К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

8 важных фактов о Пьере Кардене: каким вошел в историю прославленный модельер

Фото Pierre Vauthey / Sygma via Getty Images
Фото Pierre Vauthey / Sygma via Getty Images
Вчера на 99-м году жизни умер французский модельер Пьер Карден — один из самых ярких героев моды ХХ века, известный своим футуристическим стилем и неоднозначным подходом к бизнесу. Исследователь моды Тим Ильясов собрал 8 важных фактов о жизни дизайнера

Итальянская родина

Жизнь Кардена связана с Францией и Парижем, однако родился он в Италии, недалеко от Венеции, в 1922 году — с именем Пьетро Кардини. Семья Пьетро бежала во Францию от Муссолини и его режима в 20-х годах, но Италия и родной регион Венето остался в душе дизайнера навсегда: уже став Пьером Карденом, он купил в Венеции роскошное палаццо.

Увлечение футуризмом

Карьера Кардена в моде началась еще в 1940-х, тогда он работал в модных домах известных модельеров — Жанны Пакен, Эльзы Скиапарелли и даже Кристиана Диора, но в 1950 году решился на открытие собственного дома. Карден раньше других почувствовал изменение времени и уже в конце 50-х футуристический стиль стал характерной чертой его работ. Расцвет Кардена пришелся на следующее десятилетие: в моду вошли космос, минимализм и мини, дизайнер создает лаковые сапоги-чулки, прямые пальто и пальто в виде летающих тарелок или ракет. Винил, пластик, шляпы-шлемы, радикально короткие платья, черные и серебряные колготки, космические туфли и ремни — его стиль олицетворяет дух времени.

«Выживет только сильнейший»: как в 2020-м индустрия моды осваивала онлайн и училась понимать зумеров

 

The Beatles

Если сейчас крупный бренд выпускает и мужские, и женские, и нередко даже детские коллекции, то парижские кутюрье 1950-х не разбрасывались на разные линии. Но Карден встал в авангарде системных изменений. В 1959 году дизайнер запускает мужскую линию одежды с очень современным лаконичным кроем, а в начале шестидесятых молодые участники группы The Beatles появляются на публике в странных и остромодных пиджаках без лацканов, придуманных Карденом. Правда, до сих пор неясно, были ли пиджаки битлов сшиты собственно у Кардена или просто копировали его стиль.

Прет-а-порте

Париж 1950-1960-х годов держался за традиции от-кутюр, а рынок готовой одежды мастера моды считали приземленным и недостойным себя. Именно этот французский снобизм помог вырваться вперед итальянской моде, которая сделала ставку на готовую одежду. В 1959 году Карден пошел поперек мнению Синдиката Высокой Моды (за что был из него изгнан) и начал продавать свою коллекцию в дешевом универмаге Printemps. Карден был пионером новой эпохи — эры дизайнеров и креативных директоров, которая пришла на смену эпохе кутюрье. Сделав акцент на готовой одежде, он оказался в выигрыше: к концу шестидесятых  дома кутюрье закрывались один за другим, а бизнес Кардена развивался, его имя гремело.

 

Тиражирование бренда

Продажа лицензий на собственное имя и тиражирование бренда, с одной стороны, были абсолютной инновацией, широко распространяли имя дизайнера и приносили солидный доход. С другой стороны, в 1970-1990-х индустрия моды еще не научилась грамотно работать с лицензированием, кто-то должен был пройти весь путь и совершить ошибки, на которых можно было бы учиться. Этим «кем-то» и стал Карден. В 1968 году он продал первую лицензию на изготовление фарфора под своей маркой. Так к середине 1980-х Карден стал одним из самых богатых дизайнеров мира с ежегодным доходом в $10 млн в год, однако изделия под его брендом продавались одновременно и в люксовом бутике, и в дешевом супермаркете. В 1984 году лицензий было 540, в 1995-м уже 900, авторитет бренда разрушался и, в конце концов, рухнул окончательно — Pierre Cardin перестал восприниматься модой всерьез. Сам дизайнер, впрочем, не находил в лицензиях ничего дурного. Сейчас у бренда около 600 подписанных лицензий на самые разные товары: от мужских галстуков до кастрюль и матрасов.

Дружба с Майей Плисецкой

Пьер Карден и балерина Майя Плисецкая познакомились в 1971 году, их представила друг другу белорусская художница Надя Леже. Когда дизайнер и балерина беседовали в лобби отеля, Майя Михайловна попросила у Кардена совета, в чем пойти на прием в Париже. Дизайнер отшутился но, отойдя, немедленно позвонил ассистенту. Через час Плисецкая уже примеряла свое первое платье от Кардена и на приеме произвела своим образом фурор. С 1971 года Плисецкая одевалась практически исключительно в вещи Кардена. Любопытно то, что дизайнер никогда не брал оплату за вещи, Майя Михайловна была его музой, вдохновением и лицом бренда. Карден одевал Плисецкую не только в жизни, но и на сцене, создав костюмы для балетов «Вешние воды», «Анна Каренина», «Чайка». Во многом благодаря Плисецкой бренд Pierre Cardin был известен в СССР, пожалуй, даже больше Dior и Chanel.

От Коко Шанель до звезд соцсетей: как образ парижанки годами помогает продавать косметику и одежду

 

Большие планы на Россию

Впрочем, с СССР, а после Россией Кардена связывала не только Плисецкая. В 60-е Кардена вдохновляла советская космическая программа, а с 70-х годов дизайнер смотрел на нашу страну как на огромный, неодетый и жаждущий моды необъятный рынок. С 1963 года Карден приезжал в СССР регулярно, общался с советскими модельерами, дружил с модельером Вячеславом Зайцевым, кокетничал с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой, восхищался «Юноной и Авось» и даже устроил легендарному спектаклю гастроли и, конечно, лелеял мысль о том, что его вещи будут продаваться в Союзе. Cardin был самой желанной маркой у фарцовщиков. В 1986 году, на волне перестройки, желание Кардена исполнилось и советские фабрики начали выпускать одежду по французским лекалам и с заветным логотипом, только вот качество было советским, и дизайнер просто не мог узнать свои модели, так далеки были выпущенные изделия от их прототипов. Эксперимент с советским производством вскоре прекратили, тем не менее советские «фирменные» вещи от Кардена были популярны в конце 1980-х. В России 90-х  Кардена из умов новых русских вытеснил Джанни Версаче, и, хотя на отечественный рынок хлынули лицензионные пиджаки, чайники, носки и наволочки с заветным логотипом Cardin, к 2000-м и в России ширпотреб под известным именем потерял свой прежний вес.

Ресторан «Максим»

Легендарный парижский ресторан Maxim’s был важнейшим центром богемной жизни 1900-х, где собирались звезды Прекрасной эпохи, отмечались премьеры спектаклей, богатейшие мужчины мира встречались с известными артистками и гран-кокотками. С 20-х по 50-е годы ресторан оставался одним из лучших заведений Парижа с непременно респектабельной публикой, однако к концу 1970-х его слава погасла, а в 1981 году «Максим» выкупил Пьер Карден. Модельер провел в здании большие реставрационные работы и отвел один из этажей под музей. Увы, жажда тиражирования Кардена перешла и на ресторан. «Максимы» начали открываться в разных городах мира, и даже в Москве 1990-х появился свой «Максим».

История унисекса: какие предметы одежды женщины «отняли» у мужчин и сделали своими 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+