В экстремальных условиях и со справедливыми наградами: как прошла «Золотая маска» — 2020
Фестиваль «Золотая маска» — 2020 проходил в экстремальных условиях, с бесконечными отменами, возвратом билетов и переносами, а объявление результатов и вовсе пришлось перенести в онлайн. При этом все это делалось спокойно, достойно, как будто постоянный форс-мажор — дело привычное. В этому году решения и в «музыке», и в «драме» не просто устроили большинство, но показались театральному сообществу на редкость взвешенными и справедливыми, если такое вообще применимо к искусству, тем более искусству театра.
Лучшим драматическим спектаклем 2018/2019 признана «Иранская конференция» Виктора Рыжакова в Театре наций. Режиссер, за минувший сезон перешедший из Центра им. Мейерхольда, который он возглавлял долгие годы, в «Современник», не только сделал дубль, добавив к прошлогодней «Золотой маске» за «Оптимистическую трагедию. Прощальный бал» в питерской Александринке еще один главный приз, но и получил признание профессионалов за зрительский хит, спектакль-загадку, спектакль-ребус.
Нынешний худрук ЦИМа Дмитрий Волкострелов получил долгожданную «Золотую маску». Спектакль Волкострелова в «Театре post» «Хорошо темперированные грамоты» не просто выиграл в категории «Эксперимент», но и положил конец юмористическому мини-сериалу, который коллектив каждый год снимал на церемонии, в очередной раз оставшись номинантом. Не менее важна «Золотая маска» для белорусского драматурга Павла Пряжко — это заслуженный приз за пьесу «Сосед», представленную на фестивале в последние предпандемийные дни «Театром post», и признание заслуг драматурга, постоянно экспериментирующего с языком, смыслами и способами их передачи.
Еще один спектакль-хит получил премию как «лучшая драматическая работа малой формы». Речь о «Преступлении и наказании» Константина Богомолова в питерском «Приюте Комедианта», наименее скандальном и едва ли не наиболее выверенном, точном спектакле режиссера, смотреть который — не насилие, но сплошное удовольствие. Не меньшее, впрочем, чем удовольствием смотреть умно и иронично сделанного «Сережу» Дмитрия Крымова в МХТ им. Чехова, за который режиссер получил свою «Золотую маску», а великолепная Мария Смольникова, исполнившая роль Анны Карениной характерно и необычайно тонко, — свою.
Если большинство основных номинаций в драме досталось столичным театрам (кроме актерских работ второго плана, которые «ушли» в Псков и Новосибирск), то в музыкальном театре вперед вышла провинция. Лучшим мюзиклом стал пермский «Винил» из Театра-Театра. Лучшей оперой признали постановку «Трех сестер» Петера Этвеша из Екатеринбурга. За этих же «Трех сестер», благополучно показанных в Москве еще в марте, получил премию американский режиссер Кристофер Олден, которого в 2013 году номинировали на «Маску» за «Сон в летнюю ночь» в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, к сожалению, запомнившийся зрителю главным образом из-за скандала с детским хором.
Кстати, сам Музтеатр Станиславского и Немировича-Данченко, в народе известный как «Стасик», — традиционный фаворит премиального марафона, в этот раз получил три премии за «Влюбленного дьявола» (исполнителям Дарье Тереховой и Антону Росицкому и посмертно композитору Александру Вустину). Больше «Золотых масок» — за работу дирижера в балете и опере, за лучший балет «Артефакт-сюита» , мужскую партию в балете/современном танце и работу художника по костюмам в музыкальном театре — собрал Большой театр. Наконец, лучшим спектаклем современного танца стала «Лилит» кировского танцевального проекта «Солянка» в постановке Анны Щеклеиной. Она обошла более маститых и известных профессионалов из Челябинска, Екатеринбурга, Костромы, Казани, Краснодара, Омска и Москвы и всколыхнула обсуждение темы о разделении номинаций для балета и современного танца.
Влюбиться в оперу, послушать Бродвей, понять метамодерн: 8 лучших театральных подкастов