«Не только ради себя»: как Билл Гейтс продолжает борьбу с климатическими изменениями
Билл Гейтс хочет, чтобы мир знал две цифры: 51 млрд и ноль. Первое ― количество тонн парниковых газов, которые обычно выбрасываются в атмосферу ежегодно в результате деятельности человека. Второе ― объем выбросов, которого нужно достичь к 2050 году во избежание климатического кризиса.
У Гейтса есть план, как превратить 51 млрд в 0, и он с радостью утверждает, что ценника в триллионы долларов можно не опасаться. Что вполне ожидаемо от человека, сделавшего состояние на технологиях, предлагаемое миллиардером решение проблемы во многом завязано на инновациях.
Свой план он описал в новой книге «Как избежать климатической катастрофы: имеющиеся решения и необходимые инновации», которая готовится к выходу 16 февраля. В преддверии старта продаж Гейтс поговорил с Forbes о том, зачем написал книгу. Также он поделился подробностями, которые в новинке не освещены: тем, сколько он вложил в углеродно-нейтральные предприятия, на какое из них он возлагает самые большие надежды, включая новый тип атомной электростанции, и рассказал о своих возможных планах в сфере инвестиций в дальнейшем.
По словам Гейтса, главная цель книги ― четко обозначить секторы экономики, на которые приходятся те самые 51 млрд тонн парниковых газов, ежегодно выбрасываемых в атмосферу. «Сама количественная база ― первостепенный аспект любой проблемы ― попросту отсутствовала», ― заявляет Гейтс в ходе видеоинтервью из конференц-зала в Сиэтле. Цель, к которой должна стремиться вся планета, ― сокращение выбросов к 2050 году до нуля. Гейтс весьма оптимистичен и полагает, что, как бы это сложно ни звучало, нам это удастся.
Откуда берется 51 млрд тонн?
По оценке Билла Гейтса, из-за пандемии объем выбросов парниковых газов в 2020 году упал на 5%. Однако в обычный год, как пишет Гейтс в новой книге, в атмосфере оказывается 51 млрд тонн парниковых газов.
— 31% — промышленное производство, включая стали, цемент, пластик и т. д.;
— 16% — транспорт: личные автомобили, самолеты, поезда и т. д. В своей книге Гейтс отмечает, что транспорт — крупнейший источник выбросов парниковых газов в США: «Мы, американцы, ездим и летаем очень много»;
— 19% — животноводство, сельское хозяйство, леcоводство;
— 7% — холодильные и отопительные установки;
— 27% — производство и передача электроэнергии;
Как в книге, так и в личной беседе основатель Microsoft признает, что он не лучший глашатай в вопросе климатических изменений. «Одна лишь мысль о том, что один человек якобы знает, что всем нам нужно делать, вызывает неприятие», ― отмечает миллиардер. В книге он пишет: «В мире хватает богатых людей со свежими идеями о том, что должны делать остальные, уверенных, что благодаря технологиям можно преодолеть любую трудность».
Гейтс не отрицает, что владеет большими домами и летает на частных самолетах, но уточняет, что для своих перелетов покупает специальные квоты на углеродные выбросы по $400 за тонну. «Чего таить, я богатый парень со своим мнением. Но я убежден, что при своих взглядах я весьма осведомлен и всегда стараюсь узнавать больше», ― пишет миллиардер в книге.
Гейтс чуть ли не пророчески предупреждал об опасности пандемии и о том, как к ней нужно готовиться, еще на своем выступлении на просветительской площадке TED в 2015 году. И это не первое обращение благотворителя к общественности по поводу климата.
Так, выступая на той же платформе в 2010 году, он заявлял о необходимости устранения углеродных выбросов к 2050 году. С тех пор Гейтс продолжает консультировать экспертов и расширяет свои компетенции в теоретических и прикладных вопросах, касающихся климата. В 2015 году он стал участником Климатического саммита в Париже и призвал тогдашнего президента Франции Франсуа Олланда поощрить другие государства к повышению бюджетов на исследования и разработки в области экологических инноваций. Соглашение тогда подписали 20 стран. Гейтс вспоминает: «И пусть бюджеты на изыскания удвоили не все, увеличение финансирования налицо. Именно в тот момент все сосредоточились на том, возможны ли подобные инновации в принципе».
Чтобы построить своеобразный фундамент для появления новых решений, сокращающих углеродный след, Гейтс совместно со своей командой ввел термин «зеленая наценка» и в сентябре прошлого года представил его в собственном блоге Gates Notes. Как он сам объясняет, «зеленая наценка» означает разницу между стоимостью продукта или процесса, при которых нет выброса углерода, и стоимостью тех, где он происходит.
В секторе легковых автомобилей «зеленые наценки» упали до такого уровня, что электромобили теперь покупаются значительно охотнее (хотя Гейтс подчеркивает, что на электрический личный транспорт приходится всего 2% от мировых продаж авто). Тем не менее в промышленной отрасли «зеленые наценки» гораздо выше. «Самые серьезные проблемы наблюдаются в производстве стали, цемента и даже при транспортировке таких грузов, как авиационное топливо», — размышляет Гейтс. Сложности, которые он имеет в виду, ― выработка процессов, благодаря которым конечный продукт не будет сопряжен с выбросом парниковых газов. Исследования находятся на ранних стадиях, и Гейтс предполагает, что правительства могут сыграть в финансировании изысканий немаловажную роль.
Цена вопроса
В декабре Гейтс написал в своем блоге о том, что США должны создать комплекс национальных институтов энергетических инноваций, чтобы страна стала лидером разработок по борьбе с климатическими изменениями. Идея заключается в том, чтобы создать государственное ведомство по образу и подобию главного столпа медицинских исследований в США ― национальных институтов здравоохранения, ежегодный бюджет которых составляет около $37 млрд. Миллиардер считает, что текущие расходы американского правительства на инновации в энергетике колеблются на уровне $7 млрд в год. Поэтому, чтобы выйти на один с уровень с национальными институтами здравоохранения, предлагаемому агентству необходимо будет получать впятеро больше.
Еще одно предложение Гейтса: расширить налоговые льготы, которыми сегодня пользуются солнечная и ветровая энергетика, на более молодые направления вроде энергетики прибрежного ветра, хранение энергии и производство новых типов стали. «Если это случится и на такие льготы выделят вдвое или втрое больше средств, я думаю, это будет огромный вклад со стороны администрации Байдена», ― рассуждает Гейтс.
При этом он указывает на важность того, что, какими бы ни были инновации из США или других стран, они должны быть доступны в таких регионах, как Индия. Сегодня на Соединенные Штаты приходится 14% всех выбросов в мире. Если нулевого уровня достигнет только Америка, на глобальном уровне проблема останется нерешенной.
Налог на воздух: как забота об экологии превращается в инструмент торговой войны
Куда инвестирует Гейтс
Своим состоянием $124 млрд основатель Microsoft по большей мере обязан доле в корпорации в размере около 1%, а еще ряду других капиталовложений. В книге он заявляет, что инвестировал в компании, занимающиеся сокращением своего углеродного следа, «больше $1 млрд». Но насколько больше?
Всего, как он говорит Forbes, получается около $2 млрд. Сам он называет себя, пожалуй, крупнейшим спонсором в сфере технологий воздушного захвата ― так называются методы захвата частиц углерода прямо из воздуха.
Еще две известные компании, в которые он инвестирует, производят мясо на растительной основе: Impossible Foods и Beyond Meat. Некоторые свои инвестиции он относит в категорию филантропии, например деньги, которые выделил на разработку климатической модели с открытым исходным кодом. Цель модели ― показать, как будет происходить генерирование электричества во время продолжительных периодов при плохих погодных условиях и невозможности использования энергии ветра и солнца.
Самый масштабный проект миллиардера — TerraPower, предприятие в отрасли атомной энергетики, разрабатывающее реактор, топливом для которого будет отработанный уран. Гейтс основал компанию с несколькими соучредителями более десяти лет назад. В 2017 году TerraPower сформировала совместное предприятие с китайской компанией и планировала собрать свой первый реактор в Китае. Но сделка сорвалась из-за американского правительства, которое в конце 2019-го запретило американским организациям сотрудничать с Китаем в области гражданской атомной энергетики. Теперь в планы входит строительство демонстрационной установки на территории США. В октябре Министерство энергетики Соединенных Штатов выделило для TerraPower на строительство станции $80 млн. В рамках соглашения половина финансирования будет предоставлена частным сектором. По словам Гейтса, «эти средства в основном от меня».
Бизнесмен надеется, что строительство демонстрационной станции займет от пяти до семи лет: «Если все пойдет по плану, то, возможно, через 10 лет нашу идею возьмут в работу коммерческие застройщики атомной отрасли и будут строить такие объекты сотнями ― именно это и необходимо, чтобы хоть как-то влиять на процессы климатических изменений».
Помимо всего прочего, Гейтс инвестирует в компании, стремящиеся к сокращению углеродного следа, через Breakthrough Energy Ventures, группу, которую он собрал и учредил в декабре 2016-го. «Привлекать средства оказалось куда проще, чем я ожидал, ― признается миллиардер. ― Собирая первый миллиард, я сделал приблизительно 22 звонка и получил около 20 положительных ответов». В число инвесторов объединения входят Джефф Безос, Винод Хосла, Джон Арнольд и Джон Доер. Гейтс, по его собственным словам, крупнейший из них.
На данный момент Breakthrough Energy Ventures проинвестировала 40 компаний. Одна из них, QuantumScape, разрабатывающая литий-металлические аккумуляторы для электрического транспорта и пока еще не имеющая прибыли, вышла на фондовый рынок через приобретенное специально для этой цели стороннее предприятие в обход IPO. Несмотря на то что многие компании еще находятся на ранних этапах развития, Гейтс называет некоторые «по-настоящему прорывными». В их числе QuidNet, которая занимается хранением электроэнергии, загоняя воду в подземные резервуары с высоким давлением. Когда необходимо электричество, вода выпускается и проходит через особую турбину, в которой создается ток.
Онлайн-банки, экология и ментальное здоровье: каких перемен ждать в 2021 году
В январе Breakthrough Energy Ventures привлекла еще $1 млрд ― как от изначальных участников, так и от новых инвесторов, однако конкретных имен Гейтс не раскрывает. Более того, предприниматель заявляет, что оказался крупнейшим спонсором и во втором раунде. Новые привлеченные средства пойдут на еще бóльшие инвестиции в промышленные процессы вроде низкоуглеродного производства цемента и стали, а также на развитие технологии воздушного захвата.
В ближайшие пять лет на технологии по снижению углеродного следа Гейтс намерен «вложить не меньше $2 млрд». Но хотя общая сумма $4 млрд ― это и огромные деньги, для Гейтса, человека с состоянием более чем $120 млрд, это лишь небольшая часть общего портфеля инвестиций. «Меня больше сдерживает скромный выбор компаний, которые могут существенно изменить нынешнее положение», ― говорит он.
Стремление Гейтса к сокращению выбросов парниковых газов почему-то затмило собой одну важную новость о некоторых других его капиталовложениях. В начале февраля Cascade Investment — инвестиционная компания миллиардера — заключила партнерскую сделку с Blackstone Group и частной венчурной фирмой Global Infrastructure Partners по приобретению Signature Aviation, крупнейшего в мире оператора частных аэродромов, за $4,7 млрд. В разгар пандемии частные авиаперелеты стали особо популярны, однако такие передвижения предполагают и колоссальные объемы выбросов углерода. Как эта сделка соотносится с заголовком книги Гейтса? На этот вопрос пресс-секретарь миллиардера никакого ответа не дал.
Окажет ли книга Гейтса какое бы то ни было влияние на политиков и даст ли стимул дальнейшим инновациям по снижению выбросов? Очень кстати и то, что борьба с изменением климата уже стала одним из четырех приоритетных направлений работы администрации президента Джо Байдена. А с учетом того, какую непростую тему затрагивает новинка, книга читается относительно легко, в ней есть собственные наблюдения Гейтса и даже его фото вместе с сыном Рори во время посещения геотермальной электростанции в Исландии. Предприниматель говорит, что для них с сыном это один из любимых видов досуга. Благотворитель также рассказывает, что ездит на электромобиле Porsche Taycan Turbo и что авто «неприлично хорошее и неприлично дорогое» ― такое обойдется не меньше чем в $150 000. Более того, он настолько большой поклонник немецкого автоконцерна, что купил одну из первых демомоделей.
Во всяком случае, Билл Гейтс хочет, чтобы обо всем этом хотя бы начали говорить: «Я очень надеюсь, что нам удастся завязать дискуссию и делиться фактами с окружающими, с членами семьи, друзьями и лидерами стран. Причем важны не только факты о том, почему нужно действовать, но и те, с которыми мы лучше поймем, что принесет бóльшую пользу».
Особый успех его предложения возымеют, если какими-либо из них станет руководствоваться администрация Байдена. «Мне кажется, с ростом финансирования мы сможем претворить в жизнь именно то, что необходимо. И не только ради себя, но и на благо всего мира», ― заключает Гейтс.
Перевод Антона Бундина
«Вам предстоит изменить мир»: речи Тима Кука, Билла Гейтса, Барака Обамы для выпускников 2020 года
«Вам предстоит изменить мир»: речи Тима Кука, Билла Гейтса, Барака Обамы для выпускников 2020 года