К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Розовое вино», «Кадиллак» и «Снова я напиваюсь»: сколько стоит музыкальный хит

Фото Вячеслава Прокофьева / ТАСС
Фото Вячеслава Прокофьева / ТАСС
Маржинальность музыкальной индустрии в России (впрочем, как и везде) весьма сложно посчитать. Себестоимость трека, а тем более расходы на его продвижение зависят от возможностей артиста и креатива его команды. При этом гарантировать успех продукта почти невозможно. Forbes Life опросил музыкантов, продюсеров и экспертов рынка, чтобы понять, какие минимальные инвестиции необходимы, чтобы сделать хит

Artik, продюсер, основатель лейбла Self Made Music, солист группы Artik&Asti:

— Само понятие «хит» очень сложное. Нет определенной формулы или секрета. Но можно нащупать и поймать свою волну, сложить свое субъективное понимание и ощущение хита, которое зачастую имеют известные саунд-продюсеры. Я тоже опираюсь на свою чуйку, и она еще ни разу не подводила. Наши треки успешны, на мой взгляд, благодаря уникальной смеси вокала, правильных текстов и цепляющей музыки.

Цены же формируются скорее не от хитовости, а от имени и личного бренда. Если уметь распознать хит, то у молодого автора можно и за $100 купить. Сейчас в трендах очень много рэп-музыки, и мне это нравится. Сегодня заходит либо душевность, либо вызов, либо скандал. Но качественную поп-музыку пока никто не вытеснил.

 

Для артиста найти своего автора — это как найти свою вторую половину. В России рынок очень богат на кадры. Практически каждый день к нам в компанию присылают десятки авторских песен на продажу. Очень много талантливых авторов с Украины, которые работают и на российский рынок.

Bahh Tee, автор-исполнитель, сооснователь музыкального лейбла Zhara Music:

 

— Если говорить именно о песне, то в стоимость хита входит вознаграждение авторам, аранжировка, продакшен, постпродакшен. Но нужно понимать, что хит — это не только песня, но и то, что происходит с ней после. То есть сюда стоит включить также продвижение, съемки видеоклипа, контента, интеграции с блогерами.

При работе в творческой сфере каждый может назначить свою цену. Крутой автор может считать, что конкретная песня вышла неудачной, и продать ее, допустим, за $1000, а молодой автор может посчитать, что создал суперхит, который не имеет смысла продавать дешевле $10 000. Все то же самое касается и продакшена, и продвижения.

Кто-то тестирует песни на фокус-группах. Я не люблю это делать. Можно опираться на мнение более опытных коллег: продюсеров, менеджеров, но всегда нужно помнить, что компетенции и успехи этих людей должны быть актуальны.

 

Я всегда опираюсь на опыт и чуйку. Но иногда срабатывает и простая математика: ты понимаешь, что слово или фраза смогут зацепить, и вокруг нее выстраиваешь всю песню. Самый очевидный хит для меня — «Снова напиваюсь» Slava Marlow. Здесь работает все: и фраза, вокруг которой выстроен припев, и голос.

Мы живем в такую эпоху, когда социальные сети, блогеры и инфлюенсеры решают. Какие-то удивительные и абсурдные вещи могут вылиться в челлендж, который подхватят десятки тысяч людей, и какая бы песня ни использовалась в этом челлендже, она станет хитом.

Что касается продакшена, то, если мы делаем большой сингл, он обойдется примерно в 200 000 рублей. Видеоклип обойдется в 1-2 млн рублей, но для кого-то эта цена будет выше в два раза. Если говорить о продвижении, то в среднем мы закладываем около 300 000 рублей. Молодому артисту, естественно, придется потратить больше. Продвижение видеоклипа обходится в 200 000 рублей, но это минимум.

Каждый на этом рынке оценивает себя сам и делает это скорее субъективно. На мой взгляд, песня должна стоить от $2000 до $5000. Хороший продакшен, на мой взгляд, может укладываться в ту же сумму. Остальной контент всегда остается на усмотрение конкретного артиста. Я на свой сингл закладываю от $10 000 до $15 000.

В ритме продуктивности: как музыкальный вкус влияет на успех в работе

 

Ирина Дубцова, певица, поэт и композитор, автор песен для Филиппа Киркорова, Димы Билана, Полины Гагариной, Алсу, Ани Лорак, Тимати и других артистов: 

— Сегодня понятие хита стерлось, так как очень популярна легкая музыка, без смысловой нагрузки. Но это устраивает молодежь, которая не застала другого. Я считаю, что этот спрос кратковременный. Это похоже на модные тренды.

Сейчас всем разрешено выражаться как угодно и как дозволено цензурой. Появилось понятие битмейкеров, которые создают аранжировку. Раньше на это обращали меньше внимания.

Невозможно предугадать, что станет хитом. Но мне кажется, что все-таки песни с мелодией и историей всегда будут трогать людей.

 

Цены на хиты разнятся, понятие хита у всех разное, а аудитория сильно разделилась. Можно купить песню-хит у молодого автора за $500, а можно купить песню у именитого композитора за $50 000.

Как в жизни, так и в музыке: все, что легкомысленно, все, что глупо, то, что делается с расчетом на наживу, долго не живет. Действительно популярным надолго становится тот материал, в котором есть и смысловая нагрузка, и история, и мелодия, которую возможно повторить. Все просто: есть душа в треке или ее нет.

Миша Марвин, артист Black Star, автор песен: 

— Сейчас невозможно угадать, что станет 100%-ным хитом. Конечно, если ты артист с большой аудиторией, твои треки с большей вероятностью поднимутся высоко в чартах. Если ты только начинаешь свой путь, важно помнить, что 100%-ных хитов нет. Можно купить песню за 500$, а можно за $10 000, никогда не знаешь, что выстрелит.

 

Стоимость песни складывается из музыкального продакшена и слов. Покупатель, как правило, узнает общую цену. Мои песни стоят в среднем от $1000-2000. Слова я пишу всегда сам, а с саунд-продюсерами могу работать разными. В моем случае все затраты на создание треков несет лейбл Black Star.

Я также работаю как автор. В этом случае есть два пути: единоразовый гонорар, когда тебе платят фиксированную сумму и получают права на песню, или получение процентов от прибыли трека.

Сегодня большинство молодых артистов сами пишут себе песни. Это обусловлено еще и тем, что сейчас они попадают в индустрию сами, без продюсеров и больших вложений. Они могут выпускать треки хоть каждый день, пока не залетят в топы. А если ты не пишешь сам — приходится искать авторов и вкладывать немалые суммы в каждый трек. Есть два варианта, если ты покупаешь песни: выбираешь среди имеющихся демок или делаешь заказ конкретно под себя.

Денис Сериков, генеральный продюсер холдинга ГПМ Радио (Радио ENERGY и Like FM):

 

— Судя по чартам, в топе хип-хоп, минималистик-трэп, дворовая лирика и «душевные» песни с выраженной мелодикой. Честно говоря, я не ожидал такой популярности незамысловатых мелодий. Топы на радио и в digital значительно отличаются. Хиты из TikTok, который сейчас очень популярен, редко попадают на радио.

Отбор музыки на радио — процесс трудоемкий. Музыки с каждым годом производится все больше, а оригинальных композиций больше не становится. В радиоэфир песни ставятся с учетом многих факторов. Причем в последние годы еженедельно мы стали добавлять больше новой музыки. Что касается технологии отбора, каждую неделю музыкальный редактор радиостанции отслушивает несколько сотен песен, чтобы предложить из них около 10% для выбора. В результате в эфир попадает от трех до 10 треков. Пять лет назад бывали недели, когда мы вообще ничего не добавляли.

В стриминге ежедневно появляется множество песен, несравнимое с тем количеством, которое появляется на радио. Если имя известное, к песне больше внимания, она сразу попадает в чарты.

Я бы сказал, что одним из главных драйверов успеха треков в стриминге является их грамотное продвижение в digital. На радио требуется больше времени, чтобы песня стала хитом (до месяца). Безусловно, мы обращаем внимание на то, что заходит в «цифре», и стараемся выбрать то, что подходит для радио. Еще недавно молодых исполнителей волновал только успех в digital и им было безразлично, ставят их на радио или нет. Но сейчас ситуация изменилась: ведь в стриминге ненадолго взлетают многие, а на радио — единицы.

 

Идеей Like FM было именно то, чтобы люди могли влиять на эфир, используя мобильное приложение как пульт дистанционного управления от радиостанции. Мы также пришли к тому, что стали создавать плей-листы радиобрендов на всех стриминг-площадках. Ведь радийщики в этом лучшие специалисты.

С появлением стриминга и TikTok срок жизни хита сократился. Если раньше артисту достаточно было сделать пару хитов в год, то сейчас он вынужден производить по одному треку в месяц. Побочный эффект от этого — падение качества. Причем это повлияло и на запрос аудитории. Он, прямо скажем, невысокий. Эта тенденция меня расстраивает и пугает.

Быть Дэвидом Боуи: как британский профессор целый год «повторял» жизнь великого музыканта и написал об этом книгу 

Владимир Чиняев (ChinKong), композитор, саундпродюсер: 

 

— В среднем производство песни занимает около двух недель. А сочиняется песня иногда и за пять минут.  Чтобы быть в тренде, нужно слушать и анализировать все чарты. А еще слушать и анализировать чарты 30- и 40-летней давности. Хит вообще бесценен, но с материальной точки зрения я бы оценил хит в стоимость одного концерта артиста.  Вечных хитов не бывает. Есть песни, которые не перестают звучать, но корни в таких песнях всегда классические.

Александр Романов, режиссер, сценарист, основатель ROMANOV PRODUCTION:

— Можно снять клип за 20 000 000 и собрать 20 000 просмотров, так как трек никому не интересен. А можно снять видео за 10 000 на телефон и собрать десятки миллионов просмотров. Но если вы работаете на качество и имидж, конечно, нужно вкладываться в визуал в случае успеха песни. Кстати, качественный визуал и все потраченные деньги отобьются рекламными контрактами и концертами.

Вообще разброс цен сейчас огромный. Потолка цены за клип нет, как и минимума — можно снять даже бесплатно.

 

Когда мы говорим о формировании стоимости клипа — это продакшен и непосредственные расходы. Многие артисты еще в момент написания песни уже видят картинку для клипа, и мы, как продакшен, отталкиваемся от их идеи и от бюджета. Часто бывает, что мы сами даем варианты сценариев, в этом случае главную роль играет бюджет.

Вообще на рынке сейчас мало артистов, которые могут себе позволить снимать клип на каждый трек. Молодые ориентируются на то, как зайдет песня. Это к тому, почему клип может выйти сильно позже песни: ждали результатов по треку, а потом принимали решение о съемке клипа, либо клип сложный в производстве — это если мы говорим о топ-артистах, которые обычно очень заморачиваются на картинке.

Я, как основатель продакшена и режиссер, за то, чтобы клип выходил вместе с песней. Иначе люди начинают писать о том, что ждали совсем другого, слушая песню.

Что касается сроков производства — у меня есть практика, когда от момента звонка артиста до выхода клипа прошло пять дней. Но если срочно и горит, смета увеличивается в 2-3 раза, это нужно учитывать. Стандартный срок производства — две недели. Тем более сейчас мы снимаем клипы как мини-фильмы, а это требует подготовки. Качественный клип в нашем исполнение в среднем от 3 млн рублей.

 

«Триумф Моргенштерна»: как независимые артисты окончательно вытеснили музыкальные лейблы в России 

Иван Иванов, региональный руководитель TuneCore в России: 

— Формула успеха, на мой взгляд, не пытаться найти формулу успеха. Перед нами масса примеров больших артистов, которые в поисках универсальной формулы успеха становились заложниками одного формата или одной песни. На мой взгляд, одна из главных составляющих успеха сегодня — это выстраивание отношений с аудиторией. В век соцсетей уже недостаточно вбросить отличную песню — важно убедить свой актив, что песня стоит внимания аудитории. Кроме этого, важно искать свое звучание и свой образ, но, найдя его, не бояться экспериментировать и пробовать новое.

Что касается денег, то можно сказать про запись, мастеринг, заказ дизайна обложек, затраты на дистрибуцию, промо и еще кучу других направлений, куда потратить деньги. Но мы живем в уникальное время. Сегодня достаточно качественную аудиозапись можно сделать и в домашних условиях, а затем щелчком мыши отправить файл на другой конец света, где звукоинженеры за несколько долларов сделают высококлассный мастеринг.

 

Еще проще обстоят дела с доставкой музыки до аудитории. Раньше артист ни при каких обстоятельствах не мог самостоятельно доставить свой трек до миллионов слушателей. Максимум, что можно было сделать, — это продавать CD-диски на своих концертах. Сейчас же несколько кликов, пара дней — и вот ваша музыка доступна миллионам по всему земному шару. В результате мы имеем такие потрясающие примеры, как Иманбек с ремиксом на трек Roses, который на Spotify уже прослушали более миллиарда раз, а сам он номинирован на GRAMMY. А ведь парень из провинциального казахстанского городка сделал трек за пару часов на плохоньком компьютере и с наушниками-капельками за 1000 рублей.

Точно не стоит экономить на качестве. Качестве звука в первую очередь. Также имеет смысл вкладываться в развитие своей фанбазы, своих соцсетей — ведь они в конечном счете станут главным инструментом для вашего дальнейшего промо.

Но даже домашнюю студию можно оборудовать вполне бюджетно, и результат будет более чем достойный (при правильном приложении усилий). Ну и на клипах можно вполне сэкономить — во-первых, потому что визуального контента сегодня нужно делать много, а во-вторых, потому что даже клип, снятый на телефон, можно докрутить на постобработке — вспоминаем дисс Machine Gun Kelly на Эминема или из свежего — клип группы «Дайте танк (!)» на песню «Сказки».

Анастасия Шлинчак, независимый PR-специалист, работала с Black Star, Ани Лорак, Нюшей:

 

— Помимо стоимости трека, важно учитывать продвижение. С точки зрения PR оно, конечно, должно быть бесплатным. Расходы — оплата работы PR-менеджера, уровень зарплаты зависит от уровня специалиста, можно найти и за 30 000 кого-то на проект, но это будет стажер без базы и знания рынка, опыта. В среднем стоимость PR-менеджера в штат — 100-150 000 рублей, но не стоит ждать, что специалист будет вести только ваш проект. И брать пиарщика в штат или даже оплачивать работу проектно есть смысл, только имея хит. Многие начинающие артисты с двумя треками, у каждого из которых по 1000 стримов и 5000 подписчиков в Instagram, хотят себе PR-директора, который поставит их на радио, ТВ и во все YouTube-шоу. Так не бывает, если вы артист — важно, чтобы ваш продукт был интересен, стал популярен, только потом стоит начинать работу над узнаваемостью. Да, PR — это больше про узнаваемость артиста, а не про увеличение популярности трека или рост подписчиков в соцсетях.

Создать хит — сложная работа, требующая опыта, интуиции, грамотного продакшена и немного везения. Но есть средние расценки: от  $1000 до $10 000 за трек. Все дополнительные траты остаются на усмотрение артиста.

Zivert, Шарлот, ФРЕНДЗОНА: 10 самых перспективных музыкантов России до 30 лет

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+