К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Беспощадные поиски правды: «Рыцари справедливости» — мощная трагикомедия с Мадсом Миккельсеном

Кадр из сериала «Рыцари справедливости»
Кадр из сериала «Рыцари справедливости»
18 февраля в прокат выходит трагикомедия «Рыцари справедливости» с Мадсом Миккельсеном — о бессмысленной и беспощадной мести. Почему фильм заслуживает самой широкой зрительской аудитории — в рецензии Forbes Life

У случайных людей будет большой соблазн сравнить «Рыцарей справедливости» с другим недавним хитом из Дании — «Еще по одной» (Druk). Плюс-минус все условия соблюдены: Мадс Миккельсен в главной роли, в центре повествования — компания мужчин, травмированных неказистой реальностью, которые решают проверить одну завиральную теорию в действии. Можно даже найти неожиданные параллели в биографии режиссеров: как и постановщик Druk Томас Винтерберг, Йенсен — выходец из датского кинообъединения «Догма-95», написавший сценарий к одному из стилеобразующих фильмов движения, «Последняя песнь Мифунэ». Постепенно он отошел от радикализма к более традиционным опытам и стал, возможно, самым самобытным сценаристом Дании, где-то на уровне Чарли Кауфмана в США и Юрия Арабова у нас. Но все-таки «Рыцари справедливости» — совсем другое, отличное от «Еще по одной» кино по своему настроению и сути. Роднит их лишь то, что обе картины заслуживают самой широкой зрительской аудитории.

«Мы суровый северный народ»: Юрий Колокольников — о Нолане, «Крюке» и образе плохих русских

В одной семье день не задался с самого начала: у Эммы не заводится машина, у ее дочери-подростка Матильды крадут велосипед, обе решают проехаться на наземном метро — по дороге их вагон врезается другой поезд. В кошмарной катастрофе выживает девочка и случайный попутчик — математик Отто, помешанный на теории, что все в нашем мире не случайно и имеет первопричину. Испытывая угрызения совести (он уступил место Эмме, из-за чего остался жив, а та погибла), он начинает изучать обстоятельства происшествия и привлекает к делу двух друзей-гиков — коллегу-математика Леннарта и хакера-домоседа Эмменталера. Вместе они приходят к выводу, что авария могла быть связана с деятельностью байкерского клуба «Рыцари справедливости», который в прессе называют прикрытием для криминальных дел. С этой информацией они идут к Маркусу, военному ветерану, отцу Матильды и мужу погибшей Эммы. Получив в руки повод расквитаться с потенциальными убийцами, не знающий жалости боец берется за оружие, а новые товарищи ассистируют ему, желая убедиться, что их теория действует.

 
Уже по завязке фильма можно понять, что если и придется смеяться, то разве что нервным смехом

Было бы в корне неверным позиционировать «Рыцарей справедливости» исключительно как комедию, несмотря на большое количество юмора, порой очень черного. Уже по завязке можно понять, что если и придется смеяться, то разве что нервным смехом. Картина Йенсена выполнена в жанре трагикомедии, еще более древнем, чем все кино и искусство вместе взятые. Придуманная греками, знатоками эмоциональных рычагов, она заставляла зрителя плакать и смеяться почти одновременно. На этом же контрасте работает датский фильм: невозможно не посмеиваться (а то и хохотать), глядя, как по наводке взрослых мужчин, не переросших в себе внутреннего Шелдона Купера, монструозный Маркус без лишних вопросов ломает шеи ничего не понимающим злодеям. Смех над смертью — классический способ справиться с печалью, а ее в фильме тоже будет много.

История одной катастрофы: Павел Табаков и Михаил Ефремов в сериале «Полет» 

 

Герои фильма — инвалиды, в первую очередь моральные. В прошлом Леннарта и Эмменталера глубокие психологические травмы, про Маркуса и говорить нечего — для него слово «мораль» ничего не значит, он страдает от почти полного отсутствия эмоций, а точнее, вообще от этого не страдает. Что становится огромной проблемой: «солдат, не знающий слов любви», он прячет за своей седеющей бородой и внешней непрошибаемостью тлеющие останки здравомыслия и свою несостоятельность как родителя. Вернувшись домой, он вновь выходит на тропу войны, потому что совершенно не знает, как жить иначе. Одна из сильнейших сцен в фильме, когда он, в очередной раз не найдя общего языка с дочерью, выбрасывает приготовленные для нее жареные яйца в мусорку — в этом скупом движении  ощущается такая агрессия, что становится ясно: конец у этой истории будет печальный.

Но Йенсен удивляет, добавляя в этот горький и мрачный сюжет мажорные нотки. Несмотря на то, что сам Маркус временами отталкивающе неприятен, а его друзья — чрезмерно эксцентричны, чтобы воспринимать их всерьез, к ним проникаешься огромной симпатией. Мстители не по зову толпы, а по призванию сердца, они не могут не вызывать уважения, ведь преследуют вроде бы благую цель — зачищают этот мир от зла, рискуя собственной шеей.

Проще всего начать оправдывать людей, которые в поисках правды и закона идут делать зло

Не просто так фильм пронизан библейскими мотивами: после очередной расправы товарищи включают радио, а там звучит умиротворенный хорал. Женщина во время отпевания жены Маркуса произносит сакральное: «Когда происходит трагедия, мы не знаем, кому приписать это деяние, и приписываем случаю». Где-то с этого момента становится очевидно, что это просто очередная ловушка, остроумно выставленная режиссером, в которую зритель легко попадается. Проще всего начать оправдывать людей, которые в поисках правды и закона идут делать зло.

 

Тем и хорош «Рыцари справедливости»: двойное дно в нем к финалу трансформируется в некое подобие лабиринта, с логическими тупиками и вопросами к Богу. Йенсен, любитель эпатировать публику, проворачивает тот же фокус, что и во всех своих предыдущих фильмах: берет жанровые лекала (в данном случае — черную комедию с вкраплениями боевика в духе «Джона Уика») и заворачивает в них почти философскую историю о поиске истины в немилосердном мире. А шикарный актерский состав разыгрывает не только свои роли, но и самого зрителя. Шалость определенно удалась: трудно не поддаться обаянию этого необычного фильма и не позволить себе с удовольствием обмануться.

Токсичные розовые облака, безумие от Николаса Кейджа и трудный подросток : 10 лучших фильмов кинофестиваля Sundance-2021

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+