«Он так и остался тем самым «Одиноким клоуном»: каким мы запомним Армена Джигарханяна
Умер Армен Джигарханян.
Актер с большой буквы, которым восхищались женщины и которого с радостью взяли бы в разведку мужчины. Попавший во всевозможные рейтинги как самый снимаемый советский артист, он был для всех нас символом советского кино, советского интернационализма и советского мужчины — надежного, мудрого, темпераментного и в то же время чрезвычайно обаятельного. Харизма Джигарханяна, его знаменитое чувство юмора, необыкновенно приятный, даже вкрадчивый голос, своеобразная брутальность и абсолютная, стопроцентная узнаваемость — все это навсегда останется с теми, кто видел его на сцене и на экране, в жизни и в телевизоре.
Человек непростой судьбы, чья жизнь, казалось, полна преград, а биография соткана из противоречий, он родился в 1935 году в Ереване. Тифлисский армянин из старинного аристократического рода, которого отец бросил, когда ему едва исполнился месяц, он рос в русскоязычной среде и учился в русской школе. Его детство пришлось на войну, а молодость — на оттепель. Еще в отрочестве «заболев» театром, он поехал в Москву, но не смог с первой попытки поступить в ГИТИС. Вернувшись домой, какое-то время работал помощником кинооператора на «Арменфильме», где, по всей видимости, и начался его роман с кинематографом, длившийся почти всю жизнь и подаривший нам столько ярких образов. Но потом театр все-таки взял свое, и поступив в Ереванский художественный театральный институт, он практически сразу попал в труппу Русского Драматического Театра им К.С. Станиславского. Позже случилась и Москва, и важнейшие столичные театры: сначала Ленком, потом Маяковка.
Стенли Ковальски и Большой Па, Сократ и Нерон, Мендель Крик и Мольер, Ленин и Левинсон, генерал Хлудов и Салай Салтаныч, штабс-капитан Овечкин и главарь банды «Черная кошка». Независимо от того, играл он героя или негодяя, ученого-физика или чекиста, бандита или судью (в образе которого он предстал в ленте «Здравствуйте, я ваша тетя» — одном из главных хитов его обширной фильмографии, насчитывающей больше 300 названий. «На свете столько нет армян, сколько ролей сыграл Джигарханян», — подшучивал Валентин Гафт), в нем всегда было что-то монументальное, значительное и при том острохарактерное. Даже когда он играл второстепенных персонажей, Джигарханян привлекал внимание, выделяясь на общем фоне и экзотической внешностью, и удивительной мягкостью, и всем обликом мужчины-героя, мужчины-воина, мужчины-защитника. В нем всегда что-то смешное и ужасное одновременно, он, как мало кто еще в нашем кино и театре, умел пугать и смешить, создавать характеры комические и трагические одновременно.
Джигарханян никогда не был одинаковым и однообразным, плоским и пошлым, всегда находя новые краски и новые интонации даже для самых «незначительных», «проходных» героев. Коллеги рассказывают, что он одинаково тщательно готовился к любой роли, даже если она была всего лишь «эпизодом», и был неизменно внимателен к партнерам по сцене и съемочной площадке. Он играл в пьесах Мольера и Шекспира, Уильямса и Островского, Булгакова и Радзинского, Беккета и Пинтера. Он сотрудничал с лучшими театральными постановщиками (Анатолий Эфрос, Андрей Гончаров, Марк Захаров) и кинорежиссерами своего времени, среди которых Леонид Менакер, Ян Фрид, Александр Прошкин, Георгий Данелия, Юлий Карасик и многие-многие другие. Армен Борисович почти двадцать лет преподавал во ВГИКе и воспитал не одно поколение студентов. Он охотно озвучивал мультфильмы и записывал радиоспектакли. А став руководителем собственного театра, не пустился в режиссуру, как предсказывали многие, но неизменно давал дорогу своим студентам.
О нем снимали фильмы и сочиняли книги, ему вручали ордена и медали, он еще при жизни стал всеми признанным мэтром, человеком-легендой, но, кажется, так и остался тем самым «Одиноким клоуном», о котором писал когда-то в своей автобиографии. Таким мы его и запомним, уникального российского актера и замечательного человека Армена Борисовича Джигарханяна.