдер — один из самых странных ремесленников Голливуда. Он может снять суперуспешный фильм за относительно скромные деньги («300», собравший в семь раз больше своего бюджета), затем три раза подряд провалиться в прокате («Запрещенный прием» и вовсе едва окупил затраты на производство), но при этом остаться востребованным режиссером. Его фильмы называют бессмысленными, неоправданно пафосными, переусложненными и претенциозными. Бывший кинокритик, ныне режиссер Роман Волобуев назвал его «королем бессмысленного рапида» — этот прием Снайдер действительно очень любит: если взять свежую «Лигу справедливости» и прикинуть, сколько хронометража можно было бы сэкономить, убрав все слоу-мо, получится, наверное, минимум полчаса. В общем, почему студии продолжают давать Снайдеру деньги на его размашистые полотна, которые потом зачем-то режут, — не очень понятно. Зато с самим фильмом все более-менее ясно.
Что вообще такое «Лига справедливости Зака Снайдера»? Это, если говорить просто, режиссерская версия довольно слабой «Лиги справедливости» 2017 года — тот же самый фильм, но другой, сильно переработанный, без продюсерских купюр, чистая снайдеровщина длиной в четыре часа.
Слегка размытый человек: что не так с документальным фильмом про Билли Айлиш
Завязка у картины стандартно-супергеройская. После событий фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» Кларк Кент (он же Супермен, Генри Кавилл), сраженный в схватке с монстром Думсдэем, лежит в могиле. Его смерть вызвала активацию трех Материнских кубов — могущественных артефактов, способных изменить мир. Один из них хранится в Темискире, городе амазонок и родине Дианы Принс (она же Чудо-женщина, Галь Гадот), которая, параллельно с работой в научно-исследовательском институте, продолжает сражаться с гидрой зла. Из родного города до нее доходит мрачная весть: злодей Степенвульф с планеты Армагеддон и его армия демонов выкрали артефакт и планируют разыскать оставшиеся два, чтобы захватить Землю и подготовить ее к приходу своего хозяина, могущественного Дарксайда. Чтобы не допустить этого, Чудо-женщина находит Брюса Уэйна (он же Бэтмен, Бен Аффлек), и вместе они собирают команду противостояния вселенскому злу. В нее входят повелитель морей Аквамен, самый быстрый человек на планете Флеш и Киборг — молодой парень, при помощи науки превращенный в высокотехнологичного киборга.
Напоминание о сюжете будет не лишним, так как за три года воспоминания о «Лиге справедливости» у многих практически выветрились. Дело в том, что оригинальную «Лигу» Снайдер даже не закончил — в процессе разработки у него случилась семейная трагедия. Оставив режиссера наедине с горем, студия призвала на помощь постановщика «Мстителей» Джосса Уидона, чтобы тот закончил проект. Вышедший из-под его пера в 2017 году фильм был похож на чудовище Франкенштейна, которое слепили из того, что было, и выпустили на свет пугать зрителей своим странным видом. Апокалиптическая атмосфера в нем сочеталась со странным «детсадовским» юмором, истории многочисленных персонажей рассказывались с невероятным сумбуром, от чего те были похожи на болванки для генерации спецэффектов и диалогов с неуместным апломбом. 20 мая 2020 года Снайдер сообщил, что работает над режиссерской версией своего фильма – этому предшествовала оброненная исполнителем роли Аквамена Джейсоном Момоа фраза, что авторская версия «Лиги справедливости» существует, и флешмоб в интернете #ReleasetheSnyderCut от фанатов режиссера.
«Нос, или Заговор «не таких» Андрея Хржановского: грандиозная киноопера про силу искусства
Теперь, определенно, можно сказать, что порочную практику с купюрами от продюсеров, калечащих фильмы Снайдера, пора прекращать. Схожая судьба преследовала его на многих предыдущих проектах. «Бэтмен против Супермена» и «Хранители» выходили с сюжетными пустотами размером с черную дыру. Самый авторский проект «Запрещенный прием» из многосложной готической сказки превратился в бессмысленный парад спецэффектов. Глядя на то, чем «Лига справедливости» должна была стать изначально, понимаешь, насколько все-таки порой важно прислушиваться к автору и не торопиться с выпуском фильма на радость фанатов, если он не готов. Больше всего возникает вопросов к тому, зачем продюсерам вообще понадобилось перерабатывать концепцию, в частности, пытаться смягчить снайдеровскую интонацию юмором а-ля Marvel — в режиссерской версии хватает отличных и органичных гэгов. Особенно хороши новые реплики от Флэша, которому не зря ваяют отдельный фильм. В целом «Лига справедливости» на порядок мрачнее творений компании-конкурента, но в этом и есть шарм DC-фильмов.
Но главное — фильму реально нужны все четыре часа, которые он длится. И не только для слоу-мо, но и для раскрытия персонажей. Если у Бэтмена, Супермена и Чудо-женщины еще до выхода первой «Лиги справедливости» были свои сольные фильмы, то Киборг, Флэш и Аквамен в фильме 2017-го выглядели чисто техническими персонажами, необходимыми для движения сюжета вперед. В фильме Снайдера у каждого из них появилась своя арка, их предыстории рассказаны подробно и обстоятельно. Больше внимания уделено проработке характеров: фаталистичный Киборг, например, получился чуть ли не самым интересным в компании. В его жизни появился ярко выраженный внутренний конфликт — ненависть к отцу, с которой он пытается разобраться, оставаясь в глубине души человеком и сыном, хоть и пребывая в теле машины. Сложные семейные отношения — это вообще для Снайдера любимейший инструмент, чтобы привязать зрителя к персонажам: Чудо-женщина страдает от разрыва с родными амазонками, Флэш не может смириться с реальностью и отцом-уголовником. Даже демонический Степенвульф, прислуживающий могучему Дарксайду, пытается заслужить его уважение, будто ребенок перед строгим родителем.
Глубина — это то, чего не хватало версии 2017 года, из-за чего она смотрелась как набор не слишком изобретательных экшен-сцен, скрепленных надуманным сюжетом. Теперь же «Лига справедливости» стала выглядеть достойно, и все четыре часа смотрятся с интересом. Для тех, кому этого будет слишком много за раз, фильм разбит на шесть эпизодов. Но мы все же рекомендуем не дробить его, а смотреть взахлеб от начала до конца. В своем лучшем виде картина Снайдера смотрится как эпическое полотно о долге и фатальности жизни, не уступая по размаху финальным «Мстителям», а кое-где и превосходя их по части эмоционального отклика. Но, пожалуй, самый большой сюрприз, который припас режиссер — эпилог. И не только из-за камео Джокера в исполнении Джареда Лето, который даже близко не похож на аляповатого клоуна из «Отряда самоубийц». Снайдер делает совершенно неожиданный и непредсказуемый поворот, после которого становится ясно: «Лига справедливости» — лишь разгон перед самым интересным.