К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Призрак успеха: как фильм «Ганнибал» ввел весь Голливуд в заблуждение

Фото Phil Bray / MGM Pictures / Universal Pictures / Dino DeLaurentiis
Фото Phil Bray / MGM Pictures / Universal Pictures / Dino DeLaurentiis
Премьера фильма «Ганнибал», снятого режиссером Ридли Скоттом по мотивам романа Томаса Харриса, состоялась ровно 20 лет назад. Тогда зрители были в восторге от Энтони Хопкинса в роли доктора Ганнибала Лектера, но без пары «звездный актер + завораживающий персонаж» создание бесконечной франшизы о серийном убийце — коммерчески спорная идея, уверен кинообозреватель американского Forbes Скотт Мендельсон

Легко ли поверить, что когда-то третье место в рейтинге фильмов с самыми высокими кассовыми сборами в первые выходные кинопроката занимал жуткий криминальный триллер, содержащий сцены насилия, предназначенные лишь для взрослой аудитории? Премьера фильма «Ганнибал», снятого режиссером Ридли Скоттом по мотивам одноименного романа Томаса Харриса, состоялась 20 лет назад —  9 февраля 2001 года. Культовое продолжение серии фильмов о Ганнибале Лектере вышло на экраны спустя десять лет после премьеры «Молчания ягнят», которое 14 февраля 2021 года отметит тридцатилетие с начала проката. В первые выходные «Ганнибал» собрал $58 млн и занял третье место в вышеупомянутом рейтинге, уступив лишь фильмам «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» ($64 млн за первые выходные и $105 млн за первые пять дней кинопроката в 1999 году) и «Парк юрского периода: Затерянный мир» ($74 млн за первые выходные и $92 млн за первые четыре дня кинопроката в 1997 году). Коммерческий успех «Ганнибала» немного отличался от «Молчания ягнят», однако при бюджете $87 млн его кассовые сборы в США составили $165 млн, а мировые сборы — $352 млн.

Главная заслуга «Ганнибала» отчасти состоит в том, что именно после его премьеры началась современная эра высоких кассовых сборов в первые выходные кинопроката

В том же 2001 году кассовые сборы еще трех фильмов («Мумия возвращается», «Планета обезьян» и «Час пик») за первые выходные составили от $66 млн до $69 млн и практически побили рекорд фильма «Парк юрского периода: Затерянный мир» в США. В конце 2001 года этот рекорд все же был побит после премьеры фильма «Гарри Поттер и философский камень», кассовые сборы которого в первые выходные кинопроката составили $90 млн. Криминальный триллер «Ганнибал» стал не первым фильмом вне киноэпопей «Бэтмен», «Звездные войны» или «Парк юрского периода», кассовые сборы которого в первые выходные превысили отметку $50 млн. До него этой цифры удалось достичь фильмам «Гринч — похититель Рождества», «Люди Икс», «Миссия невыполнима 2» и «Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил». Тем не менее после премьеры «Ганнибала» заоблачные кассовые сборы в первые выходные кинопроката стали вполне обычным явлением. Еще одна причина, по которой фильм «Ганнибал» войдет в историю, заключается в следующем: он ввел всех в заблуждение относительно того, что киносага о серийном убийце может стать бесконечной франшизой.

Кассовые сборы «Ганнибала» в США оказались настолько высокими в первую очередь из-за того, что этот фильм стал продолжением «Молчания ягнят»

При создании фильма «Ганнибал» по мотивам одноименного романа писателя Томаса Харриса сценаристы Стивен Заиллян и Дэвид Мэмет упустили самое главное. Я не считаю, что роман «Ганнибал» — это хорошая книга, однако с ее помощью Томас Харрис будто бы показал средний палец всем тем, кто посмотрел «Молчание ягнят» и счел Ганнибала Лектера антигероем массовой культуры. Прежде всего это касается тех, кто посмотрел «Молчание ягнят» и, сильно опережая время, начал мечтать о романтических отношениях между каннибалом Ганнибалом и Клариссой Старлинг в духе сказки «Красавица и чудовище». Можно сказать, что это была своего рода попытка автора высмеять или подвергнуть критике популярный в массовой культуре феномен романтизации отношений героев. В первую очередь она была направлена на тех, кто не просто ждал постельных сцен с участием отважной сотрудницы ФБР и серийного убийцы, а вкладывал в их отношения более глубокие эмоции.

 

Этот герой устал, мы ему верим: «Новости со всех концов света» — новый вестерн с Томом Хэнксом в главной роли

В романе «Ганнибал» есть сатирические элементы — особенно в третьей части, в которой читатели в конечном итоге получают то, чего они так хотели. В финале Ганнибал Лектер оказывает помощь тяжело раненной Клариссе Старлинг, спасает ее от неминуемой смерти и промывает ей мозги с помощью наркосодержащих препаратов, чтобы специальный агент ФБР влюбилась в него. В целом сценаристы «Ганнибала» довольно подробно придерживались сюжетной линии романа на протяжении всего фильма. Тем не менее они все же кардинально изменили финал и сделали все возможное, чтобы Кларисса Старлинг сохранила свою репутацию «правильной ролевой модели» и «сильной женщины». Я нисколько не виню Джоди Фостер в том, что она отказалась исполнять роль Клариссы Старлинг в «Ганнибале». Сценаристы криминального триллера попытались погнаться за двумя зайцами, в итоге поддержав то, что Томас Харрис изначально высмеивал. Вышедший на экраны фильм — это «престижная» адаптация откровенно плохого романа.

 

Тем не менее этой картине все равно удалось привлечь внимание большой аудитории. Особенность «Ганнибала» заключается в том, что это экстравагантный и даже грандиозный триллер, который вовсе не напоминает стандартное продолжение криминальной драмы о серийном убийце. Зрители и читатели, скорее всего, просто ожидали продолжения романов «Красный дракон» и «Молчание ягнят», снятого под девизом «агент ФБР использует Лектера, чтобы поймать серийного убийцу», однако в конечном итоге они увидели совсем другой фильм. Благодаря «Ганнибалу» я рано понял, что завсегдатаи кинотеатров нечасто обращают внимание на статьи о кино в СМИ. Я с интересом наблюдал, как много зрителей были потрясены кульминацией фильма. Дело в том, что после выхода романа летом 1999 года его развязка широко обсуждалась. И было забавно наблюдать за тем, как зрители в переполненных залах кинотеатров реагируют на «неожиданный» финал.

Однако кассовые сборы в первые выходные кинопроката свидетельствуют не о качестве картины, признании критиков и популярности среди зрителей, а скорее о наличии хорошей маркетинговой кампании перед премьерой и других переменных (актерский состав, предыдущие фильмы и так далее), от которых зависит благосклонность аудитории. Кассовые сборы «Ганнибала» в США оказались настолько высокими в первую очередь из-за того, что этот фильм стал продолжением «Молчания ягнят». Кроме того, актер Энтони Хопкинс вновь исполнил в нем роль преступника, благодаря которой он стал звездой кино. При всем уважении к Джулианне Мур, которая пришла на смену Джоди Фостер и исполнила роль Клариссы Старлинг в фильме, можно сказать, что грандиозный успех «Ганнибала» без главной звезды «Молчания ягнят» — это тревожный сигнал о том, что актрис из первоначального состава легко заменить на других даже в продолжениях фильмов, пользовавшихся популярностью среди женщин.

Великий матриархат: как Рената Литвинова сняла фэнтези о феминизме и России 

 

По иронии судьбы, все три сезона сериала «Ганнибал» от Брайана Фуллера и канала NBC, которые получили высокие оценки критиков, но не пользовались огромной популярностью среди телезрителей, представляют собой ответ на вопрос о том, что бы было, если бы по мотивам романов Томаса Харриса было снято кино о самопознании и пограничном личностном расстройстве в стиле парижского театра ужасов «Гран-Гиньоль». С этим связана еще одна причина, по которой фильм «Ганнибал» войдет в историю. Эта картина ввела Голливуд (или как минимум продюсера Дино Де Лаурентиса) в заблуждение относительно того, что романы Томаса Харриса — это достойный материал для создания бесконечных франшиз. Успех «Молчания ягнят» был связан с тем, что этот фильм потрясающе снят и оставляет неизгладимое впечатление после просмотра. Успех «Ганнибала» был связан лишь с тем, что этот фильм был продолжением «Молчания ягнят». Вышедший на экраны в октябре 2002 года фильм «Красный дракон» режиссера Бретта Ратнера стал второстепенным хитом, потому что он был предысторией «Молчания ягнят». Стоит отметить, что при бюджете $93 млн его мировые кассовые сборы составили всего $208 млн. Во всех трех фильмах главную роль Ганнибала Лектера исполнил актер Энтони Хопкинс.

Фильм 1986 года «Охотник на людей» режиссера Майкла Манна провалился в прокате, поскольку кассовые сборы этой опередившей свое время адаптации романа «Красный дракон», несмотря на хорошие отзывы критиков, оказались слишком низкими. 14 лет назад, 9 февраля 2007 года, в прокат вышел фильм «Ганнибал: Восхождение», снятый по мотивам непопулярного одноименного романа Томаса Харриса о молодости серийного убийцы. «Ганнибал: Восхождение» получил отрицательные отзывы от критиков, а его кассовые сборы при бюджете $50 млн составили каких-то $82 млн. Лично мне понравился телесериал «Ганнибал» с Хью Дэнси и Мадсом Миккельсеном, однако его первый сезон в среднем посмотрели всего 2,9 млн человек, а третий и того меньше — 1,31 млн зрителей. Продление сериала на второй и третий сезоны было настоящим проявлением милосердия со стороны телеканала NBC.

Посмотрим, удастся ли новому сериалу «Кларисса» от телеканала CBS изменить сложившуюся отрицательную тенденцию. Действие сериала происходит в 1993 году, а роль главной героини Клариссы Старлинг исполняет актриса Ребекка Бридс. При этом создатели сериала не имеют права использовать образ Ганнибала Лектера и даже упоминать его имя. Я не очень уверен, будет ли этот сериал пользоваться популярностью среди зрителей. Разве что, конечно, мы все ошибались, и все это время самым ярким персонажем на самом деле была Кларисса Старлинг.

Жертва перемен: почему Disney закрыл студию Blue Sky, создавшую «Ледниковый период» и «Роботов» 

Это еще одно напоминание о том, что иногда успех фильмов и сериалов, даже если они сняты по мотивам какой-то книги, на деле зависит от множества переменных. Существует целая группа фильмов («Конан-варвар», «Терминатор», «Хищник»), из которых хотели сделать франшизы только потому, что «люди хотели видеть в главной роли Арнольда Шварценеггера». Это мы обсудим в другой раз. Да, Джеймс Кэмерон действительно превратил вторые части некоторых франшиз («Чужой», «Терминатор 2: Судный день» и даже «Рэмбо: Первая кровь 2», сценаристом которого он выступил) в высокобюджетные блокбастеры, однако это не значит, что все они были обречены на долгосрочный успех. На данный момент можно сказать, что успех большинства фильмов о докторе Ганнибале Лектере основан на гениальной игре Энтони Хопкинса и отличной репутации этого триллера о серийном убийце-каннибале.

 

Перевод Полины Шеноевой

Лучшие фильмы 2020 года по версии Forbes Life

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+